Розов, Виктор Сергеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Виктор Розов
Виктор Розов.jpg
Гражданство  СССР Россия
Род деятельности драматург, сценарист
Годы творчества 19431996
Язык произведений русский
Премии
Государственная премия СССР — 1967 Премия Президента Российской Федерации — 2002
Награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени
Орден Отечественной войны I степени Орден Трудового Красного Знамени — 1963 Орден Трудового Красного Знамени Орден Дружбы народов
Орден «Знак Почёта» Медаль «За оборону Москвы»
Произведения на сайте Lib.ru

Ви́ктор Серге́евич Ро́зов (8 [21] августа 1913, Ярославль, Ярославская губерния, Российская империя — 28 сентября 2004, Москва, Россия) — русский советский драматург и сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1967). Автор более 20 пьес и 6 киносценариев, в том числе пьесы «Вечно живые» и на её основе — сценария к фильму «Летят журавли» (1957). Президент Российской академии театрального искусства.

Биография

Виктор Розов родился 8 [21] августа 1913 года в городе Ярославле, в семье счетовода Сергея Фёдоровича Розова (впоследствии участника Первой мировой войны) и его жены Екатерины Ильиничны. Во время эсеровского мятежа 1918 года их дом сгорел, и семья бежала в Ветлугу. Там Виктор Розов окончил первые три класса школы.

С 1923 года жил и учился в Костроме. В 1929 году не был принят в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию в Москве из-за отсутствия рабочего стажа, начал работать на текстильной фабрике в Костроме. В том же году стал актёром-любителем в Костромском театре юного зрителя.

В 1932 году поступил в Костромской индустриальный техникум. В 1934 году стал заниматься в училище при Театре Революции в Москве (класс М. И. Бабановой), по окончании которого был принят в труппу театра.

В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, вступил в ряды 8-й стрелковой дивизии народного ополчения Краснопресненского района города Москвы, которая позднее была преобразована в кадровую 8-ю стрелковую дивизию. В начале октября того же года был тяжело ранен. Выписавшись из госпиталя в середине 1942 года, возглавил фронтовую агитбригаду; одновременно учился на заочном отделении Литературного института.

После окончания войны, прервав занятия в институте, организовал Театр для детей и юношества в Алма-Ате. Возвратившись в Москву, работал в Театре при Центральном доме культуры железнодорожников (ЦДКЖ) в качестве актёра и режиссёра. В 1953 году Розов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Первая пьеса «Её друзья» едва не была запрещена как «слишком сентиментальная»[1]; тем не менее она была в 1949 году поставлена в Центральном детском театре.

В Розове нашли своего драматурга Анатолий ЭфросЦДТ он поставил «В добрый час!», «В поисках радости», «В день свадьбы» и «Перед ужином») и Олег Ефремов: в 1956 году пьесой Розова «Вечно живые» открылся театр «Современник», в котором позже ставились и другие пьесы Розова: «В поисках радости», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «С вечера до полудня»[2].

Первой экранизацией пьесы Розова стал фильм Виктора Эйсымонта «В добрый час!» (1956). Широкое признание получил фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957) — экранизация пьесы «Вечно живые».

В 1962—1964 годах совместно с Л. И. Беловой руководил сценарной мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссёров[3].

Розов был членом Союза писателей СССР, позднее — Российской академии словесности. Серьёзно увлекался филателией.

Скончался 28 сентября 2004 года в Москве на 92-м году жизни, похоронен на Ваганьковском кладбище (25-й участок).

Семья

  • Жена — Козлова Надежда Варфоломеевна (1919—2006), актриса театра имени М. Н. Ермоловой.

Творчество

«Всем пьесам Розова, — отмечал В. Казак, — свойственно реалистическое изображение действительности, приобретающее широкое, человеческое значение. Его персонажи живо и индивидуально проявляются в сжатом диалоге, говоря на языке повседневности; верность психологии (также детской), постоянный отзвук внутренних, скрытых пластов содержания сочетаются с отказом от прямых характеристик (оценки должен вынести читатель и зритель)»[8]. Внимание драматурга всегда привлекали нравственные проблемы — тот выбор, который приходится делать в повседневной жизни «обыкновенным» людям[9]; действие его пьес чаще всего происходит в кругу семьи[8]. Отличительные черты публицистический выступлений и драматургии Розова — живые характеры, дыхание времени и верность правде жизни[10].

Непосредственно по поводу пьесы «Традиционный сбор» (в которой бывшие одноклассники, окончившие школу перед войной, встречаются во второй половине 1960-х годов и подводят итоги прожитой жизни) и формулируя одновременно основную тему драматургии Розова, М. Строева писала: «Кем бы человек ни стал — профессором или шофёром, писателем или счетоводом, — всё равно он всю жизнь держит экзамен на честность и стойкость. Каждый стоит перед выбором. Мелким или крупным, неважно. Важно — каким…»[11];

Пьесы

  • «Вечно живые» (1943)
  • «Её друзья» (1949)
  • «Страница жизни (Твой путь)» (1953)
  • «В добрый час!» (1955)
  • «В поисках радости» (1957)
  • «Вольные мастера» (1959)
  • «Неравный бой» (1960)
  • «В дороге» (1962)
  • «Перед ужином» (1962)
  • «В день свадьбы» (1964)
  • «Затейник» (1966)
  • «Обыкновенная история» (1966, по И. А. Гончарову)
  • «Традиционный сбор» (1967)
  • «На беговой дорожке» (1968)
  • «С вечера до полудня» (1970) (поставлена в театре
    «Современник» в 1970 году, постановщик —
    О. Н. Ефремов; в ролях: О. Ефремов, И. Кваша,
    А. Покровская, О. Табаков, А. Кутузов, Г. Бурков
    и др.)[12]
  • «Мальчики» («Брат Алёша») (1971, по роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»)
  • «Ситуация» (1973)
  • «Четыре капли» (1974)
  • «Всадники со станции Роса» (1978, по В. Крапивину)
  • «Гнездо глухаря» (1979)
  • «Хозяин» (1982)
  • «У моря (Кабанчик)» (1986)
  • «Дома (Возвращение)» (1989)
  • «Скрытая пружина» (1989)
  • «Любкин» (1991, по роману Н. Нарокова «Мнимые величины»)
  • «Гофман» (1996)

Фильмография (автор сценариев и экранизированных пьес)

Награды

Память

«Табакерка». Скульптурная композиция «Драматурги Вампилов, Розов, Володин».

Литература

Примечания

  1. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 15. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  2. Богданова П. Режиссёры-шестидесятники. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — С. 29—30, 62—63. — 176 с. — ISBN 978-5-86793-799-7.
  3. Сценарное отделение Архивная копия от 11 июня 2020 на Wayback Machine// Высшие курсы сценаристов и режиссёров.
  4. Розов, Сергей Викторович. Дата обращения: 7 августа 2019. Архивировано 7 августа 2019 года.
  5. Татьяна Викторовна Розова. Дата обращения: 7 августа 2019. Архивировано 10 июля 2019 года.
  6. Спектакль НМДТ Брат Алёша по пьесе В. Розова. Дата обращения: 7 августа 2019. Архивировано 7 августа 2019 года.
  7. Татьяна Розова (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 августа 2019. Архивировано 7 августа 2019 года.
  8. 8,0 8,1 Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8. — С. 351—352.
  9. Богданова П. Режиссёры-шестидесятники. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — С. 62. — 176 с. — ISBN 978-5-86793-799-7.
  10. Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. — С. 371.
  11. Строева М. Н. Спрашивайте с себя… // Олег Ефремов и его время. — М., 2007. — С. 149.
  12. Сорокина Н. Обыкновенный день // Советская Культура. — 1970. — 12 февраля. — С. 3. Архивировано 1 августа 2017 года.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 5 августа 1995 года № 820
  14. 14,0 14,1 Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2002 года № 111 «О присуждении премий Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года»
  15. Памятник драматургам в Москве Архивировано 5 марта 2012 года.

Ссылки