Русский фашизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Русский фашизм — идеология, разновидность русского национализма в 1930—1940-е годы, характеризующаяся симпатией к итальянскому фашизму и германскому национал-социализму, ярко выраженным антикоммунизмом и антисемитизмом.

Русский фашизм имеет свои корни в движениях, известных в истории как «чёрная сотня»[1] и «белое движение». Был распространён среди белоэмигрантских кругов, проживающих в Германии, Маньчжоу-го и США. В Германии и США (в отличие от Маньчжоу-го) политической активности они практически не вели, ограничиваясь изданием газет и брошюр.

Некоторые идеологи «Белого движения», такие как И. А. Ильин и В. В. Шульгин, приветствовали приход к власти Бенито Муссолини в Италии и Адольфа Гитлера в Германии, предлагая соратникам фашистский «метод», как способ борьбы с социализмом, коммунизмом и безбожием. При этом политические репрессии и антисемитизм они не отрицали и оправдывали[2][3].

С началом Второй мировой войны русские фашисты в Германии поддержали Гитлера и влились в ряды русских коллаборационистов.

«Чёрная сотня»

В 1930-х и 1940-х годах

Иван Ильин о фашизме

Многие авторы связывают русский фашизм с идеями и влиянием русского философа Ивана Ильина, бывшего одним из ведущих идеологов Белого движения в эмиграции[7][8][9][10][11]. В 1928 году Ильин опубликовал статью «О русском фашизме»[12], в которой он рассматривал возникновение итальянского фашизма как реакцию на революцию 1917 года. Ильин называл фашизм одной из форм белого движения, утверждая при этом, что «белое движение в целом гораздо шире фашизма и по существу своему глубже фашизма», поскольку «в фашизме совсем не проявляется или недостаточно действует глубочайший, религиозный мотив движения».

В 1948 году, после Второй мировой войны и падения фашистских режимов в Европе, Ильин опубликовал статью «О фашизме»[13]. Он рассматривал фашизм как явление «сложное, многостороннее», в котором «есть здоровое и больное, старое и новое, государственно-охранительное и разрушительное» и настаивал, что в оценке его нужны спокойствие и справедливость, но «опасности его необходимо продумать до конца».

Ильин подчёркивал, что «фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо» и что «во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным». Правоту фашизма Ильин видел в том, что он «искал справедливых социально-политических реформ», «исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру».

Далее в статье Ильин перечислил главные ошибки фашизма: безрелигиозность, создание правого тоталитаризма, установление партийной монополии, уход в крайности национализма и воинственного шовинизма, смешение социальных реформ с социализмом и соскальзывание через тоталитаризм в огосударствление хозяйства, идолопоклоннический цезаризм с его демагогией, раболепством и деспотией. Он указал, что «русские „фашисты“ этого не поняли <…> если им удастся водвориться в России (чего не дай Бог), то они скомпрометируют все государственные и здоровые идеи и провалятся с позором». При этом он считал, что «Франко и Салазар поняли это и стараются избежать указанных ошибок. Они не называют своего режима „фашистским“»[14].

Профессор Института истории Университета им. Мартина Лютера Хартмут Рюдигер Петер в своей статье об И. И. Ильине и фашизме раскритиковал взгляд последнего на эту идеологию, указав, что критике подвергнуты лишь такие ошибки немецких нацистов как негативное отношение к религии и, весьма незначительно, расизм, в то время как Холокост даже не отмечен, и фашистские режимы в Испании и Португалии получают от философа хвалебную оценку[15].

Фашизм в современной России

Возрождение черносотенного движения наблюдалось в конце и после перестройки. Так, в 1992 году член общества «Память» А. Р. Штильмарк начал издавать газету «Чёрная сотня», тогда же его группа «Чёрная сотня» отделилась от общества «Память». С 2003 года «Православный набат» — главное издание черносотенного движения, возглавляемого Штильмарком.

К черносотенцам относится воссозданный в 2005 году «Союз русского народа», газета «Православная Русь», организации во главе с Михаилом Назаровым, а также основанное при участии Константина Кинчева среди «правых» фанатов группы «АлисА» сообщество «Красно-чёрная сотня»[16].

По мнению Владимира Илюшенко, русский фашизм гораздо больше похож на германский национал-социализм, чем на итальянский фашизм[17]. Тема «русского неонацизма» поднимается в СМИ преимущественно в связи с преступлениями, совершенными на почве межнациональной розни и нетерпимости[18][19].

Заметным общественным явлением неонацизм стал в 1990-х в форме движения НС-скинхедов. Численность скинхедов увеличилась с нескольких десятков в начале 1990-х до десятков тысяч в начале 2000-х годов[20][21][22]. Причинами резкого роста движения скинхедов в России эксперты считают развал системы образования и воспитания, экономический спад и безработицу во время реформ 1990-х годов, войну в Чечне, усилившую неприязнь к выходцам с Кавказа, а также недостаточную активность правоохранительных органов в борьбе с праворадикальными организациями в 90-е годы[23]. По данным центра «Сова», количество жертв нападений по мотивам ненависти в различное время составляло до 700 человек в год (максимальные значения зафиксированы в 2008—2009 годах), к 2015 году это количество снизилось до 80 человек[24].

По сообщениям СМИ, с 2014 года неонацисты из России принимают участие в военных действиях как на стороне ДНР и ЛНР, так и на стороне ВСУ и проукраинских добровольческих формирований[25][26].

Примечания

  1. Уолтер Лакер. Чёрная сотня. Происхождение русского фашизма. Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine М.: Текст, 1994. ISBN 5-7516-0001-0
  2. Иван Ильин. О русском фашизме. Издание «Русский Колокол. Журнал волевой идеи» № 3, 1928 г., стр. 54-64.. Дата обращения: 9 февраля 2020. Архивировано 7 февраля 2020 года.
  3. Бабков, дисс., 2008, с. 110, 111, 213, 218.
  4. Родзаевский К. В. Завещание русского фашиста. М., ФЭРИ-В, 2001
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 John J. Stephan. The Russian Fascists: Tragedy and Farce in Exile, 1925—1945. New York: Harper & Row, 1978
  6. Окороков А. В. Фашизм и русская эмиграция (1920—1945 гг.)
  7. Snyder, Timothy. How a Russian Fascist Is Meddling in America's Election, The New York Times (20 September 2016). Архивировано 20 сентября 2016 года. Дата обращения 21 июня 2022.
  8. Nikiforuk, Andrew Meet the Face of Global Fascism. The Tyee (25 February 2022). Дата обращения: 14 марта 2022. Архивировано 26 апреля 2022 года.
  9. Understand Putin by understanding his favourite thinkers (5 April 2018). Архивировано 9 марта 2022 года. Дата обращения 21 июня 2022.
  10. Timothy Snyder: "God Is a Russian", Russian, East European, & Eurasian Studies, MacMillan Center for International and Area Studies (5 April 2018). Архивировано 22 апреля 2022 года. Дата обращения 21 июня 2022.
  11. https://www.nytimes.com/2022/05/19/opinion/russia-fascism-ukraine-putin.html
  12. Архивированная копия. Дата обращения: 7 февраля 2020. Архивировано 7 февраля 2020 года.
  13. Иван Ильин. О фашизме. Дата обращения: 23 июля 2021. Архивировано 7 сентября 2021 года.
  14. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок автоссылка1 не указан текст
  15. Петер Хартмут Рюдигер. Иван Ильин и фашизм. Дата обращения: 24 мая 2022. Архивировано 23 ноября 2021 года.
  16. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: Теория, практика, методы профилактики экстремизма. под ред. А. А. Козлова, В. А. Канаяна, Спб, 2008. с. 102
  17. Илюшенко В. И. Фашизм как духовный феномен // Ксенофобия. Национализм. Фашизм: Лики русского неонацизма. — М.: Academia, 2005. — 264 с. — 1000 экз.
  18. «Сова» пугает людей ужасами «русского неонацистского переворота». Русский обозреватель, 28/01/2010. Дата обращения: 23 ноября 2013. Архивировано 29 октября 2013 года.
  19. Неонацизм в России. Deutsche Welle, 25.04.2002. Дата обращения: 25 января 2022. Архивировано 8 января 2022 года.
  20. Беликов С. В. Бритоголовые // Молодёжные субкультуры Москвы / Сост. Д. В. Громов, отв. ред. М. Ю. Мартынова.. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2009. — С. 226—229. — 554 с. — ISBN N 5-201-14594-9.
  21. Беликов Сергей Владимирович. Бритоголовые. Все о скинхедах. Эксклюзивные материалы. — М.: Издательский центр РГГУ, 2002. — С. 1.
  22. Александр Тарасов. Наци-скины в современной России. Доклад для Московского бюро по правам человека Архивная копия от 7 января 2022 на Wayback Machine
  23. Александр Тарасов Порождение реформ: бритоголовые, они же скинхеды Архивная копия от 7 января 2022 на Wayback Machine
  24. Александр Верховский и Кирилл Родионов. Нацизм в России: миф или реальность Архивная копия от 7 января 2022 на Wayback Machine // Радио «Свобода». 19.01.2016.
  25. Владимир Ващенко. «Проявлений русофобии не замечал». Российские националисты воюют по разные стороны от линии огня в Донбассе Архивная копия от 10 мая 2021 на Wayback Machine // Газета.ru. 25.05.2015.
  26. Павел Никулин. Дело правое. За кого воюют российские неонацисты на Донбассе Архивная копия от 16 июня 2021 на Wayback Machine // Snob.ru. 29.08.2014.

Литература

  • Уолтер Лакер. Чёрная сотня. Происхождение русского фашизма. — М.: Текст, 1994. — 432 с. — ISBN 5-7516-0001-0.
  • Стефан Д. Русские фашисты: Трагедия и фарс в эмиграции, 1925—1945 = The Russian Fascists: Tragedy and Farce in Exile, 1925—1945. — М.: Слово, 1992. — 441 с. — ISBN 5-85050-314-5.
  • Бабков Д. И. Политическая деятельность и взгляды В. В. Шульгина в 1917—1939 гг : Дисс. канд. ист. наук. Специальность 07.00.02. — Отечественная история. — 2008.

Ссылки