Ростовский государственный университет путей сообщения

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ростовский государственный университет путей сообщения
(РГУПС)
Прежние названия

Механический институт транспорта (1929),
Ростовский-на-Дону институт инженеров путей сообщения (19291934),

Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (19341993)
Год основания 1929
Ректор Верескун Владимир Дмитриевич
Президент Колесников Владимир Иванович
Кампус 20 га
Юридический адрес 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2
Награды Орден Трудового Красного Знамени

Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), ранее Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ) — российский ВУЗ в городе Ростов-на-Дону. Был создан в рамках расширения железнодорожного образования в СССР первым из десятка аналогичных вузов страны[1]. Подведомственен Министерству транспорта РФ в лице Федерального агентства ж.д. транспорта и его Южного управления.

История

  • 30 мая 1929 — создание нового ВТУЗа под названием «Механический институт транспорта» для подготовки инженеров путей сообщения по механической специальности.
  • 1 июля 1929 — назначение первым ректором Дмитрия Ивановича Ковригина.
  • 12 июля 1929 — ВТУЗ переименован в Ростовский институт инженеров путей сообщения (РИИПС) после выхода постановления Совнаркома СССР «О мероприятиях по обеспечению народного хозяйства кадрами инженеров».
  • 1 октября 1929 — из 1000 подавших заявления студента 292 поступили и начали учиться на трёх факультетах: железнодорожном, водном, автодорожном.
  • 29 декабря 1934 — институт преобразован в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ).
  • 1941 — эвакуация РИИЖТа в Тбилиси, где продолжали вестись исследования и подготовка специалистов.
  • август 1944 — возвращение из эвакуации в Ростов: полностью разрушены главный корпус, корпус паровозного факультета (сейчас — электромеханический факультет), общежитие № 1, учебно-производственные мастерские, оборудование силовой подстанции; повреждены все остальные здания.
  • 3 июля 1986 — награждение орденом Трудового Красного Знамени[2].
  • 21 июня 1993 — переименован в Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС).
  • октябрь 2004 — официальное наименование университета сменилось: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения»; используется та же аббревиатура (РГУПС).
  • 2011 — официальное наименование университета сменилось: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО РГУПС).
  • 2015 — официальное наименование университета сменилось: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО РГУПС).
РГУПС, Гуманитарный факультет

Факультеты

Мемориальный паровоз в парке РГУПСа
  • Автоматика, телемеханика и связь на ж.-д.транспорте (на данный момент Информационные технологии управления), организован в 1982, 5 кафедр
  • Гуманитарный факультет РГУПС, основан в 1993, 7 кафедр
  • Дорожно-строительные машины, основан в 1954, 4 кафедры и научно-исследовательский центр
  • Строительный, создан в 1985, 3 кафедры
  • Управление процессами перевозок, создан в 1950 году как факультет «Эксплуатация железных дорог», переименован в 1982, 4 кафедры. На факультете реализуются две специальности: эксплуатация железных дорог и менеджмент. Деканом факультета является кандидат технических наук, доцент Колобов Игорь Анатольевич. Выпускники факультета — инженеры по организации и управлению работают не только на предприятиях ОАО «РЖД», но и в других отраслях, связанных с организацией и управлением перевозочным процессом, грузовой и коммерческой деятельностью, управлением пассажирскими перевозками, организацией сервиса на станциях, вокзалах и поездах.
  • Электромеханический, действовал с первых дней как железнодорожный факультет, в 1931 реорганизован в механический, в 1934 породил паровозный и вагонный факультеты, влившиеся обратно в 1942, нынешнее имя получил в 1988, 7 кафедр
  • Энергетический факультет, действовал с первых дней как основная часть ВУЗа, но в 193745 гг инженеров-энергетиков не выпускал, 5 кафедр
  • Международный институт предпринимательства и права, основан в 1994 году, в 2013 году переименован в факультет «Экономики, управления и права», 7 кафедр
  • Вечерний был организован одновременно с дневными в 1929 году
  • Заочный существует с 1957 г.
  • Подготовительный — выполняет профориентационную работу среди учащихся школ и техникумов

Филиалы[3]

Также при РГУПС были созданы:

  • Лицей РГУПС — специализированное учебное заведение на базе средней школы с углублённым изучением профильных предметов;
  • Инженерный центр непрерывной подготовки специалистов (ИЦНПС) создан в 1993 году.

Архитектура главного корпуса

Здание главного корпуса Ростовского государственного университета путей сообщения, расположенное на пересечении улиц Ленина, Шеболдаева и Ларина, является памятником советского конструктивизма. Оно было построено в 1929—1934 годах по проекту архитектора В. Н. Наумычева и остаётся наиболее интересным в художественном отношении строением среди комплекса зданий РГУПС. Его полезный объём составляет 220 тысяч кубометров. Корпус представляет собой гигантское двухкрылое Г-образное здание. В качестве визуального акцента выступает цилиндр с башней, в котором размещаются вестибюль, библиотека и читальный зал. Центральные и боковые ризалиты венчают треугольные фронтоны, дополненные декоративными башенками (пинаклями). Второй и третий этажи разделены рельефным поясом, который трактуется как опора для пилястр дорического ордера. Три пары окон третьего этажа на фасаде, обращённом на улицу Шеболдаева, украшены прямыми сандриками. В южном углу здания с круглой башней соседствует шестиэтажная башня, в архитектуре которой прослеживаются черты, присущие стилю ар-деко.

Во время оккупации города войсками Вермахта главный корпус РИИЖТа сильно пострадал. При восстановлении полуразрушенного здания в послевоенный период черты конструктивизма были снивелированы: фасад обработан торкретированием, парапет получил украшение пинаклями, появились полуколонны и пилястры. Здание вдвое увеличилось благодаря О-образной застройке всего квартала, образовались два внутренних двора. Однако общая геометрия памятника сохранилась[4].

Примечания

  1. Андрей. История отраслевого образования. Железнодорожник. рф (5 апреля 2020).
  2. Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1986 г. «О награждении Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта орденом Трудового Красного Знамени»
  3. Филиалы РГУПС (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 февраля 2016. Архивировано 16 февраля 2016 года.
  4. Советский конструктивизм. Rostov-Region. Дата обращения: 16 февраля 2017. Архивировано 13 сентября 2018 года.

Ссылки