Русский мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Русский мост
"Russian bridge" in Vladivostok city.jpg
Официальное название Русский мост
Область применения автомобильный
Пересекает пролив Босфор Восточный
Место расположения Владивосток, Россия
Конструкция
Тип конструкции вантовый
Число пролётов 11[1][2]
Основной пролёт 1104 м[1]
Общая длина 3,1 км
Ширина моста 29,5 м[3]
Высота конструкции 324 м[3]
Подмостовой габарит 70 м[3]
Полос движения 4
Эксплуатация
Стоимость экв. $1 млрд. долл. США[4]
Открытие 1 августа 2012 года
(техническое — 2 июля)[5]
Russky island topographic map-ru.svg
Русский мост во Владивостоке
Русский мост во Владивостоке

Русский мост — вантовый мост, построенный во Владивостоке через пролив Босфор Восточный, соединяет полуостров Назимова с мысом Новосильского на острове Русском[6]. Строительство моста было начато 3 сентября 2008 года в рамках программы подготовки города к проведению саммита АТЭС в 2012 году. Второй по высоте мост в мире, высота составляет 324 метра. Мост имеет самый длинный в мире пролёт среди вантовых мостов длиной 1104 метра[7].

Министр транспорта России Игорь Левитин охарактеризовал мост на остров Русский как самый уникальный и сложный объект не только в рамках подготовки к саммиту АТЭС, но и во всей практике мостостроения в России и в мире[8].

Генеральный проектировщик — «НПО Мостовик». Генеральный подрядчик строительства — «УСК МОСТ» (с октября 2021 года АО «БТС-МОСТ»), субподрядчики строительства — «СК Мост», «НПО Мостовик». Ванты для моста изготовлены французской компанией Freyssinet (Фрейссине Интернасьональ энд Компани)[9]. Проект архитектурной подсветки, функциональное освещение и электроснабжение мостового перехода реализованы светотехнической компанией «МТ Электро». Строительный контроль осуществлял Институт «Стройпроект»[10].

Мост изображён на новой российской купюре номиналом 2000 рублей, выпущенной Банком России 12 октября 2017 года[11][12].

История проекта

Строительство моста (2011)

Задача по строительству моста на остров Русский была поставлена ещё в первой половине XX века. Первый проект был выполнен в 1939 году, второй — в 1960-е годы. Ни тот (вероятно, из-за Второй мировой войны), ни другой проект так и не был осуществлён. В начале октября 2007 года НПО «Мостовик» выиграло тендер на проектирование мостового перехода на остров Русский[13]. Главным партнёром объединения в выполнении проектных работ стала крупнейшая российская проектная организация ЗАО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург»; к работе также был привлечён ряд российских и зарубежных научных компаний. В их числе Cowi A/S (Дания), «Приморгражданпроект», «Примортисиз», ОАО «ДНИИМФ», НПО «Гидротекс» и другие. Разработка обошлась в 643 млн рублей и была завершена менее чем за шесть месяцев в марте 2008 года. В ходе работы было рассмотрено более 10 различных вариантов мостового перехода, среди которых были проекты как вантовых, так и висячих мостов.

В мае 2008 года предложенный проект вантового моста был одобрен ФГУ «Главгосэкспертиза России» и рекомендован к утверждению заказчиком — администрацией Приморского края. Генеральный подрядчик строительства — ОАО «УСК Мост» — минуя процедуру тендера, был определён 31 августа 2008 года указом Президента РФ № 1277. Общая сумма контракта составила 32,2 млрд рублей. Основными субподрядчиками стали ОАО «СК МОСТ» и ООО НПО «Мостовик». Сдача объекта состоялась 2 июля 2012 года[14]. Гл. инженер проекта — В. М. Курепин.

В 2005 году администрация Приморского края разработала инвестиционный проект «Развитие острова Русский». По проекту на острове планировалось разместить комплекс производств в сфере био- и информационных технологий, университетский комплекс мирового уровня, межрегиональный медицинский центр. Также программой было предусмотрено строительство спортивно-рекреационных, музейных и гостиничных комплексов, жилого фонда. Как отмечает ИТАР-ТАСС, в перспективе именно Русский остров должен стать точкой роста для всего Дальневосточного региона, крупным центром международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Русский мост на лицевой стороне российской купюры номиналом 2000 рублей

В 2012 году на Русском острове прошёл саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В рамках подготовки к проведению саммита на острове было развёрнуто крупное строительство. Согласно проекту на земельном участке площадью 2,8 тысячи гектаров должны быть возведены крупный международный деловой центр, несколько гостиниц, океанариум и Тихоокеанский научно-образовательный центр, в состав которого войдут несколько научно-исследовательских институтов РАН.

Постановлением Правительства от 31 марта 2010 на территории Русского острова была создана туристско-рекреационная особая экономическая зона[15].

После сильного ледяного шторма 21 ноября 2020 года ванты моста обледенели, оторвалась декоративная оболочка на центральной 15-й юго-восточной ванте. После обледенения, в связи с активным падением льда на дорогу, движение по мосту закрыли до 30 ноября[16], а затем и до 21 декабря[17]. Вскоре после обледенения мост начала вручную очищать бригада альпинистов. Информационное агентство «Интерфакс» отметило, что Русский мост стал первым в мире вантовым мостом, столкнувшимся с обледенением вант[18]. В связи с закрытием моста усложнилось сообщение с островом Русский — на период обледенения моста связь с материком поддерживалась посредством паромов. Окончательно движение по мосту было открыто 6 декабря с 17:00 владивостокского времени. По результатам работы 60 альпинистов с моста было удалено 2,3 тысяч тонн ледяных отложений, очищено 11 тысяч квадратных метров поверхности пилонов[19][20].

Параметры моста

  • Общий вес главной металлической балки жёсткости руслового пролёта: 23 000 т.
  • Общая длина моста: 1885,53 м.
  • Общая протяжённость с эстакадами: 3100 м.
  • Схема моста: 60+72+3×84+1104+3×84+72+60 м.
  • Длина центрального руслового пролёта: 1104 м.
  • Ширина моста: 29,5 м.
  • Общая ширина проезжей части: 21 м.
  • Число полос движения: 4 (2 в каждую сторону).
  • Подмостовый габарит: 70 м.
  • Количество пилонов: 2.
  • Высота пилонов: 324 м.
  • Самая длинная/короткая ванта: 579,83/135,77 м.
  • Расхождение осей пилонов на их вершинах из-за радиуса земли: 56 мм.

Экономическое значение

В настоящее время мост может эксплуатироваться для доступа к зданию Дальневосточного федерального университета, а также для доступа спецтехники и персонала к строительству новых объектов.

По мосту проходят маршруты городских автобусов. Время хода автобуса от главной пересадочной остановки в центре Владивостока (ТЦ Изумруд) до ДВФУ: 50 минут.[21]

Строительство Русского моста — галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кондрат Б.И. Мост на остров Русский: технологии и сроки // Дороги. Инновации в строительстве : журнал. — Санкт-Петербург, 2011. — № март.
  2. (60+72+3×84+1104+3×84+72+60 м)
  3. 3,0 3,1 3,2 Колюшев И.Е. Вантовые мосты-гиганты: сравнительный анализ инженерных решений // Дороги. Инновации в строительстве : журнал. — Санкт-Петербург, 2011. — № июнь.
  4. "A bridge to Asia?" The Economist Sep 8th 2012
  5. Самые значимые события 2012 года в Приморье. Новости о Саммите АТЭС во Владивостоке
  6. Бардина И. «Арфа» над проливом // Наука и жизнь. — 2012. — № 1. — С. 32—38.
  7. Через бухту Золотой Рог во Владивостоке протянули вантовый мост
  8. Игорь Левитин: "Вантовый мост на остров Русский – самый уникальный объект в России".
  9. Арфа для океанских ветров. Французские специалисты рассказали, в чём уникальность моста на острове Русский
  10. Уникальные ванты для моста на остров Русский закажут во Франции. Новости о Саммите АТЭС во Владивостоке (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 октября 2009. Архивировано 26 августа 2014 года.
  11. Выпускаются новые банкноты 200 и 2000 рублей
  12. Центробанк утвердил дизайн банкнот в 200 и 2000 рублей — РИА Новости, 01.02.2017
  13. Страничка моста на остров Русский на сайте НПО «Мостовик» (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июля 2011. Архивировано 3 октября 2011 года.
  14. Мост на остров Русский минувшей ночью пережил нашествие автомобилистов (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 августа 2012. Архивировано 4 августа 2012 года.
  15. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 года № 201 (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 января 2012. Архивировано 9 ноября 2017 года.
  16. Губернатор Приморья попросил французского производителя вант моста на остров Русский придумать способ борьбы с наледью, 27 ноября 2020
  17. Русский мост откроют только к вечеру понедельника, 22 ноября 2020
  18. Владивосток первым в мире столкнулся с обледенением вантового моста — ИА «Интерфакс», 09:07, 27 ноября 2020]
  19. Во Владивостоке открыли движение по мосту на остров Русский — ИА «Интерфакс», 10:31 6 декабря 2020
  20. Во Владивостоке открыли движение по мосту на остров Русский — Российская газета, 06.12.2020 10:28
  21. Расписание автобуса 15 Приморский океанариум - ТЦ Изумруд-2 в Владивостоке. goonbus.ru. Дата обращения: 14 октября 2021.

См. также

Ссылки