Россия и Европейский союз

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Россия и Европейский союз
European Union Russia Locator.svg

Европейский союз

Россия
Прочее

Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России было подписано в 1994 году.

В 2010 году на саммите Россия—Евросоюз в Ростове-на-Дону был дан старт амбициозной инициативе «Партнёрство для модернизации». Углублённое сотрудничество предполагало сближение экономик, установление безвизового режима и другие шаги, однако начиная с 2014 года в связи с событиями на Украине Евросоюз свернул контакты и сотрудничество с Россией и российскими организациями[1] (см. #Украинский кризис и санкции Евросоюза в отношении России).

История

25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 года — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997 года). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998 года.

Сферы сотрудничества

Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

  • экономического;
  • внутренней безопасности и правосудия;
  • внешней безопасности;
  • науки и образования.

Идею общеевропейского экономического пространства предложил Романо Проди на саммите ЕС — Россия (2001). В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем[2].

В 2010 году на саммите Россия—Евросоюз в Ростове-на-Дону был дан старт инициативе «Партнёрство для модернизации». Углублённое сотрудничество предполагало сближение экономик, установление безвизового режима и другие шаги[1].

Евроинтеграция России

Вопросы, касающиеся евроинтеграции России (в частности, введения безвизового режима и создания единого экономического пространства), находились на повестке дня лишь до начала украинского кризиса 2013—2014 годов. В дальнейшем, после присоединения Крыма к России и начала вооружённого конфликта на востоке Украины, гораздо более актуальными стали вопросы, относящиеся к взаимным экономическим и политическим санкциям.

Безвизовый режим

27 августа 2002 года президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете планов расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом обсуждения вопроса о безвизовых поездках граждан России и стран Евросоюза. На заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 года было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений[3].

6 марта 2014 года главы государств и правительств ЕС приняли совместное заявление по Украине, в котором, в частности, заявили о приостановке переговоров с Россией о визах[4].

Единое экономическое пространство

В октябре 2010 года на российско-германско-французском саммите в Довиле был согласован план действий, по которому через 10—15 лет Россия и Евросоюз могли бы представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности[5].

25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России Владимир Путин предлагал ЕС создать экономический альянс на территории от Владивостока до Лиссабона[6], что могло бы способствовать экономическому освоению сибирских и дальневосточных территорий России:

«По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, всё ещё сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров. Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо чётко использовать плюсы обеих экономических систем — России и ЕС. Россия может предложить Европе ресурсы, Европа России — инвестиционный капитал, новые технологии»[6]

Проблемы

Переговоры по переводу в практическую плоскость деклараций о стратегическом партнёрстве, предусмотренном Соглашением 2005 года, продвигались медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.

Расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. д.

С расширением ЕС в 2004 году негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усилилось. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.

В 2009 году Евросоюз приступил к осуществлению нового проекта «Восточное партнёрство», имеющего основной заявленной целью развитие интеграционных связей с шестью странами бывшего СССР: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной[7].

В России полагают, что данный проект бросает вызов российским интересам на постсоветском пространстве[8], ведёт к подрыву геополитического влияния России в Восточной Европе и укреплению здесь позиций ЕС, а в перспективе — к окончательной дезинтеграции постсоветского пространства[9].

Претензии России к ЕС касались:

  • предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнёрство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставило Россию на уровень североафриканских государств;
  • неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
  • ущемления прав крупных русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии; отсутствия поддержки русского языка в ЕС;
  • политики сдерживания внешнеполитического влияния России, особенно на постсоветском пространстве и в Сирии;
  • отказа ЕС вводить безвизовый режим для туристических поездок;

Претензии ЕС к России касались:

Следует заметить, что большая часть претензий ЕС к России относилась к внутренним делам России или отношениям России с третьими странами, а не к собственно отношениям России и ЕС.

Украинский кризис и санкции Евросоюза в отношении России

Ещё во время Евромайдана руководство Европейского союза, выступавшее в поддержку оппозиции, заявляло о возможности введения санкций в отношении руководства Украины[10][11].

20 февраля 2014 года Совет Европейского союза принял решение о введении «точечных санкций», включая замораживание счетов и запрет на въезд в ЕС в отношении лиц, ответственных за «нарушение прав человека, насилие и чрезмерное применение силы», а также приостановил экспорт военного и полицейского спецоборудования, которое могло быть использовано для «репрессий внутри страны»[12][13].

С начала присоединения Крыма к Российской Федерации позиция западного сообщества (в том числе Евросоюза) состояла в осуждении вмешательства России во внутренние дела Украины («российской агрессии») и поддержке территориальной целостности и суверенитета Украины. От России потребовали прекратить вмешательство во внутренние дела Украины и перейти к решению всех спорных вопросов с Украиной через политический диалог[14][15]. Российское руководство, со своей стороны, отказывалось признавать легитимность фактических новых властей Украины, которые пришли к управлению страной путём неконституционного вооружённого переворота[16]. Россия призывала страны Евросоюза, выступившие гарантами соглашения об урегулировании политического кризиса, подписанного президентом Януковичем с оппозицией 21 февраля 2014 года, к строгому исполнению положений этого соглашения[17]. Отказ России принять требования западного сообщества привёл к резкому охлаждению отношений с НАТО, Евросоюзом, Советом Европы и государствами — членами этих организаций, а в дальнейшем — к введению против России политических и экономических санкций.

6 марта 2014 года на внеочередном заседании Европейского совета по Украине было принято решение считать референдум о присоединении Крыма к России незаконным, поскольку он не соответствует конституции Украины. Участники заседания призвали Россию немедленно вернуть свои войска в места их постоянной дислокации и обеспечить доступ международных наблюдателей в Крым, а также начать переговоры с Украиной. До тех пор, пока это не будет сделано, участники заседания приняли решение заморозить переговоры с Россией по визам и новому соглашению о партнёрстве. В заявлении, принятом по итогам заседания, Россию предупредили о «долгосрочных последствиях» в случае, если она продолжит свои «действия по дестабилизации ситуации на Украине»[18][19].

В середине марта 2014 года, после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, завершила присоединение Крыма, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций[20]. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки[21]. Списки лиц и организаций, в отношении которых действуют санкции, периодически пополняются[22]. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.

Последующее расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на дестабилизацию ситуации на юго-востоке Украины и подрыв её территориальной целостности, — планировании и координации антимайдановских протестов[23], а позднее — в использовании регулярных войск в боевых действиях на стороне антиправительственных повстанцев, а также в поставках оружия и финансовой поддержке самопровозглашённых республик[24].

Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года, к которой, по мнению руководства ряда государств, привели действия повстанцев, поддерживаемых Россией.

Действующие санкции в отношении России предусматривают, в частности:

  • запрет на выдачу въездных виз жителям Крыма через диппредставительства стран ЕС в России[25];
  • прекращение нового финансирования проектов в России через Европейский инвестиционный банк[26][27][28];
  • санкции в сфере торговли и инвестиций в отношении Крыма и Севастополя[29][30]:
    • запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также добычу нефти, газа и минералов, запрет на поставку оборудования для этих секторов, а также на оказание для них финансовых и страховых услуг;
    • запрет на закупку более 250 наименований товаров, среди которых полезные ископаемые минералы и углеводороды;
    • запрет на предоставление кредитов и приобретение долей в проектах, которые затронуты секторальными санкциями;
    • запрет на покупку недвижимости и предприятий в Крыму, финансирование крымских компаний и предоставление связанных с этим услуг, оказание туристических услуг в Крыму;
    • запрет на поставки в Крым около 200 наименований товаров, в частности технологий для транспортного, телекоммуникационного и энергетического секторов, а также для разведки и добычи газа, нефти и минеральных ресурсов, и драгоценных металлов;
    • запрет на оказание технической помощи и предоставление строительных и инженерных услуг, связанных с инфраструктурой полуострова[31][32];
  • санкции против «Сбербанка России», банка ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанка», эмбарго на импорт и экспорт оружия; запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям; запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти[33][34];
  • запрет на организацию долгового финансирования «Роснефти», «Транснефти», «Газпром нефти», «Уралвагонзавода», «Оборонпрома», «Объединённой авиастроительной корпорации»[35].

В марте 2015 года Евросоюз принял решение увязать действующий санкционный режим с полным выполнением Минских соглашений. В связи с тем, что Минские соглашения, как полагают в ЕС, до сих пор не выполнены по вине России, эти ограничительные меры продлеваются каждые полгода[22].

Кроме того, были введены санкции против компаний, принимавших участие в строительстве Крымского моста и подходящей к нему со стороны Крыма автодороги «Таврида»[36]

3 июня 2015 года Европарламент ограничил свободный доступ в ассамблею российским дипломатам в ответ на российский «чёрный список» в отношении 89 европейских граждан. Исключение сделано лишь для постоянного представителя России при Евросоюзе Владимира Чижова[a][37].

10 июня 2015 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой призвал «критически пересмотреть» отношения Евросоюза с Россией и больше не считать Россию стратегическим партнёром Евросоюза[38].

В марте 2016 года Евросоюз одобрил «пять принципов Федерики Могерини»:

  • полное выполнение Минских соглашений как ключевое условие любых существенных изменений в отношениях ЕС с РФ;
  • укрепление отношений со всеми шестью участниками «Восточного партнёрства» (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина.— «Ъ») и странами Центральной Азии;
  • укрепление устойчивости ЕС в таких областях, как энергетическая безопасность, гибридные угрозы и стратегическая коммуникация;
  • избирательное взаимодействие с Россией по вопросам, представляющим явный интерес для ЕС;
  • развитие контактов между народами и поддержка российского гражданского общества[39].

В марте 2019 года Евросоюз внёс в свой санкционный список ещё восемь российских граждан в связи с инцидентом в Керченском проливе.

Встречные санкции

6 августа 2014 года указом президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» был запрещён ввоз на территорию РФ «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению[40][41]. Под действие эмбарго, в частности, попали страны Евросоюза[42][43].

31 мая 2019 года министерство иностранных дел РФ расширило чёрный список представителей Евросоюза, которым запрещён въезд в Россию. «Основанием для таких решений стали бездоказательные, а порой абсурдные обвинения в адрес наших соотечественников»,— говорится в заявлении, опубликованном на сайте МИДа. Число фигурантов российского списка доведено до паритетного со списком Евросоюза. В России считают, что использование Евросоюзом «противоречащего международному праву инструмента односторонних санкций» даёт России право на «соразмерные ответные действия»[44].

2019-2021

12 марта 2019 года Европарламент принял резолюцию «О политических отношениях между Европейским союзом и Россией», в которой заявил, что Евросоюз более не считает Россию «стратегическим партнёром», и призвал остановить строительство газопровода «Северный поток — 2», так как он противоречит интересам Евросоюза: «Газопровод „Северный поток-2“ усиливает зависимость ЕС от поставок российского газа, ставит под угрозу внутренний рынок ЕС и не соответствует положениям энергетической политики ЕС и её стратегическим интересам». Депутаты рекомендовали пересмотреть вступившее в силу в 1997 году Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, потому что положения его второй статьи, в которой идёт речь об «уважении демократических принципов и прав человека», «не соблюдаются»[45][46].

19 сентября 2019 года Европарламент принял резолюцию «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы», согласно которой Вторую мировую войну развязали две тоталитарные державы — Германия и СССР, подписавшие Пакт Молотова-Риббентропа. В декабре президент России Владимир Путин посвятил несколько выступлений на международных и российских форумах критике этой резолюции и восстановлению исторической справедливости — напоминанию о роли европейских держав, в том числе Польши, в развязывании Второй мировой войны[47][48][49][50][51][52].

16 июня 2021 года глава европейской дипломатии Жозеп Боррель представил новую стратегию политики на российском направлении, исходящую из трёх принципов — «Давать отпор, сковывать, взаимодействовать». «Давать отпор» Евросоюз намерен «нарушению Россией прав человека, принципов демократии и международного права», как на территории России, так и на постсоветском пространстве. Жозеп Боррель особо выделил намерение препятствовать нарушениям Россией суверенитета Украины, противодействовать «вредоносным действиям правительства России, включая гибридные атаки», и ограничивать «ресурсы, которые власти России могут привлечь для проведения разрушительной внешней политики». «Сковывание» будет направлено на «попытки России подорвать интересы ЕС» — как на территории самого Евросоюза, так и на международных площадках. Кроме того, Евросоюз впредь будет теснее координировать свои действия с США, НАТО и «группой семи». В то же время Евросоюз надеется «взаимодействовать» с Россией «для продвижения собственных интересов» в таких сферах, как борьба с изменением климата, противодействие распространению коронавирусной инфекции, взаимодействие в Арктике, урегулирование региональных конфликтов. Кроме того, как добавили в Брюсселе, «ЕС заинтересован в решении конкретных экономических вопросов, среди которых российские протекционистские меры и частичный запрет на ввоз сельскохозяйственной продовольственной продукции из ЕС»[53].

Глава МИД РФ Сергей Лавров 14 января 2022 года, подводя внешнеполитические итоги 2021 года в ходе трёхчасовой пресс-конференции, заявил: «Мы очень хотим с Евросоюзом иметь нормальные отношения, мы их не разрушали. Пусть Евросоюз сам определится, насколько готов к их воссозданию. За нами дело не станет, если это будет делаться на взаимоуважительной основе, поиске баланса интересов»[54].

Специальная военная операция России на Украине

Евросоюз с конца февраля 2022 года регулярно вводит всё новые санкции против России, объявившей специальную военную операцию на Украине. По состоянию на ноябрь 2023 года, было введено уже 11 «пакетов» санкций. Ограничения затронули различные сектора российской экономики, крупные банки и компании, в том числе Сбербанк, ВТБ, «Газпром», «Ростелеком», РЖД, представителей власти и бизнесменов.

Евросоюз с 26 февраля 2022 года приостановил упрощённый визовый режим с Россией, подразумевавший облегчённую процедуру оформления документов для официальных лиц и предпринимателей. За полный запрет виз россиянам в августе 2022 года высказались глава МИД Эстонии Урмас Рейнсалу и глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс. С похожей инициативой выступили парламентские партии Финляндии. В Еврокомиссии исключили полное прекращение выдачи виз россиянам, так как это противоречит нормам Евросоюза[55].

Тем не менее посольства и визовые центры Бельгии, Мальты, Нидерландов, Латвии, Литвы, Чехии и Эстонии ограничили оформление краткосрочных шенгенских виз. Эстония с 18 августа также решила не пускать россиян в страну и по уже действующим визам, выданным Таллином. Финляндия объявила, что присоединится к ограничениям и планирует сократить число туристических виз для россиян до одной пятой или десятой части текущего объема (до 100—200 заявок в день). Приоритет будут отдавать тем, кто собирается въехать в страну по семейным обстоятельствам, учебе или работе[56].

7 сентября 2022 года МИД России объявил, что расширил список представителей Евросоюза, которым запрещён въезд в страну. «Ограничения распространены, в частности, на высшее военное руководство Евросоюза, высокопоставленных сотрудников силовых ведомств стран-членов ЕС, представителей европейских коммерческих организаций в сфере производства вооружений и военной техники, задействованных в поставках военной продукции на Украину», — сказано в сообщении. МИД России назвал эту меру «ответом на очередные ограничительные меры против российских физических и юридических лиц».

18 октября, встречаясь с принятыми на дипломатическую службу выпускниками вузов, Лавров заявил, что сохранять прежнее дипломатическое присутствие в странах Запада не имеет смысла. Он сообщил, что министерство проводит географическую переориентацию своей деятельности как за рубежом, так и в центральном аппарате: «Не имеет смысла и желания сохранять прежнее присутствие в западных странах. Наши люди работают в условиях, которые трудно назвать человеческими. Им создают постоянные проблемы, угрозы физических нападений», — отметил Лавров. По словам министра, российским дипломатам больше нечего делать в Европе, которая решила закрываться от России и прекратить любое экономическое сотрудничество[57].

В августе 2023 года Жозеп Боррель заявил о «беспрецедентном» сокращении импорта и экспорта между ЕС и РФ. По его словам, в сравнении с 2021 годом, в 2022 году поставки были уменьшены на 58 %. «Эта тенденция усиливается: в первом квартале 2023 года сокращение неэнергетического импорта превысило 75 %, в энергетике эта цифра ещё выше и составляет минус 80 %», — отметил глава дипломатии ЕС[58]. Практически последними крупными статьями прямой торговли России и Евросоюза остаются российские ювелирные алмазы и топливо для АЭС[59].

Саммиты Россия — ЕС

С 2000 по 2012 годы саммиты Россия — ЕС проходили дважды в год: в первой половине года в России, во второй половине года — в стране-председателе ЕС или в Брюсселе. В марте 2014 года ЕС отказался от дальнейшего проведения саммитов[60].

Саммит Россия — ЕС в Екатеринбурге, 4 июня 2013
Номер Год Дата Место
1 1995 7 сентября Россия Москва Москва
2 1997 3 марта Россия Москва Москва
3 1998 15 мая Европейский союз Великобритания Бирмингем
4 1999 22 октября Европейский союз Финляндия Хельсинки
5 2000 29 мая Россия Москва Москва
6 2000 30 октября Европейский союз Франция Париж
7 2001 17 мая Россия Москва Москва
8 2001 3 октября Европейский союз Бельгия Брюссель
9 2002 29 мая Россия Москва Москва
10 2002 11 ноября Европейский союз Бельгия Брюссель
11 2003 31 мая Россия Санкт-Петербург Санкт-Петербург
12 2003 6 ноября Европейский союз Италия Рим
13 2004 21 мая Россия Москва Москва
14 2004 25 ноября Европейский союз Нидерланды Гаага
15 2005 10 мая Россия Москва Москва
16 2005 4 октября Европейский союз Великобритания Лондон
17 2006 25 мая Россия Краснодарский край Сочи
18 2006 24 ноября Европейский союз Финляндия Хельсинки
19 2007 18 мая Россия Самарская область Волжский Утёс
20[61][62] 2007 26 октября Европейский союз Португалия Мафра
21[63] 2008 26—27 июня Россия Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Ханты-Мансийск
22[64] 2008 14 ноября Европейский союз Франция Ницца
23[65] 2009 21—22 мая Россия Хабаровский край Хабаровск
24[66] 2009 18 ноября Европейский союз Швеция Стокгольм
25[67] 2010 31 мая — 1 июня Россия Ростовская область Ростов-на-Дону
26[68] 2010 7 декабря Европейский союз Бельгия Брюссель
27[69] 2011 9—10 июня Россия Нижегородская область Нижний Новгород
28[70] 2011 15 декабря Европейский союз Бельгия Брюссель
29[71] 2012 3—4 июня Россия Санкт-Петербург Санкт-Петербург
30[72] 2012 20—21 декабря Европейский союз Бельгия Брюссель
31[73] 2013 3—4 июня Россия Свердловская область Екатеринбург
32[74] 2014 28 января Европейский союз Бельгия Брюссель

Примечания

  1. 1,0 1,1 Альянс на скаку остановят. Что происходит в отношениях Москвы и Запада после видеосаммита президентов России и США // Коммерсантъ, 10.12.21. Дата обращения: 22 декабря 2021. Архивировано 22 декабря 2021 года.
  2. Russia - Trade - European Commission. ec.europa.eu. Дата обращения: 19 августа 2020. Архивировано 13 августа 2020 года.
  3. Вадим Войников. Правовые основы сотрудничества России и Европейского Союза в области обеспечения свободы передвижения (недоступная ссылка). Интернет-журнал «Вся Европа.ru», №10(15) (октябрь 2007). Дата обращения: 12 ноября 2015. Архивировано 1 сентября 2017 года.
  4. Statement of the Heads of State or Government on Ukraine (англ.). European Council (6 марта 2014). — см. § 4. Дата обращения: 12 ноября 2015. Архивировано 20 октября 2015 года.
  5. Алия Самигуллина, Александр Артемьев, Екатерина Савина. НАТО ближе, визы проще (рус.), Дипломатия, «Газета.ру» (19 октября 2010). Архивировано 22 октября 2010 года. Дата обращения 20 октября 2010.
  6. 6,0 6,1 Новостная статья на «Лента. Ру»: «Путин предложил Европе экономический альянс от Владивостока до Лиссабона» — 25.11.2010 Архивная копия от 7 апреля 2014 на Wayback Machine
  7. Poland takes on Russia with 'Eastern Partnership' proposal Архивная копия от 28 июня 2008 на Wayback Machine, Daily Telegraph, 2008-05-25
  8. «Восточное партнерство» — дело тонкое. Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 16 сентября 2018 года.
  9. Сергунин А. А. «ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО»: ВЫЗОВ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 1. С.205-210. (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 октября 2011. Архивировано 27 ноября 2011 года.
  10. European Parliament resolution of 6 February 2014 on the situation in Ukraine (2014/2547(RSP)). Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 26 мая 2019 года.
  11. Европарламент призывает ЕС готовить санкции для Украины. Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 25 января 2019 года.
  12. Council conclusions on Ukraine Архивная копия от 1 декабря 2008 на Wayback Machine (англ.) // Европейский совет, 20.02.2014
  13. ЕС ввел санкции против украинского руководства. Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 25 января 2019 года.
  14. Обама и Меркель предложили создать контактную группу для налаживания диалога Украины и РФ. ИТАР-ТАСС, 08.03.14. Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 10 ноября 2014 года.
  15. РФ должна согласиться на создание контактной группы по Украине, считают в США и Франции. ИТАР-ТАСС, 08.03.14. Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 10 ноября 2014 года.
  16. Россия прервала политические отношения с Украиной. Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 30 декабря 2018 года.
  17. Лавров: намерения США ввести санкции против России — это уже угроза. ИТАР-ТАСС, 06.03.14. Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 10 октября 2014 года.
  18. Заседание Европейского Совета — Заявление глав государств и правительств касательно Украины (06/03/2014). Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 11 января 2019 года.
  19. ЕС заморозил переговоры с РФ по визам и новому соглашению о партнёрстве. ИТАР-ТАСС, 06.03.2014. Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 10 октября 2014 года.
  20. Последствия санкций против России.. Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 1 июня 2014 года.
  21. Би-би-си: «США и ЕС вводят санкции против чиновников РФ и Украины». Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 20 марта 2014 года.
  22. 22,0 22,1 ЕК предложила продлить санкции против России за события в Крыму до 2020 г. // Интерфакс-Украина, 03.06.2019. Дата обращения: 4 июня 2019. Архивировано 4 июня 2019 года.
  23. Списки Запада станут восточными. России готовят наказание за восток Украины // Газета «Коммерсантъ» № 64 от 15.04.2014. Дата обращения: 16 июня 2019. Архивировано 16 июня 2019 года.
  24. НАТО: Россия увеличила поставки оружия ополченцам. Росбалт.ру, 23.07.2014. Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 29 декабря 2018 года.
  25. Евросоюз запретил выдавать визы крымчанам на территории РФ Архивировано 29 апреля 2014 года.
  26. Европейский инвестиционный банк прекратил финансирование проектов в РФ Архивная копия от 28 февраля 2020 на Wayback Machine — Комментарии:, 18/07/2014
  27. European Council conclusions on external relations (Ukraine and Gaza) Архивировано 17 июля 2014 года. (англ.)
  28. Европейский совет попросил Европейский инвестиционный банк приостановить финансирование операций в России — Интерфакс
  29. ЕС ввёл торговые и инвестиционные санкции против Крыма Архивная копия от 28 января 2019 на Wayback Machine — LB.ua, 31 июля 2014
  30. Official Journal of the European Union L226 Архивная копия от 7 июля 2017 на Wayback Machine — Текст акта о принятии санкций на официальном сайте ЕС (англ.), 30 июля 2014
  31. ЕС ввел санкции в отношении Крыма (обновлено) Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine — Lb.ua, 18 декабря 2014 года
  32. Евросоюз запретил поставлять в Крым космические корабли и драгоценные металлы Архивная копия от 29 января 2019 на Wayback Machine — Сегодня, 19 декабря 2014 года
  33. ЕС запретил продавать России оборудование для добычи нефти Архивная копия от 9 августа 2014 на Wayback Machine — Подробности, 01 августа 2014
  34. ЕС ввел санкции в отношении пяти российских банков Архивная копия от 9 августа 2014 на Wayback Machine — Подробности, 31 июля 2014
  35. Санкции ЕС против России вступили в силу (обновлено) Архивная копия от 29 января 2019 на Wayback Machine — LB.ua, 12 сентября 2014
  36. Евросоюз внес в санкционный список шесть российских компаний (рус.), РИА Новости (20180731T0947+0300Z). Архивировано 31 июля 2018 года. Дата обращения 31 июля 2018.
  37. «Российским дипломатам ограничили доступ в Европарламент». Дата обращения: 11 июня 2015. Архивировано 4 июня 2015 года.
  38. «Европарламент: прежние отношения с Россией невозможны» Архивная копия от 14 июня 2015 на Wayback Machine, Би-Би-Си, 10 июня 2015
  39. Евросоюз согласовал пять принципов отношений с Россией // Коммерсантъ, 15.03.2016. Дата обращения: 21 января 2022. Архивировано 21 января 2022 года.
  40. Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации. Официальный сайт Президента России (6 августа 2014). Дата обращения: 8 февраля 2019. Архивировано 8 августа 2014 года.
  41. Путин запретил ввозить продукты из присоединившихся к санкциям стран Архивная копия от 8 августа 2014 на Wayback Machine // РосБизнесКонсалтинг, 06.08.2014 г.
  42. Реакция Запада на российское эмбарго: производители продуктов понесут убытки, но больше всего пострадает РФ. Дата обращения: 8 февраля 2019. Архивировано 10 августа 2014 года.
  43. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Дата обращения: 7 августа 2014. Архивировано 10 августа 2014 года.
  44. Россия расширила санкционный список представителей Евросоюза // Коммерсантъ, 31.05.2019. Дата обращения: 1 июня 2019. Архивировано 31 мая 2019 года.
  45. Европарламент призвал остановить «Северный поток-2» // Коммерсантъ, 12.03.2019. Дата обращения: 12 марта 2019. Архивировано 12 марта 2019 года.
  46. Европарламент отказал России в «стратегическом партнёрстве» // Коммерсантъ, 13.03.2019. Дата обращения: 13 марта 2019. Архивировано 15 марта 2019 года.
  47. Заседание Российского организационного комитета «Победа». 11.12.2019. Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
  48. Большая пресс-конференция Владимира Путина. 19.12.2019. Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 6 января 2020 года.
  49. Неформальный саммит СНГ. Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
  50. Ставка Польше чем жизнь. Как Владимир Путин выступил с новой Мюнхенской речью // Газета «Коммерсантъ» № 236 от 23.12.2019. Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 10 января 2020 года.
  51. Владимир Путин распалялся всё Польше и Польше. Интересно, кто дальше на очереди у президента России в деле восстановления исторической справедливости // Газета «Коммерсантъ» № 238 от 25.12.2019. Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 5 января 2020 года.
  52. Путин трижды за неделю осудил резолюцию Европарламента. Что важно знать // РБК, 24.12.2019. Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 3 января 2020 года.
  53. Евросоюз послал Москву на три принципа Новая стратегия ЕС в отношении России мало отличается от планов НАТО // Коммерсантъ, 17.06.2021. Дата обращения: 21 января 2022. Архивировано 21 января 2022 года.
  54. «Нашему терпению пришел конец». Сергей Лавров объяснил, почему Россия именно сейчас потребовала от США гарантий безопасности // Коммерсантъ, 14.01.2022. Дата обращения: 21 января 2022. Архивировано 21 января 2022 года.
  55. Какие страны не выдают шенгенские визы россиянам // РБК, 16.08.2022
  56. Какие страны не выдают шенгенские визы россиянам // РБК, 16.08.2022
  57. Лавров не увидел смысла в прежнем дипломатическом присутствии на Западе // РБК, 18.10.2022
  58. [1]
  59. ЕС намерен «в ближайшие дни» представить 12-й пакет санкций против России // ТАСС, 08.11.2023
  60. G7 Summit in Brussels, 4 – 5 June 2014: Background note and facts about the EU's role and actions (англ.). europa.eu (3 июня 2014). Дата обращения: 11 июня 2015. Архивировано 31 мая 2015 года.
  61.  (англ.) 20th EU-Russia Summit in Mafra. Дата обращения: 24 октября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  62.  (англ.) Press release of the 20th EU-Russia Summit, Mafra 26 October 2007 (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 октября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  63.  (англ.) EU-Russia Summit on 26-27 June 2008 in Khanty Mansiisk to launch negotiations of the new framework agreement. Дата обращения: 24 октября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  64.  (англ.) EU-Russia Summit in Nice on 14 November 2008. Дата обращения: 24 октября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  65.  (англ.) EU-Russia Summit on 21-22 May 2009 in Khabarovsk. Дата обращения: 24 октября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  66. О предстоящем 18 ноября в Стокгольме саммите Россия-ЕС — пресс-релиз МИД РФ, 16 ноября 2009
  67.  (англ.) Russia-EU summit in Rostov-on-Don. 31 May – 1 June 2010. Дата обращения: 24 октября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  68.  (англ.) Russia-EU summit held in Brussels 2010. Дата обращения: 24 октября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  69.  (англ.) EU-Russia Summit in Nizhny Novgorod 9-10 June 2011. Дата обращения: 24 октября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  70.  (англ.) EU-Russia Summit (Brussels, 15 December 2011). Дата обращения: 24 октября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  71.  (англ.) EU-Russia Summit (St Petersburg, 3-4 June 2012). Дата обращения: 24 октября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  72.  (англ.) 30th EU-Russia Summit. Дата обращения: 29 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  73. EU-Russia Summit (Yekaterinburg, 3-4 June 2013) (англ.). Дата обращения: 4 апреля 2014. Архивировано 6 мая 2014 года.
  74. 32nd EU-Russia summit (Brussels, 28 January 2014) (англ.). Дата обращения: 4 апреля 2014. Архивировано 22 апреля 2014 года.

Комментарии

  1. По условиям ограничений, Чижов может провести с собой ещё одного дипломата.

Ссылки