Первые марки Маврикия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Розовый Маврикий»)
Розовый и Голубой Маврикий
англ. Mauritius «Post Office»
или Red Penny and Blue Penny
Mauritiusredadnblue1847.jpg
 (Sc #1 и 2)
Тип стандартные
Выпуск
Страна выпуска Flag of Mauritius (1869–1906).gif Маврикий,
Британская империя
Место выпуска Порт-Луи
Гравёр Джозеф Осмонд Барнард
Способ печати металлография
Дата выпуска 20 сентября 1847
Характеристики
Номинал 1 пенни, 2 пенса
Зубцовка беззубцовые
Причина редкости ошибка в надписях
Особенность первый официальный выпуск Маврикия
Тираж (экз.) 1500 × 2[1]
Сохранилось (экз.) 26 (14 и 12)
 • из них гашёных 13 и 10 (раритеты международного класса)
 • из них негашёных 1 (уникум) и 2 (раритет мирового класса)
Стоимость
Оценка (Скотт) гашёный «розовый» — $600 000;
негашёный «розовый» — $1 100 000;
гашёный «голубой» — $675 000 (2007)

«Розовый Маврикий» (или «Оранжевый Маврикий»)[2] и «Голубой Маврикий» — филателистическое название первых стандартных марок Маврикия, выпущенных 20 сентября 1847 года[3]. Являются одними из самых редких и ценных почтовых марок в мире (раритетами).

Описание

На марках изображён профиль королевы Виктории (1819—1901)[4]. Номиналы: 1 пенни — марка красного (оранжевого) цвета и 2 пенса — марка синего цвета. Автор клише — Джозеф Осмонд Барнард (англ. Joseph Osmond Barnard)[5]. С левой стороны на марках ошибочный текст: «Post Office» («Почтовое отделение»), вместо «Post Paid» («Почтовый сбор оплачен»). Тираж — 1500 экземпляров каждого номинала[1].

История

В 1846 году вышел указ губернатора Британского Маврикия Уильяма Гомма за № 13 о перевозке и оплате почтовых отправлений. В статье 9 этого указа, в частности, говорилось, что каждое письмо, газета и посылка любого вида, отправленное в колонии и подчинённых ей территориях, снабжённое маркой или марками, выпущенными правительством, отвечающими по своей номинальной стоимости тарифу и не использованными ранее, пересылаются по почте без оплаты почтового сбора. Были установлены и тарифы: один пенни за унцию веса, а письмо в пределах колонии — 2 пенса за пол-унции. Стоимость письма за пределы колонии была такой же, если оно посылалось из Порт-Луи, и увеличивалась вдвое при отправке из других мест.

Страница ранних марок Маврикия в первом английском каталоге Фредерика Бути (1862), на которой не представлены две раритетные миниатюры 1847 года[6]

Поскольку марки из Англии не поступали, было решено изготовить их самостоятельно. Печатную форму, содержавшую клише марок в один и два пенса, сделал местный гравёр Джозеф О. Барнард. Печатали поочерёдно то с одного, то с другого клише.

Большую часть марок использовала супруга губернатора Элизабет Гомм для рассылки приглашений на устраиваемый ею бал. С 15 июля 1847 года в колонии вводился запрет на использование французского языка в суде. 14 июля, возвращаясь с приёма местной масонской ложи, супруга губернатора была окружена возмущённой толпой, бурно требовавшей отмены этого решения. Для разгона толпы вызвали солдат. Чтобы загладить этот инцидент и восстановить отношения с франко-маврикийцами, на 30 сентября назначили костюмированный бал в резиденции губернатора. Приглашения, на которые предварительно наклеили новые марки, разослали 21 сентября 1847 года.

Филателистическая ценность

Сохранившиеся марки, в основном, находятся в частных коллекциях, однако экземпляры выставлены на публичное обозрение в Британской библиотеке в Лондоне, включая конверт с наклеенной маркой с приглашением на упоминавшийся бал губернатора Маврикия. Одну из чистых двухпенсовых марок приобрёл в 1904 году на аукционе принц Уэльский, будущий король Георг V[7], за огромную по тем временам сумму 1450 фунтов стерлингов. «Голубой Маврикий» был в коллекции у командира знаменитого крейсера «Варяг» Всеволода Руднева[8].

В 1993 году на аукционе в Цюрихе[9] консорциум маврикийских бизнесменов приобрёл две чистые марки 1847 года обоих достоинств. Они были возвращены на остров и экспонируются теперь в Музее Голубого Маврикия, открытом в Порт-Луи в 2001 году.

Х. Канаи (справа) и Д. Фельдман с каталогом аукциона «Маврикий», включавшего коллекцию Канаи, который состоялся в Цюрихе в 1993 году[9]

Две марки также экспонируются в Берлинском музее коммуникаций. В 1995 году одну из марок «Голубой Маврикий» приобрёл на аукционе Нидерландский почтовый музей (ныне Музей связи в Гааге[nl]).

В филателистическом мире известность получило «бордоское письмо[de]» — уникальный конверт с гашёными «голубым» и «розовым» Маврикиями, который был назван фр. «la pièce de résistance de toute la philatélie»[10] («величайшей вещью во всей филателии»). Конверт был продан на аукционе в Цюрихе 3 ноября 1993 года за 5,75 млн швейцарских франков (включая 15 % покупательский бонус)[9][11], что составляло около 4 млн долларов США — самая высокая цена, когда-либо уплаченная за один филателистический предмет до этого времени.

«Бордоский конверт[de]» с «голубым» и «розовым Маврикиями», проданный за 5,75 млн швейцарских франков с аукциона в Цюрихе в 1993 году[9]
Демонстрация «розового» (на конверте слева) и «голубого Маврикиев» из коллекции английской королевской семьи на Европейской филателистической выставке в Брно в 2005 году

«Маврикии» являются самыми дорогими почтовыми марками мира: стоимость одного экземпляра, по некоторым сведениям[12], достигает на аукционах 15 миллионов долларов и даже более.

Ценность этих марок основана на двух составляющих: они были первыми марками Британской империи, выпущенными вне метрополии, а их первоначальный выпуск содержал ошибку. Таким образом, они ещё более ценны и редки, чем если бы они были эмитированы правильно.

Возникновение надписи

«Голубой Маврикий», принадлежащий королеве Великобритании Елизавете II

«Неправильностью» марок стала надпись «англ. Post Office» («Почтовое отделение»), вместо правильного «Post Paid» («Почтовый сбор оплачен»), напечатанная с левой стороны рисунка марок. Последующие выпуски имели правильную надпись «Post Paid», и любая существующая марка оригинального выпуска может быть легко определена и аутентифицирована. Существует легенда, объясняющая происхождение этой ошибочной надписи.

Традиционная легенда

Традиционная история возникновения ошибочной надписи приводится во многих книгах, посвящённых филателии, начиная с опубликованного в 1878 году справочника «Марки острова Маврикий» (фр. «Les timbres de l’ile Maurice»), написанной Жаном-Батистом Моэнсом, упоминалась также в изданиях 1920-х и 1930-х годов, таких как «Легендарные марки» (англ. «Fabulous stamps») Джона Никлина (John Nicklin), написанной в 1939 году[13], или в книге «Почтовые марки острова Маврикий» (фр. «Les Timbres-Post de l'Île Maurice»), написанной Жоржем Брюнелем (Georges Brunel) в 1928 году.

Согласно этой истории, Джозеф Барнард, часовщик и создатель печатной формы, был пожилым, слабовидящим и рассеянным человеком — и он просто-напросто забыл, какую надпись следует сделать на марках. Он отправился из своей мастерской к почтмейстеру, мистеру Браунриггу, и, проходя мимо здания почты, бросил взгляд на него. Это дало толчок его памяти, и он вернулся в мастерскую заканчивать работу над клише, однако вместо «англ. Post Paid» он выгравировал «Post Office».

Критика легенды

Это довольно занимательная история, однако более серьёзные исследователи, такие как Питер Ибботсон в своей работе «Миф о Барнарде» (The Barnard myth)[14] и Гарольд Адольф и Раймон д’Юньенвилль в статье «Жизнь и смерть Джозефа Осмонда Барнарда» (The life and death of Joseph Osmond Barnard)[15], показывают, что это всего лишь легенда.

По мнению Адольфа и д’Юньенвилля, «более вероятно, что Барнард использовал Post Office, поскольку именно это название было и остаётся юридическим обозначением соответствующего государственного ведомства». Клише были одобрены, и марки отпечатаны без лишних слов.

Джозеф Барнард был англичанином еврейского происхождения, родом из Портсмута. Он прибыл на Маврикий в 1838 году зайцем и был ссажен на берег с борта коммерческого судна, направлявшегося в Сидней. Он не был часовщиком, хотя, возможно, и занимался ремонтом часов, не был полуслепым и уж явно не был стариком — он родился в 1816 году, так что к моменту выпуска марок в 1847 году ему был всего 31 год.

Книги и исследования

Изучение и описание раритетных марок Маврикия можно встретить в целом ряде источников филателистической литературы, например, в следующих изданиях:

  • Kanai H. Classic Mauritius: The Locally Printed Postage Stamps, 1847—59. — L.: Stanley Gibbons, 1981. — ISBN 0-85259-251-5. (англ.) [Иллюстрированный труд о знаменитой коллекции Маврикия автора, включая фотографии реконструированных в ходе платинга печатных пластин, почтовые штемпели и историю почты.]
  • Mauritius: Classic Postage Stamps and Postal History, Including the Entire Collection Formed by Hiroyuki Kanai, R. D. P., F. R. P. S. L. November 3, 1993, Zürich, Hotel International: illustrated auction catalog. — Geneva, Switzerland: David Feldman SA, 1993. — 204 p. — ISBN 0-89192-436-1. (англ.) (Дата обращения: 20 мая 2017) Архивировано 4 марта 2016 года. [Иллюстрированный аукционный каталог Д. Фельдмана, включая коллекцию Х. Канаи, с дополнением («Supplement»), где приводятся подробные сведения о платинге (позициях на печатных пластинах) выпусков «Post Paid» и «Лапиро» в различных положениях. Аукцион состоялся 3 ноября 1993 года в отеле Hotel International[en] в Цюрихе.]

В 2006 году вышла книга «Голубой Маврикий» («Blue Mauritius»), принадлежащая перу Хелен Морган. Это подробное исследование о «Голубом Маврикии» с описанием социально-экономических факторов, повлиявших и на современную почтовую систему Маврикия:

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 В некоторых источниках указан тираж по 500 экземпляров каждого номинала; см., например: Нинин, 1998.
  2. Название «Розовый Маврикий» традиционно закрепилось за этой почтовой маркой в русской филателистической литературе, несмотря на то что цвет марки на самом деле оранжевый. В других языках цвет марки определяется как киноварь, красный, красно-оранжевый или оранжевый.
  3. Илюшин А. С. Филателия. Megabook. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. М.: Компания «Кирилл и Мефодий». Дата обращения: 15 октября 2015. Архивировано 15 октября 2015 года.
  4. Давыдов П. Г. Виктория Ганноверская. Знаменитые люди: Персоналии почты и филателии. Мир м@рок; Союз филателистов России (25 октября 2009). Дата обращения: 15 февраля 2011. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  5. Давыдов П. Г. Барнард, Джозеф Осмонд. Знаменитые люди: Персоналии почты и филателии. Смоленск: Мир м@рок; Союз филателистов России (25 октября 2009). Дата обращения: 14 февраля 2011. Архивировано 10 января 2012 года.
  6. Давыдов П. Г. Бути, Фредерик. Знаменитые люди: Персоналии почты и филателии. Смоленск: Мир м@рок; Союз филателистов России (25 октября 2009). Дата обращения: 14 февраля 2011. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  7. Давыдов П. Г. Георг V Виндзор. Знаменитые люди: Персоналии почты и филателии. Смоленск: Мир м@рок; Союз филателистов России (25 октября 2009). Дата обращения: 15 февраля 2011. Архивировано 24 августа 2011 года.
  8. Сухарев А. И. Максим Горький, Иван Павлов и Тито Руффо – все они были коллекционерами марок. Филателист. Знаменитые филателисты. Клуб интернет-поддержки предпринимателей; Уфимский инфо-выставочный портал www.UfaExpo.ru. Дата обращения: 24 ноября 2011. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 David Feldman SA, 1993.
  10. Roger Calves, цит. по: David Feldman SA, 1993, p. 92.
  11. Ibbotson P. // Gibbons Stamp Monthly. — 1994. — June. — P. 30. (англ.)
  12. Надрова Е. Курс марки Архивная копия от 10 февраля 2009 на Wayback Machine // Новые Известия. — 2006. — 25 августа. (Дата обращения: 24 декабря 2015) {title}. Дата обращения: 3 ноября 2018. Архивировано 24 декабря 2015 года.
  13. Nicklin, John W. Легендарные марки: романтика раритетов. = Fabulous Stamps: The Romance of the Rarities. — 1st edition.. — New York: Hastings House, 1939. — 172 p.; Nicklin, John W. Легендарные марки: романтика раритетов. = Fabulous Stamps: The Romance of the Rarities. — 2nd edition.. — New York: Metro Publications, 1943. — 172 p.
  14. Ibbotson P. The Barnard myth // Stamp Collecting. — 1974. — Vol. 123. — 7 November. — P. 527; 1975. — Vol. 124. — 30 January. — P. 1087. (англ.)
  15. Adolphe H., d’Unienville R. The life and death of Joseph Osmond Barnard, stowaway, engraver, stevedore and planter // The London Philatelist. — 1974. — Vol. 83. — No. 985 (December). — P. 263—266. (англ.)

Литература

Ссылки