Рихтер, Герхард

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Герхард Рихтер
Gerhard Richter
2017 год2017 год
Жанр живописец, мастер инсталляции
Стиль фотореализм, абстракционизм, концептуализм

Герхард Рихтер (нем. Gerhard Richter; род. 9 февраля 1932 года, Дрезден) — немецкий живописец.

Его произведения хранятся в собраниях крупнейших музеев Европы. В 2005 году он занимал 1-е место в ежегодном списке журнала «Капитал» — самые дорогие и успешные мастера современной немецкой живописи. Стоял у истоков зарождения направления капиталистического реализма.

Биография

  • Герхард Рихтер родился в Дрездене 1932 году.
  • В 1961 эмигрировал в Западную Германию.
  • Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в Дюссельдорфе.
  • В 1967 году его творчество было отмечено престижной премией junger westen.
  • В 1972 году Рихтеру выпало представлять Германию на Венецианской Биеннале. Впервые за все время существования биеннале целый павильон был отдан одному художнику.
  • В том же, 1972 году Рихтер принял участие в кассельской Документе.
  • 1973 год — первая персональная выставка в Соединённых Штатах.
  • В 1981 году Герхард Рихтер стал лауреатом премии им. Арнольда Боде.
  • В 1985 году художник становится лауреатом премии им. Оскара Кокошки. С этого момента работы художника можно встретить во всех крупнейших выставочных залах мира.
  • 2002 год — ретроспектива «Творчество за сорок лет» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. На выставке было представлено 188 экспонатов — для этого музея беспрецедентное число работ, представляющих творчество живущего художника.
  • В настоящее время живёт в Кёльне.

Творчество

Герхард Рихтер, около 1970 года

Перебравшись в Западную Германию, Герхард Рихтер начал работать с Зигмаром Польке и Конрадом Фишер-Лойгом, манипулируя в духе поп-арта с рекламными объявлениями и дорожными знаками. Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Сначала он сделал серию полотен с обычных фотографий, от которых веяло западным поп-артом, но сам Рихтер интерпретировал это иначе. Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т. д.». Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования».

Тогда же, в 1972—1973 годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. Примерно в 1978—1979 годах Рихтер продолжал писать абстрактные полотна, порой цветные, порой только серые, используя печатную продукцию, любительскую и профессиональную фотографию. Абстрактные полотна в те годы Рихтер создавал при помощи больших шпателей и скребков, размазывая относительно простые цвета так, чтобы получились непредсказуемого цвета пятна и полосы. Результат выглядел издёвкой над теорией распределения цвета и принципами художественной композиции.

В другой серии картин Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». По словам Рихтера, он не увлёкся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей… устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Точно копируя некачественные черно-белые фотографии с размытостью и искажённую цветопередачу пленочных «мыльниц», Рихтер преподносил результат как размышления о смерти — они были «жертвы …идеологизированного поведения как такового». Арт-критик Беньямин Бухло рассматривал стратегии раннего Рихтера как ироническую попытку разобраться с политической историей в лучших традициях авангарда, переведя существенное содержание в нюансы живописной техники. Рихтер же настаивал на том, что далёк от политики. Всю его долгую и успешную творческую жизнь Рихтера главным образом интересовала идея репрезентации в эпоху доминирования новостной фотографии и то, как ввести фотографию в границы живописной традиции, все более подчиняющейся требованиям собственных ресурсов. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. «У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само — форма».

Работы Г. Рихтера

Признание

Упоминание в искусстве

  • Фрагмент картины Рихтера «Череп и свеча» размещен на обложке альбома Sonic Youth «Daydream Nation». Художник, признававшийся в своей любви к творчеству коллектива, отказался взимать с музыкантов деньги за использование в оформлении его работы. Оригинал полотна сейчас находится в рабочей студии Sonic Youth в Нью-Йорке.
  • В рассказе Дона Делилло Looking for Meinhof описывается встреча двух незнакомцев в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке у картины Рихтера «October 18, 1977».
  • Герой фильма «Список контактов» (англ. Deception) (2008 год) Боуз/Гетц показывает Джонатану в своей квартире картину Герхарда Рихтера.
  • Имя Герхарда Рихтера упоминается в песне «Love etc.» британской группы Pet Shop Boys.
  • Фильм «Работа без авторства» (нем. Werk ohne Autor), реж. Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, Германия/Италия, 2018 год. Псевдобайопик по биографии Герхарда Рихтера. Номинирован на премию «Оскар» как лучший зарубежный фильм.

Примечания

  1. APS Member History. Дата обращения: 25 февраля 2021. Архивировано 7 февраля 2021 года.

Источники

  • «Актуальное искусство. 1970—2005»

Ссылки