Русский витязь (самолёт)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
С-21 Русский витязь
Sikorsky Russky Vityaz (Le Grand).jpg
Тип четырёхдвигательный биплан
Разработчик И. И. Сикорский
Главный конструктор И. И. Сикорский
Первый полёт 15 марта 1913 года
Начало эксплуатации 1913
Эксплуатанты Императорский военно-воздушный флот
Единиц произведено 1

«Ру́сский ви́тязь» (С-21 «Большой Русско-Балтийский») — первый в мире четырёхмоторный самолёт, давший начало тяжёлой авиации. Создан И. И. Сикорским — изобретателем-авиаконструктором в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов.

История

И. И. Сикорский, еще будучи студентом Киевского политехнического института, был приглашен на должность главного конструктора авиационного отделения компании А.О. «Русско-Балтийский вагоностроительный завод». К этому времени у Игоря Сикорского возникла идея поставить гигантский самолет с закрытой комфортабельной кабиной[1].

Своими планами И. И. Сикорский поделился с председателем совета директоров компании М. В. Шидловским, который поддержал молодого конструктора и распорядился начать финансирование работ за счет фирмы. Предполагалось использовать самолет на регулярных пассажирских линиях, для перевозки срочных грузов и для освоения Сибири. В военных целях самолет мог быть использован в качестве стратегического разведчика[1].

И. И. Сикорский (справа) и генерал Каульбарс (в центре) на самолёте «Русский витязь».

Сикорский конструировал самолёт с 1911 года, в то время, когда ни один самолёт не мог поднять больше 500 кг. Многие эксперты предрекали проекту провал. Самолёт строился зимой 1912—1913 годов. Назывался «Le Grand» (фр.: Большой). Исходно предполагались два мотора с толкающими винтами, потом число моторов удвоили — четыре двигателя двумя тандемами — один толкающий, другой тянущий. Уже в 1913 году Сикорский решил применить только тянущие винты, переместив все двигатели на переднюю кромку нижнего крыла. Таким образом все четыре двигателя распределились по размаху передней кромки нижнего крыла, а для необходимого в ту пору обслуживания двигателей в полёте на нижнем крыле предусмотрели проход.

Самолёт построен на Русско-Балтийском вагонном заводе в Санкт-Петербурге в начале 1913 года. Отдельные агрегаты и узлы самолета изготавливались на самом заводе, который располагался на Строгановой набережной в Санкт-Петербурге. Оттуда они перевозились на Комендантский аэродром, где проводилась окончательная сборка. Сначала самолет имел название «Гранд Балтийский», в мае 1913 года переименован в «Большой Русско-Балтийский», а в конце июня — в «Русский Витязь». Это было связано с ростом патриотизма русского общества и отказа от иностранных названий[1].

Первый полёт 15 марта 1913 года прошёл успешно, самолётом управлял конструктор — И. И. Сикорский[1]. За день до первого полета конструктору «Русского витязя» студенту Санкт-Петербургского политехнического института Игорю Ивановичу Сикорскому исполнилось всего 24 года. В полёте проявился недостаток мощности двух двигателей. Самолет отправили на доработку, к двум существующим двигателям с тянущими винтами добавили еще два с толкающими винтами. Двигатели были установлены в ряд на передней части крыльев[1].

Испытательные и показательные полеты продолжались в мае-июне. В одном из полетов самолет почти полчаса летал над центром Петербурга. На борту кроме трех членов экипажа находились еще четыре пассажира. По результатам полетов была произведена очередная доработка — все четыре двигателя были установлены в ряд на крыле, и на всех были смонтированы тянущие винты. Перестановка двигателей дала заметную прибавку в тяге и улучшила взлетные характеристики[1]. Уже 2 августа 1913 года на нём установлен мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 мин[2].

«Русский Витязь» четырёхмоторный многосекционный биплан с крыльями разного размаха. Фюзеляж с деревянной рамой и фанерной обшивкой, похожий на трамвайный вагон. Предусмотрены две пассажирских кабины и камера хранения запасных частей. Спереди открытая площадка с прожектором и пулемётом. Испытательные полёты на Корпусном аэродроме показали что перемещения пассажиров в кабине не нарушали устойчивость самолёта. Для взлёта требовалась поле длиной в 700 м. В июле 1913 года самолёт осмотрел император Николай II.

Испытывали «Русский витязь» недолго. 11 сентября 1913 года на 3-м конкурсе военных самолётов сорвавшийся с пролетавшего над «Русским Витязем» самолёта «Меллер-II» двигатель упал на левую коробку крыльев самолёта, сильно повредив её. Самолёт не стали восстанавливать. К тому же дерево его конструкции успело отсыреть, что вызвало сомнения в прочности. Сикорский решил создать новый самолёт, названный «Илья Муромец».

«Русский витязь» сыграл важную роль в истории авиации, став прообразом всех самолётов со множеством двигателей, распределённым по размаху крыла. Самолёт вышел удачным и сразу стал предметом национальной гордости русского народа. Второй самолёт «Илья Муромец» построен в октябре 1913 года.

Конструкция

«Русский витязь» — четырёхмоторный многостоечный цельнодеревянный биплан, нижнее крыло которого было короче верхнего, классической схемы с закрытой кабиной и колесным шасси.

  • Фюзеляж — прямоугольного сечения, деревянный ферменной конструкции из ясеня с обшивкой из трехслойной фанеры. В средней и носовой частях фюзеляжа ширина составляет 1,4 м, а высота 0,9 м. Каркас фюзеляжа был усилен шпренгелями с растяжками из рояльной проволоки, контроль натяжения растяжек определялся на звук. Сборка деревянных частей каркаса выполнялась на латунных винтах и столярном клее. Обшивка хвостовой части фюзеляжа полотняная покрытая лаком. В центре фюзеляжа находился пассажирский салон, который своей формой напоминал вагон. В носовой части фюзеляжа располагалась открытая площадка с ограждением, где был установлен прожектор для полетов в ночное время. В случае использования самолета в боевых условиях здесь планировалась установка пулемета. Остекленный салон был разделен на два отсека. В первом отсеке находились пассажиры и экипаж, в передней части отсека места для двух пилотов, отделенные от пассажирского салона стеклянной перегородкой с дверью. В пассажирском салоне было установлено шесть плетенных кресел со столиком, в задней части салона размещался умывальник и шкаф для одежды. Под полом кабины установили аккумуляторы для системы освещения кабины. Второй отсек предназначался для хранения различных запасных частей, инструментов и оборудования. Предполагалось, что при возникновении каких-либо поломок их можно будет исправить прямо в полете[1].
  • Крыло — четырехстоечная бипланная коробка, верхнее крыло, размах 27 м, нижнее крыло, размах 20 м. Хорды обеих крыльев одинаковые. Оба крыла прямоугольные в плане, по передней и задней кромкам нулевая стреловидность. Оба крыла состоят из центроплана и двух отъёмных частей крыла. На верхних отъёмных частях крыльев установлены элероны. Расстояние между верхним и нижнем крыльями составляет 2,5 м. Силовой набор крыльев аналогичен и состоит двух лонжеронов, кромочных профилей и нервюр. Лонжероны коробчатые изготовлены из сосны и фанеры толщиной 5 мм. Нервюры из 8-мм фанеры и сосновых реек. Обшивка полотняная пропитанная лаком[1].
  • Хвостовое оперение — расположено на хвостовой части фюзеляжа и состоит из горизонтального оперения (ГО) и двухкилевого вертикального оперения (ВО). Горизонтальное оперение несущее, монопланное большой площади состоит из стабилизатора и руля высоты (РВ). Стабилизатор имеет в плане прямоугольную форму со скруглёнными углами. Силовой набор стабилизатора состоит из силовой передней кромки, являющейся передним вспомогательным лонжероном, задним лонжероном и нервюрами. Каркас руля высоты состоит из одного лонжерона, кромочной рейки и нервюр. На хвостовой части фюзеляжа и на стабилизаторе установлена пространственная рама для расчалок вертикального оперения[1]. Вертикальное оперение состоит из двух цельноповоротный поверхностей выполняющих функции киля и руля направления. Рули направления с роговой компенсацией. Каркас вертикального оперения состоит из лонжерона, кромочных реек и нервюр. Лонжерон вертикального оперения нижней части заканчивается шкворнем, который установлен в подшипниковый узел на лонжероне стабилизатора и является валом обеспечивающий его поворот. Каркас хвостового оперения деревянный с полотняной обшивкой. Общая жесткость оперения обеспечена подкосами и растяжками.
  • Шасси — трехопорное с двумя основными и одной хвостовой опорой. Основные опоры — противокапотажные лыжи и две тележки с двумя парами одинарных колес каждая. Каждая тележка подвешена к раме лыж на четырех пружинных амортизаторах. Хвостовая опора костыльного типа с амортизатором[1].
  • Силовая установка — на каждом из нижних крыльев установлены по два поршневых 4-х цилиндровых рядных двигателя водяного охлаждения «Аргус», мощностью по 100 л. с. Двигатели устанавливались на высоких фермах, обшивка которых закрывала нижнюю часть картера, капоты не устанавливались. Воздушные винты тянущие двухлопастные деревянные диаметром 2,6 м. Топливные баки из латуни. Запас топлива 200—250 кг. Расход топлива 90-100 кг в час[1].
  • Управление — тросовое, дублированное, с помощью двух штурвалов и педалей, по трем независимым каналам: тангаж, крен и рыскание. В кабине экипажа установлены два одинаковых поста управления по правому и левому бортам. Регулировка оборотов двигателей осуществлялась с помощью четырех акселераторов с общим и индивидуальным управлением[1].

Технические данные

Ранняя двухмоторная модификация. Фото до 1913 г.
Посещение самолёта Николаем II — И.Сикорский рядом с императором. 1913 г.
Почтовая марка СССР. «Русский витязь». 1974 г.
название значение
длина
20 м
максимальный размах крыльев
27 м
площадь крыльев
120 м²
высота
4 м
силовая установка
4 двигателя Argus Motoren[en]
мощность каждого двигателя
100 л. с. (74 кВт)
крейсерская скорость
77 км/ч
максимальная скорость
90 км/ч
дальность полёта
170 км
количество мест
3 члена экипажа + 4 пассажира
практический потолок
600 м
масса без нагрузки
3400 кг
масса с нагрузкой
4000 кг
максимальная масса
4940 кг

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 В. Б. Шавров. Самолёт «Русский витязь» // История конструкций самолётов в СССР до 1938 г : книга.
  2. Катышев Г. И., Михеев В. Р. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский, 1889—1972. — М.: Наука, 1989. — С. 55. — (Научно-биографическая литература). — 10 000 экз. — ISBN 5-02-006748-2.

Ссылки