Русская литературная сказка

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Литературная «Сказка о царе Салтане». 1913. Рисунок В. Н. Курдюмова

Русская литературная сказка (русская авторская сказка) — литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традицию русской фольклорной сказки, и соединяющий авторскую самобытность и русские народные традиции.

Определение

Существует большое количество определений русской литературной сказки.

Л. Ю. Брауде: «Литературная сказка — авторское художественное прозаическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей».

Ю. Ф. Ярмыш[uk]: «Литературная сказка — такой жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах или драматургии решаются морально-этические проблемы».

В. Н. Минеев: «Литературная сказка — это жанр авторского фантастического литературного произведения, берущий начало в народной сказке, заимствующий у нее концепцию сказочной реальности в качестве жанрообразующего фактора и не носящий научного характера».

Особенности

Литературная сказка считается жанром, впитавшим в себя фольклорные и литературные принципы. Она выросла из фольклорной, трансформируя и изменяя её жанровые особенности. Русская литературная сказка создавалась авторским замыслом, восприняв духовный опыт, идеалы, представления о добре и зле русской народной сказки[1]. По мнению И. П. Лупановой, литературная сказка является наследницей народной[2]. Л. В. Овчинникова классифицирует литературные сказки на фольклорно-литературные и индивидуально-авторские сказки[3].

Основные отличия фольклорной и литературной сказок:

  • Фольклорная сказка не имеет строго устоявшегося текста, каждый сказитель мог по своему желанию что-то добавить в неё или убрать. Литературная сказка всегда записана и её вид неизменен.
  • В фольклорной сказке отражаются идеалы и ценности всего народа. В литературной сказка отражается личный взгляд автора на мир, его представление о жизни и справедливости.
  • Литературная сказка является отражением эпохи, в которую была написана и господствующих литературных течений того времени.

И. Лупанова подчеркивает, что характерной особенностью жанра литературной сказки является: «не только и не столько разработка в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой». Т. Леонова приходит к выводу, что литературная сказка есть синтетический жанр, соединяющий компоненты фольклорной сказки и разных литературных жанров.

Русская литературная сказка, наряду с романом и повестью, была самым популярным и распространенным жанром в России второй половины XVIII века. Сказки, стихотворные или прозаические, создавали практически все крупнейшие русские писатели того времени. Сказки писала даже императрица Екатерина II. Бурный расцвет жанра происходит в 30-е годы XIX столетия. С. В. Савченко, исследуя народные и литературные сказки XVIII века в работе «Русская народная сказка: История собирания и изучения» (1914) считал, что «сказки литературные отражают в себе и стиль, и манеру, и содержание тех произведений, в подражание которым они написаны». Он, вслед за В. В. Сиповским, делит их на три группы:

  • рыцарский роман, поэма;
  • восточные сказки;
  • волшебные сказки, пародии на них, нравоучительные[4].

По аналогии с классификацией народных сказок среди литературных сказок могут быть выделены сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные; по пафосу — сказки героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические; по близости к другим литературным жанрам — сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-притчи, сказки-пьесы, сказки-пародии, научно-фантастические сказки, сказки абсурда и др.

С момента своего появления и до начала XX века литературная сказка предназначалась чаще взрослому читателю. В XX веке она признана жанром специфически детским.

В русской классической литературе накоплено много удивительных сокровищ — сказок. Александр Пушкин вывел сказку из разряда второстепенной литературы. От сказок Пушкина протянулись нити к творчеству последующих писателей — сказочников. Литературная сказка расширила пространство вымысла и фантазии. Склад народной сказки воплотили в своём творчестве Пётр Ершов, Василий Жуковский, С. А. Аксаков, Д. Н. Мамин-Сибиряк, К. И. Чуковский и многие другие[5].

Список некоторых русских литературных сказок

«Аленький цветочек» (Сергей Аксаков); «Двенадцать месяцев» (С. Я. Маршак); «Конёк-горбунок» (Пётр Ершов); «Каменный цветок» (П. П. Бажов); сказки Василия ЖуковскогоСказка о Иване-Царевиче и о сером волке», «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна»); сказки Александра Пушкина («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»); «Три медведя» (Л. Н. Толстой).

Примечания

  1. Овчинникова Л. В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика : Учеб. пособиеМ.: Флинта, Наука, 2003
  2. Лупанова И. П. Современная литературная сказка и её критики (Заметки фольклориста) Архивная копия от 15 декабря 2017 на Wayback Machine // Проблемы детской литературы. — Петрозаводск, 1981. — С. 76-90
  3. Цикушева И. В. Жанровые особенности литературной сказки (на материале русской и английской литературы)
  4. Герлован О. К. Русская литературная сказка XVIII — начала XIX в. : Понятие, истоки, типология — 1996
  5. Аникин В. П. Сказки русских писателей / оформл. А. Архиповой. — М.: «Детская литература», 1980. — 688 с.

Литература