Русское барокко

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках, в основном при Петре I и Елизавете Петровне:

Архитектура Барокко

Архитектурный стиль барокко предполагает раскрытие объёмов в окружающее пространство, динамизм, экспрессию форм, преувеличенность масштабов, величественные ансамбли и огромные размеры зданий, мощные пропорции, контрасты замкнутых и открытых пространств, где каждый мог видеть алтарь; витые колонны, драматические эффекты, в том числе свет, идущий из купола сверху; иллюзиями «оживающих статуй», обилие цвета и позолоты, «квадратуры» росписей с «обманками», или эффектами «тромплёй» (фр. trompe-l'œil) и многое другое.

Барокко в России

В России архитектура барокко прошла три основных этапа: раннее московское барокко с элегантными белыми украшениями на стенах из красного кирпича довольно традиционных церквей, зрелое петровское барокко, в основном импортированное из Нидерландов, и позднее растреллическое барокко.

Региональные разновидности

Для провинциального барокко на севере и востоке России характерны упрощённые формы и тенденция к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов. А. Ю. Каптиков считает возможным говорить о существовании провинциальных школ барокко в Тотьме, Великом Устюге, Вятском крае, на Уралепоходяшинские» церкви) и в Сибири[2]. Большим своеобразием отличается сибирское барокко, сочетающее разработку заветов московского барокко с конструктивными заимствованиями из словаря украинского барокко и декоративными привнесениями с Востока[3].

На западе Российской Федерации долгое время сохранялись памятники как польского барокко (костёл в Себеже 1625 г., Спасская церковь в Трубчевске 1640 г.), так и барокко казацкого, характерного для Слобожанщины (Казацкий собор в Стародубе 1678 г., Троицкий собор в Белгороде, трёхглавый собор в Севске). В настоящее время многие из них находятся в плачевном состоянии.

Примечания

  1. Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. — М.: Искусство—XXI век, 2014. — С. 65. — 616 с. — ISBN 978-5-98051-113-5.
  2. Каптиков А. Ю. «Региональное многообразие архитектуры русского барокко». МАРХИ, 1986.
  3. Уильям Крафт Брамфилд. Восточные мотивы в церковной архитектуре Сибири. cultinfo.ru. Дата обращения: 1 января 2020.