Родт, Максимилиан Кристоф фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Максимилиан Кристоф фон Родт
нем. Maximilian Augustinus Christoph von Rodt
Максимилиан Кристоф фон РодтПортрет епископа с аллегорией папства (2 пол. XVIII в. Старый замок Мерсбург
Orsenhausen Pfarrkirche Wappen Maximilian Christoph von Rodt.jpg
Флаг
Епископ Констанца
1775 — 1800
Церковь Римско-католическая церковь
Предшественник Франц Конрад фон Родт
Преемник Карл Теодор фон Дальберг

Образование университеты Фрайбурга и Сиены
Рождение 10 декабря 1717(1717-12-10)
Кель
Смерть 17 января 1800(1800-01-17) (82 года)
Мерсбург
Место захоронения Приходская католическая церковь Мерсбурга
Династия Родты
Отец Франц Кристоф фон Родт
Мать Мария Терезия фон Зиккинген
Епископская хиротония 12.08.1776

Максимилиан Августин Кристоф фон Родт (нем. Maximilian Augustinus Christoph von Rodt, 1717—1800), также Максимилиан Кристиан Август Мария фон Родт — князь-епископ Констанца, занимавший кафедру в период с 1775 по 1800 годы. Рыцарь Мальтийского ордена.

Максимилиан Кристоф фон Родт был одним из четырёх сыновей генерала и последнего коменданта Брайзахской крепости Франца Кристофа барона фон Родта (нем. Franz Christoph von Rodt, 1671—1743) и его жены Марии Терезии фон Зиккинген (1682—1756). Епископ Констанца кардинал Франц Конрад фон Родт и австрийские генералы Кристиан Франц фон Родт цу Бусманнсхаузен (†1768) и Антон Эгберт фон Родт (1710—1768) приходились ему братьями; констанцский епископ Казимир Антон фон Зиккинген был его дядей.

Определённый для духовной карьеры, он уже около 1727 года вступил в ряды мальтийского ордена, и затем проходил обучение в университетах Фрайбурга и Сиены.

В 1733 году Максимилиан Кристоф стал членом домского, то есть соборного капитула в Аугсбурге, в 1736 — капитула в Вюрцбурге, и в 1739 году — соборного капитула в Констанце. В Констанце он был с 1760 года архидьяконом, с 1766 года — домским кантором, и с 1771 года — домским пробстом. Примерно в это же время, в 1770—1775 годах он был домским деканом в Аугсбурге.

После смерти своего брата Франца Конрада в 1775 году он был избран новым предстоятелем констанцской епархии; 15 апреля 1776 года выбор был подтверждён римским папой, за чем в августе Максимилиан Кристоф фон Родт был официально посвящён в должность.

Его епископское правление прошло под знаком длительных конфликтов с папским нунцием в Люцерне и с крупными имперскими аббатствами, находившимися на территории епархии: Санкт-Галленом, Айнзидельном, Салемом и Кемптеном. При этом, с Салемом и Айнзидельном ему удалось заключить договоры об урегулировании взаимных претензий в 1780 и 1781 годах соответственно.[1]

Гораздо более значимой проблемой стала церковная политика Марии Терезии и её сына Иосифа II (так называемый иосифизм), ограничившая светские права церковных институций и стремившаяся к секуляризации церковного имущества, что было расценено как неправомерное вмешательство государства во внутренние дела Церкви, и которая не только охладила отношения с венским двором, но и привела обременённое долгами епископство на грань финансового краха.[2]

В 1777 году в ходе церковной реформы Мария Терезия ограничила распространение в австрийских владениях изданного Максимилианом Кристофом нового катехизиса, за чем при её сыне последовал запрет аннатов с пребенда, что натолкнулось на серьёзное сопротивление епископа и домского капитула. За невыполнение этих требований Иосиф II по праву сюзерена наложил на Максимилиана Кристофа денежный штраф, что на деле лишь углубило раскол, подтолкнув последнего к налаживанию контактов с союзом германских князей и к назначению Карла Теодора фон Дальберга коадъютором епархии в июне 1788 года.[3] Видимо, желая смягчить тон, епископ фон Родт после Французской революции одобрил крупный кредит императору Леопольду II на организацию антифранцузского оборонительно-наступательного союза.[4]

С другой стороны, распространение идей Просвещения проявилось в признании необходимости вести активную разъяснительную работу среди прихожан о смысле церковных таинств и церемоний, что было зафиксировано, в частности, в Констанцском бенедикционале[5] 1781 года. Намеченный таким образом вектор развития полностью раскрылся, однако, лишь при Дальберге и его коадъюторе Игнаце фон Вессенберге.

Примечания

  1. Frey.
  2. Reinhardt, 1990. S.506.
  3. Там же. S. 506.
  4. Frey. Другой очевидной причиной этой ссуды являлась угроза для сословно-имущественных структур епископства, исходившая от Франции.
  5. Бенедикционалом (лат. Benedictionale) называется одна из литургических книг Римско-католической церкви, которая фактически представляет собой собрание текстов церковных благословений.

Литература

  • Frey, Herbert: Rodt, Maximilian Augustinus Christoph von // Historisches Lexikon der Schweiz. Bd. 10. Basel, Schwabe Verlag, 2011, ISBN 978-3-7965-1910-9.
  • Reinhardt, Rudolf: Maximilian Christoph von Rodt // Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 16. Berlin, Duncker & Humblot, 1990. ISBN 3-428-00197-4 S. 506 f.
  • Reinhardt, Rudolf: Die Beziehungen von Hochstift und Diözese Konstanz zu Habsburg-Österreich in der Neuzeit (= Beiträge zur Geschichte der Reichskirche in der Neuzeit, 2). Wiesbaden, Steiner Verlag, 1966.
  • Schmid, Otto: Rodt, Max Christoph // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 29. Leipzig, Duncker & Humblot, 1889, S. 40.