Русский мир

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Русский мир», иллюстрация Ольги Кузьминой (CGI[en]), 2015

Русский мир — культурно-цивилизационная, геополитическая и религиозная концепция, подразумевающая общность людей, объединяемых причастностью к России, приверженностью к русскому языку, русской культуре и истории[1], независимо от территории фактического проживания[2].

В современной России понятие «Русский Мир» получило широкое распространение благодаря активной государственной поддержке. Основные усилия направлены на сохранение и развитие культурного наследия, поддержку русского языка и православной религии, а также на укрепление связей с русскоязычным населением в других странах.

История использования

Концепция Русского мира имеет давние исторические корни[3]. В средневековых источниках она определяла цивилизацию Древней Руси[4][5][6]. В значительной степени исторической доминантой в формировании Русского мира как цивилизации являлись духовно-нравственные основы Русской православной церкви[7][5].

Самое ранее употребление термина «Русский Мир» сохранилось в памятнике древнерусской литературы «Слово на обновление Десятинной церкви» (XI век) при восхвалении великим князем Киевским Изяславом Ярославичем подвига Святого Климента Римского[4]: «…не только в Риме, но и повсюду: и в Херсоне и ещё в русском мире»[8][9]. При этом речь там шла о догосударственном периоде в истории восточного славянства[10].

После монгольского нашествия 1237—1240 годов Русь на протяжении двух столетий была разделена. Южный регион Западной Руси (территория нынешней Украины) вошёл в состав Польши, северный (территория нынешней Белоруссии) в союзе с балтийскими землями сформировал Великое княжество Литовское (позднее территории Западной Руси были объединены в Речи Посполитой), а северо-восточная часть Руси (часть нынешней России) оставалась под монголо-татарским игом, освободившись от него только в 1480 году. В результате Русский Мир, как цивилизация претерпел этническую и языковую дифференциацию[11]:

Один из авторов современной концепции Георгий Щедровицкий

В XIX веке термин использовали отдельные российские интеллектуалы. В 1834 известный историк, этнограф и фольклорист Иван Снегирёв опубликовал статью «Местные пословицы Русского мира», где описал ряд известных пословиц и поговорок различных регионов исторической России[12]. Александр Островский под понятием «русский мир» понимал «духовную общность православных христиан»[13]. Граф Сергей Уваров, президент Императорской Академии наук и министр просвещения, также использовал его в контексте изложения теории официальной народности. Однако в то время термин не получил широкого распространения. Так, основатель славянофильства Алексей Хомяков говорил о «русском духе», а философ Владимир Соловьев и Николай Бердяев — о «русской идее»[9].

С начала 1990-х годов «Русский мир» часто трактуется как культурно-историческая идея международного, межгосударственного и межконтинентального сообщества[14], направленная на объединение разобщённых русскоязычных соотечественников[15].

В 1990-е годы термин начали использовать так называемые «методологи», или члены Московского методологического кружка, занимавшиеся разработкой СМД-методологии. В их число входили российские политтехнологи и политики, в том числе журналист Глеб Павловский, философ Георгий Щедровицкий, государственный деятель Юрий Крупнов. К кругу методологов также причисляют и первого заместителя руководителя Администрации президента Российской Федерации Сергея Кириенко. «Методологи» были близки к политической элите России того времени. В 1997 году Щедровицкий и Островский совместно написали манифест «1111 знаков 1111 дней до тысячелетия», в котором охарактеризовали «Русский мир» как «острова русскоязычного населения за рубежом», которые способны обеспечить России экономическое развитие и объединение на базисе общей культуры, основанной на знании русского языка. «Методологи» понимали «Русский мир» как «сетевую структуру больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке», чья роль заключалась в содействии включению России в глобализированный мир[16][17][18][17][19][20]. В 2000 году «методологи» даже запустили сетевой проект «Русский мир» на интернет-портале «Русский Архипелаг»[17][16][21][22]. При этом сам Щедровицкий не претендует на авторство[23]. По его мнению, Русский мир сложился «в XX веке под воздействием тектонических исторических сдвигов, мировых войн и революций на планете» и ныне является сетевой структурой больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке[24][25].

Социальный, культурный и общечеловеческий мир есть единство воли и воображения. Если за идеей Русского мира ничего не стоит кроме слов, если нет действий, если нет составляющей воли, то конечно Русского мира не будет. Именно так, как это произошло бы, если бы десятки, затем сотни, затем тысячи людей не начали формировать Великую Европу, то и этого, конечно, не получилось бы.Георгий Щедровицкий[17]

Фестиваль «Русский мир», 22 августа 2020 года

В начале 2000-х термин «русский мир» вошёл в дискурс политических элит. С приходом Владимира Путина на пост президента в 2000 году российская власть начала применять эту концепцию по отношению к соотечественникам, или русскоязычным меньшинствам, оставшимся за пределами России после распада СССР[9]. Это было обусловлено катастрофой русского языка как мирового, которая в конце 1990-х — начале 2000-х годов по своему масштабу превзошла всё известное в истории человечества, отмечает учёный-регионалист В.Н. Лексин. Он напоминает, что в материалах «правительственного часа» в Государственной Думе РФ 10 апреля 2013 г. и проведенного там же 6 июня 2013 г. круглого стола по проблеме «Законодательное обеспечение развития русского языка в современном информационном пространстве» прогнозировалось, что к 2025 году число знающих русский язык в различных странах сократится до 215 млн. человек, а в 2050 г. — до 130 млн. человек[26].

На открытии Съезда Соотечественников Путин впервые публично упомянул необходимость «консолидировать и структурировать» «единый Русский мир», заявив, что это должно стать одной из первостепенных задач государственный политики. Идея «Русского мира» как основы для политики в отношении русскоязычной диаспоры была подхвачена и другими представителями российской элиты[27]. Окончательно концепция «Русского мира» вошла в политический дискурс в 2006—2007 годах и вскоре стала использоваться как в отношении вопроса о распространении русского языка и культуры, так и в качестве внешнеполитической доктрины. В 2006 году Путин заявил, что «Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание — „русский мир“». В 2008 и 2013 годах термин был включён в официальные концепции внешней политики Российской Федерации[16].

Принадлежность

Расселение русских в странах бывшего СССР. Доли этносов согласно переписи 1989 года, численность населения стран на 1994 год
Распространение русского языка (тёмный — язык большинства, светлый — язык меньшинства)

В центре концепции Русского Мира лежит защита прав соотечественников — представителей русской диаспоры или русскоязычных, оставшихся жить на территории других государств после распада СССР. Этих людей объединяет привязка к общему русскому языку, русской культуре, моральным и культурным ценностям, традициям, обычаям и религии. Особое значение придается русскоязычным в ближнем зарубежье — европейских странах бывшего СССР.

Принадлежность к Русскому Миру может определяться по различным критериям, включая этническую, культурную, религиозную и языковую принадлежности. В широком понимании, к Русскому Миру относятся:

Однако принадлежность к Русскому Миру может варьироваться в зависимости от конкретного контекста и точки зрения.

Ряд исследователей[28][29] относит русское зарубежье к введённому Роджерсом Брубейкером[en] этнополитологическому понятию — «диаспоры катаклизма», которые, в отличие от трудовых диаспор, возникли вследствие войн, дезинтеграции, распада империй и других негативных процессов[30]. Согласно Брубейкеру, к русским, проживающим на постсоветском пространстве, следовало бы применять иное понятие, нежели «диаспора» — а именно, «ирредента» (часть народа, находящаяся под чужим владычеством). В отличие от диаспоры, представители которой рассеяны по территории удалённых от их исторической родины государств, члены ирреденты, как правило, компактно проживают в государствах, граничащих с их исторической родиной. Например, перед Второй мировой войной так проживали фольксдойче в Чехословакии (Судетская область) и Польше (Силезия, Польский коридор)[31]. Русское зарубежье главным образом сформировалось в результате Гражданской войны 1917—1923 годов (белая эмиграция) и распада СССР (1991). В первом случае люди вынуждены были покинуть свою родину, где в советское время они считались «врагами советского народа и государства»[32]. Во втором случае часть русского (или русскоязычного, более 25 млн человек[33][34]) населения вопреки своей воле оказалась за пределами России в результате изменения границ и продолжает оставаться в получивших независимость государствах постсоветского пространства[35], некогда являвшихся частью исторического российского государства[36][37].

Согласно французскому социологу и политологу Марлен Ларюэль, российские политические элиты выделяют несколько категорий или групп, которые могут принадлежать к «русскому миру». В первую группу входят граждане России, постоянно проживающие за границей. Второй круг состоит из людей, которые по собственному выбору решают придерживаться духовной, культурной и правовой связи с Россией. Как правило, это люди, связанные родственными связями с народами, исторически проживающими на территории России или СССР. Третья категория включает бывших советских граждан и их потомков, ныне проживающих в государствах, ранее входивших в состав СССР. В четвёртую группу входят люди без связей с Россией или территорией бывшего СССР, которые, однако, чувствуют принадлежность к «Русскому миру» исходя из культурных или политических мотивов.[13][38]

Использование концепции

Внешнеполитическая стратегия

Внешнеполитическая стратегия Русского Мира направлена на укрепление позиций России на международной арене и защиту интересов русскоязычного населения за рубежом. Основные направления внешнеполитической стратегии включают:

  • Поддержка русскоязычных образовательных и культурных центров за рубежом;
  • Развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами, на территории которых проживает значительное количество русскоязычного населения;
  • Поддержка православной церкви и её миссионерской деятельности в мире;
  • Проведение международных культурных и научных мероприятий, направленных на укрепление связей в рамках Русского Мира;
  • Защита прав и интересов русскоязычного населения за рубежом через дипломатические каналы и международные организации;
  • Развитие экономического сотрудничества и интеграции стран, связанных с Русским Миром, в рамках торговых блоков, таможенных союзов и других международных инструментов.

В основе концепции лежит восприятие русского языка как объединяющего фактора для всех людей, чувствующих приверженность к культуре России; частью «Русского Мира» могут стать любые территории, где значительная часть населения говорит на русском языке[39][40][41]. Зачастую этот дискурс переплетается с цивилизационным компонентом или представлением о том, что Россия является «государством-цивилизацией», играющей важную роль в мировой истории[42][43].

В западных СМИ концепция «Русского мира» используется как доказательство агрессивности внешней политики России[44][45], якобы нацеленной на возрождение Российской империи[46].

Инструмент мягкой силы

Вячеслав Никонов, глава фонда «Русский мир»

Распространение идеологии «Русского мира» за рубежом осуществляется через инструменты мягкой силы — организации и программы, нацеленные на информирование и мобилизацию общества. В 2007 году был создан фонд «Русский мир», роль которого состоит в продвижении русского языка и культуры, а также в укреплении связей с соотечественниками. Программы фонда осуществляются в более чем 25 странах мира. Исполнительным директором фонда был назначен Вячеслав Никонов[47]. С 2007 года Патриарх Кирилл является одним из попечителей фонда «Русский мир».

Ещё одним инструментом продвижения идеологии «Русского мира» стало Россотрудничество, работа которого направлена на «содействие распространению за рубежом объективного представления о современной России». В 2018 году фонд «Русский мир» и Россотрудничество подписали соглашение о сотрудничестве в сфере популяризации русского языка и литературы, а также многонациональной культуры народов России[48].

См. также

Примечания

  1. Семиков И. О. Русский мир // Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150), 2017. Volume 7. Issue 6
  2. Виктор Веритов. Русский мир — идеологический миф или политическая реальность? // Путин сегодня, 05.11.2015
  3. O'Loughlin et al., 2016, p. 745.
  4. 4,0 4,1 Laruelle, 2015, p. 3.
  5. 5,0 5,1 Баркалов, 2016, с. 109.
  6. O'Loughlin et al., 2016, p. 747.
  7. Журавлёв В. Е. Роль Русской Православной Церкви в политическом процессе: методологические аспекты // Политическая и партийная система современной России: материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 2 октября 2009 г.). — М.: Научный эксперт, 2009. — С. 260. — ISBN 978-5-91290-088-4.
  8. Назаренко А. В. «Слово на обновление Десятинной церкви», или к истории почитания святителя Климента Римского в Древней Руси. — Архив русской эмиграции. — Москва—Брюссель: Conférence Sainte Trinité du Patriarcate de Moscou ASBL; Свято-Екатерининский мужской монастырь, 2013. — С. 184—185. — (Patrologia Slavica, Вып. 2). — ISBN 978-5-904685-07-2.
  9. 9,0 9,1 9,2 Laruelle, 2015.
  10. Ишин, 2015, с. 20.
  11. Valliere, 1995, pp. 13—17.
  12. Снегирёв И. М. Местные пословицы Русского мира // Библиотека для чтения. — СПб.: В типографии вдовы Плюшар с сыном, 1834. — Т. VI. — С. 100—109.
  13. 13,0 13,1 Toal, 2016.
  14. Кравченко, 2017, с. 8.
  15. Алейникова, 2017, с. 6.
  16. 16,0 16,1 16,2 Suslov, 2018.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 Tishkov, 2008.
  18. Школа Щедровицкого и ее наследие. Часть 3. Полит.ру. Дата обращения: 26 февраля 2022.
  19. Mikhail Nemtsev. Rethinking the “Russian World”. Riddle (8 апреля 2019). Дата обращения: 1 марта 2023.
  20. Bondarenko, 2016.
  21. Makarova, 2019.
  22. Как секта «методологов» рвалась к власти и уничтожала Советский Союз. Бизнес Онлайн (7 октября 2016). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  23. Кочеров, 2014, с. 163.
  24. Щедровицкий П. Г. Русский мир. Возможные цели самоопределения // Независимая газета.
  25. Татьяна Полоскова, Виталий Скринник. Русский мир: мифы и реалии.— М.: Московский Фонд «Россияне», 2003.
  26. Лексин Владимир Николаевич. Русская цивилизация и русский народ // Журнал Института Наследия. — 2018. — № 2 (13).
  27. Andrey Makarychev. Russia and/versus the EU: From Post-political Consensus to Political Contestations. Cairn (2014). Дата обращения: 22 февраля 2023.
  28. Ким А. С. Диаспора как термин этнополитологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. — Вып. 3. — С. 133—141. — ISSN 2658-6029.
  29. Алейникова, 2017, с. 44.
  30. Брубейкер Р.[en]. «Диаспоры катаклизма» в Центральной и Восточной Европе и их отношения с родинами (на примере Веймарской республики и постсоветской России) // Диаспоры. — М.: Наталис, 2000. — № 3. — С. 6—32. — ISSN 1810-228X.
  31. Категория «Соотечественники за рубежом» в модусе этносоциологии и сетевая структура «Русского мира». cyberleninka.ru. Дата обращения: 22 ноября 2020.
  32. Батанова (автореф. дис.), 2009, с. 3.
  33. Brubaker R.[en]. Ethnicity without Groups. — Harvard: Harvard University Press, 2004. — P. 150—151. — ISBN 0-674-01539-8.
    Брубейкер Р. Этничность без групп / пер. с англ. И. Борисовой. — НИУ-ВШЭ. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. — С. 272. — (Социальная теория). — ISBN 978-5-7598-0973-9.
  34. Астахова, Астахов, 2011, с. 318.
  35. Фокина, 2014, с. 2.
  36. Тишков, 2007, с. 5—15.
  37. Тишков, 2013, с. 519.
  38. Doctrine and Ideology of “Russian World” in Bosnia, But Not by Russia. Krug99 (16 апреля 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023.
  39. Stanislav Kucher. ‘Russkiy mir’: What Putin’s worldview tells us about the war in Ukraine, the Russian people and himself. Grid (7 июля 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023.
  40. Natalia Savelyeva. Something to believe in: signifiers, symbols and Russia’s national ideology. Something to believe in: signifiers, symbols and Russia’s national ideology (15 февраля 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023.
  41. Paweł Rojek. Imperialism and nationalism. Studies in East European Thought (2022). Дата обращения: 22 февраля 2023.
  42. Putin Has a Grimly Absolute Vision of the ‘Russian World’. Foreign Policy (6 марта 2022). Дата обращения: 21 февраля 2023.
  43. William Partlett. PUTIN'S PAST. Perspectives on History (7 декабря 2022). Дата обращения: 1 марта 2023.
  44. Timothy Garton Ash. In Ukraine, I saw the greatest threat to the Russian world isn’t the west – it’s Putin. The Guardian (17 декабря 2022). Дата обращения: 1 марта 2023.
  45. Anastassiya Starodubtseva. Negative Connotations of the “Russian World” Concept Against the Backdrop of the Russian-Ukrainian War 2022. Respectus Philologicus (2022). Дата обращения: 1 марта 2023.
  46. Tomasz Kamusella. Putin's fascism. — 2022-03-06.
  47. Tishkov, 2018.
  48. Россотрудничество и "Русский мир" будут продвигать русский за рубежом. Российская газета (3 июля 2018). Дата обращения: 1 марта 2023.

Литература

Ссылки