Российское музыкальное издательство

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Российское музыкальное издательство
Основано 1909
Ликвидировано 1938
Страна  Россия,
 Франция

«Российское музыкальное издательство» (РМИ, фр. Editions Russes de Musique) — нотоиздательство, созданное в 1909 году дирижёром Сергеем Кусевицким и его женой Наталией[1]. У истоков издательства стоял также Сергей Рахманинов, возглавивший художественный совет издательства. Не вполне ясно, принадлежала ли идея создания издательства Кусевицкому или Рахманинову; по воспоминаниям А. В. Оссовского, инициатором был Рахманинов[2].

Особняк Кусевицких, где проходили собрания Совета издательства

Первоначально предполагалось, что издательство будет своего рода кооперативным предприятием композиторов, однако в таком виде проект оказался нереалистичным, и 25 марта 1909 года Кусевицкий зарегистрировал издательство как своё частное, совместное со своей женой Наталией Константиновной (приданое которой и составляло основу средств Кусевицкого). Регистрация издательства в Берлине была связана с тем, что Российская империя не подписала Бернскую конвенцию, тогда как при публикации в Германии права авторов и издателей охранялись по всему миру. Собственно печать в значительной степени также проходила в Германии (в Лейпциге). Совет издательства собирался, однако, в Москве, в особняке Кусевицких. В дальнейшем отделения издательства открылись также в Париже, Лондоне и Нью-Йорке.

Особенностью работы «Российского музыкального издательства» был коллегиальный характер принимаемых решений. Произведения принимались к публикации советом издательства, в который входили Кусевицкий, Рахманинов, Николай Метнер, музыковед Александр Оссовский и управляющий делами Николай Струве, а на определённых этапах также Александр Скрябин, Александр Гедике и Леонид Сабанеев[3]. В виде исключения без голосования принимались к публикации произведения Метнера, Скрябина и Сергея Танеева; Рахманинов публиковал свои сочинения в издательстве «А. Гутхейль», которому был обязан как своему первому публикатору, и стал печататься в «Российском музыкальном издательстве» только после 1915 года, когда оно приобрело фирму К. А. Гутхейля (первым рахманиновским произведением, вышедшим в издательстве, стало «Всенощное бдение»).

Издательство в целом ориентировалось на позднеромантические тенденции в русской музыке — отвергнув, в частности, в 1915 году «Скифскую сюиту» Сергея Прокофьева, которую, впрочем, Кусевицкий опубликовал под маркой «А. Гутхейль» в 1923 году. Произведения Прокофьева начали публиковаться в РМИ только в 1925 году. В 1920-е годы в РМИ вышли также произведения Игоря Стравинского — партитуры балетов «Весна священная» и «Петрушка»), оперы «Царь Эдип» и др.

Помимо многочисленных нотных изданий, в 1913 году «Российское музыкальное издательство» выпустило этапный труд Н. А. Римского-Корсакова «Основы оркестровки с партитурными образцами из собственных сочинений» (под редакцией М. О. Штейнберга)[3]. Планировавшееся вслед за этим издание фундаментального коллективного сочинения «Очерки по истории русской музыки» не состоялось из-за трудностей военного времени.

С 1920 года «Российское музыкальное издательство» работало преимущественно в Париже. В 1938 году оно было приобретено британским издательством «Boosey & Hawkes»[3].

Примечания

  1. Юзефович, 2004, с. 173.
  2. А. В. Оссовский. Воспоминания о Рахманинове. Дата обращения: 8 мая 2016. Архивировано 2 октября 2014 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Ямпольский, 1978.

Литература

Ссылки