Рондель (музыка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Ронде́ль (лат. rondellus) — техника трёхголосной музыкальной композиции. Рондель сложился и получил наиболее яркое воплощение в английской полифонии XIII — начала XIV веков. Техника ронделя использовалась преимущественно в многоголосных кондуктах английского происхождения. Она встречается также в полифонических обработках респонсориальных форм григорианики (особенно в версах аллилуй)[1]. В редких случаях (Hare, hare, hye / Balaam goudalier / Balaam[2]) рондель встречается также в мотетах.

Специфическая особенность ронделя — перестановка голосов (нем. Smimmtausch букв. «обмен голосов»),— техника, вероятно, заимствованная из парижской школы Нотр-Дам[3]:

A B C D E F
C A B F D E
B C A E F D

Буквы, выделенные полужирным начертанием, означают музыку с текстом, прямым светлым — без текста (мелизматику). Тенор (обычно нижний голос) многоголосной композиции мог быть включён в общую процедуру обмена голосов (как на схеме), либо быть мелодически самостоятельным. В последнем случае самостоятельный голос назывался лат. pes (подножие, фундамент), а обмен совершался только в верхней паре голосов.

Оригинальное описание техники ронделя дал Вальтер Одингтон в гл. VI.13 трактата «Сумма теории музыки» (лат. Summa de speculatione musicae, между 1298 и 1316 гг.)[4].

Рондель близок роте — бесконечному канону, в котором также использовалась перестановка голосов. Классический пример такого рода — знаменитый «Летний канон» (Sumer is icumen in), где бесконечный канон используется в двух верхних голосах, а два нижних голоса (образующих pes — гармонический фундамент канона) используют технику ронделя.

На континенте термин rondellus использовался как латинизация термина rondeau (рондо́), популярной твёрдой формы в музыке труверов (например, «ронделями» называл свои рондо Гильом де Машо).

Примечания

  1. Sanders E.H. Rondellus // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. New York; London, 2001.
  2. В тексте высмеиваются английские любители «доброго эля» — goudaliers.
  3. Voice exchange // The Harvard dictionary of music. 4th ed. Cambridge, Mass., 2003, p. 964.
  4. Публикацию см. в TML Архивная копия от 10 февраля 2018 на Wayback Machine.

Литература

  • Harrison F.L. Rota and rondellus in English medieval music // Proceedings of the Royal Musical Association 86 (1959–60), pp. 98–107.
  • Sanders E.H. Tonal aspects of 13th-century English polyphony // Acta Musicologica 37 (1965), pp. 19–34.
  • Falck R. Rondellus, canon, and related types before 1300 // Journal of the American Musicological Society 25 (1972), 38–57; см. также № 31 (1978), pp. 170–73.
  • Reckow F. Rondellus/rondeau, rota // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie (листковое издание, 1972)
  • Sanders E.H. Rondellus // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. New York; London, 2001.