Рижский троллейбус
Рижский троллейбус | |
---|---|
Описание | |
Страна | Латвия |
Расположение | Рига |
Дата открытия | 1947 |
Оператор | ООО «Rīgas Satiksme» |
Стоимость проезда | Цена (EUR) на 1 поездку 1.15, у водителя 2.00 |
Маршрутная сеть | |
Число маршрутов | 18 |
Длина сети | 323 |
Подвижной состав | |
Число троллейбусов | 300 ▲ |
Основные типы ПС | Solaris Trollino 18, Škoda 24Tr Irisbus, Škoda 27Tr Solaris |
Число троллейбусных парков | 2 |
Рижский троллейбус — вид городского общественного транспорта в Риге. Открыт в 1947 году.
История
В 1947 году было принято решение об организации в Риге троллейбусного сообщения. Был устроен учебный троллейбусный маршрут от Воздушного моста (у нынешнего 5-го трамвайного депо) по улице Клияну. Обслуживали троллейбусный маршрут троллейбусы марки ЯТБ.
1: ул. Аусекля — ул. Гертрудес
Открылось троллейбусное движение от ул. Аусекля до ул. Гертрудес (этот маршрут остался, только теперь он следует от ул. Петерсалас). Все троллейбусы отгоняли в нынешнее 5-е трамвайное депо, так как троллейбусного парка ещё не было.
2: Центральный рынок — Саркандаугава
В 1948 году, в связи с перестройкой 3-го трамвайного депо, превращённого в 1-й троллейбусный парк, было запущено троллейбусное движение на Саркандаугаву, новый маршрут получил номер 2. Позже линию продлили до Межапарка.
3: Центральный рынок — ул. Лаувас
Первый маршрут троллейбуса на Московском форштадте. Кольцо его было у Вагонного парка.
4: Центральный рынок — Шмерли
Данный маршрут следовал до Первыйки (нынешняя площадь Земитана), позже продлён до Шмерли
5: Центральный рынок — ул. Саласпилс
Застройка Московского форштадта продолжалась, и троллейбус дотянули по ул. Ломоносова до ул. Саласпилс. В 1957 году, в связи с электрификацией железнодорожной линии Земитаны — Скулте 2-й маршрут пришлось разъединить, и 3-й маршрут теперь следует до Саркандаугавы (маршрут остался по сей день). А 2-й маршрут был продлён до Солнечного сада (Saules dārzs).
Троллейбусным сообщением обеспечены следующие микрорайоны: Центр, Саркандаугава, Тейка, Югла, Агенскалнс, Торнякалнс, Засулаукс, Ильгюциемс, Пурвциемс, Межциемс, Московский Форштадт, Кенгарагс, Плявниеки, Зиепниеккалнс, Закюсала, Гризинькалнс, Кундзиньсала, Берги (с 01.09.2022).
Маршруты
- 1: Pētersalas iela — Valmieras iela — единственный маршрут, который не выезжает за пределы центра города.
- 3: Centrāltirgus — Sarkandaugava
- 3: Centrāltirgus — Sarkandaugava — Kundziņsala — бывший автобусный маршрут № 33, после конечной на Саркандаугаве следует на автономном ходу.
- 3A: Centrāltirgus — Sarkandaugava — Mežaparks — регулярно не действует, запускается во время крупных мероприятий в Межапарке.
- 4: Ziepniekkalns — Jugla — бывший автобусный маршрут № 40, ставший самым длинным троллейбусным маршрутом в Риге. Соединяет 2 окраинных микрорайона.
- 5: Daugavas stadions — Paula Stradiņa slimnīca
- 9: Stacijas laukums — Iļģuciems
- 11: Stacijas laukums — Ieriķu iela (через Деглавский путепровод)
- 12: Āgenskalna priedes — Šmerlis
- 13: Centrāltirgus — Ieriķu iela (через Воздушный мост)
- 14: Esplanade — Mežciems (по ул. Бикерниеку)
- 15: Latvijas Universitāte — Ķengarags
- 16: Šmerlis — Pļavnieki — единственный троллейбусный маршрут, не заходящий в центр города
- 17: Stacijas laukums — Purvciems (через Воздушный мост)
- 18: Stacijas laukums — Mežciems (через Земитанский путепровод и Пурвциемс)
- 19: Pētersalas iela — A/S Dzintars — Ziepniekkalns
- 20: Latvijas Universitāte — Televīzijas centrs — с 5 марта 2018 года был заменён автобусным маршрутом № 59, восстановлен с 1 сентября 2022 года.
- 22: Stacijas laukums — Pļavnieki
- 23: Stacijas laukums — Purvciems (по ул. Чака через Земитанский путепровод)
- 25: Brīvības iela — Iļģuciems
- 27: Stacijas laukums — Ziepniekkalns — бывший 42-й автобусный маршрут, а также носил номер 8, из-за путаницы с 8-м автобусом, получил номер 27.
- 31: Centrāltirgus — Berģuciems — введён с 01.09.2022 взамен автобусного маршрута № 1.
- 34: Centrāltirgus — Zvēraudzētava — введён с 01.09.2022 взамен автобусного маршрута № 14.
- 35: Centrāltirgus — Mežciems — введён с 01.09.2022 взамен автобусного маршрута № 5.
С 01.09.2022 часть автобусных маршрутов переквалифицировано в троллейбусы. Маршруты 31, 34 и 35 максимально соответствуют автобусным маршрутам 1, 14 и 5 соответственно. Кроме изменения интервалов движения, основное изменение коснулось начального пункта. Теперь это не улица Абренес (Abrenes iela), а Центральный рынок (Centrāltirgus), что является довольно удобным для пассажиров решением. Кроме того, с заменой пункта отправления отпала необходимость в центре города использовать дизель-генератор.
Бывшие и закрытые маршруты
- 2: Sarkandaugava — Saules dārzs. Являлся самым коротким троллейбусным маршрутом в Риге, а так же единственный маршрут где контактная сеть не связана с остальной сетью, ранее когда не было троллейбусов с автономным ходом, все троллейбусы на маршрут возились тягачами, весь путь занимал 7 минут в одну сторону. После закрытия данного маршрута вместо него стал курсировать 48-ой автобус. Существует временный маршрут 3А во время мероприятии в Межапарке;
- 4: Centrāltirgus — Šmerlis. Закрыт из-за полного дублирования 1, 14 и 40 автобусных маршрутов. В 2020 году был восстановлен как замена 40-го автобуса;
- 5: Daugavas stadions — Stacijas laukums. Данный маршрут объединился с 6-ым, и больше не подъезжал к центральному вокзалу
- 6: Ratslaukums — Paula Stradiņa slimnīca. Данный маршрут объединился с 5-ым, и больше не подъезжал к центральному вокзалу;
- 7: Ķeguma iela — Āgenskalna priedes. Маршрут перенаправлен в сторону Шмерлиса и перенумерован в 12-ый;
- 8: Ratslaukums/Stacijas laukums — Ābolu iela. Был перенумерован в 27-ой маршрут, так как пассажиры путали его с 8-ым маршрутом автобуса, где конечная в одном и том же месте. Продлен до Зиепниеккалнса, заменив 42-ой автобус;
- 10: Ausekļa iela — Daugavas stadions. Закрыт по причине нерентабельности, заменён автобусом № 20 с продлением до кладбища Плявниеку;
- 21: Baznīcas iela — Iļģuciems. Продлен до перекрестка ул. Таллинас и Бривибас, перенумерован в 25, так как часто путали с 21-м автобусным маршрутом;
- 24: Pētersalas iela — A/S Dzintars. После закрытия маршрута, часть рейсов 19-го маршрута заезжает на бывшее кольцо 24-го маршрута.
Троллейбусные парки
- 1-й троллейбусный парк
Адрес Ганибу дамбис, 32 (микрорайон Саркандаугава)
Обслуживает маршруты: 1, 3, 4, 5, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 22, 34.
- 2-й троллейбусный парк
Адрес: улица Елгавас, 37 (микрорайон Торнякалнс)
Обслуживает маршруты: 4, 9, 12, 14, 17, 18, 19, 23, 25, 27, 31, 35.
Модели троллейбусов
- Škoda 9Tr (списаны в 2000)
- Škoda 14Tr (с 2014 г. только учебные; списаны в 2015)
- Škoda 14TrM (с 2014 г. только полицейские; списаны в 2016)
- Škoda 15Tr (списаны в 2015 г.)
- Škoda 15TrM (списаны в 2016 г.)
- АКСМ-333 (списаны в 2014 г.)
- АКСМ-321 (списан в 2014 г.)
- Ganz-МАЗ 103Т (в единственном экземпляре, списан в 2018 г.)
- Solaris Trollino Ganz 18
- Trollino Ganz-Škoda 18
- Škoda 24Tr Irisbus
- Škoda 24Tr Irisbus (с дизельной силовой установкой, фактически считается дуобусом)
- Škoda 27Tr Solaris (с дизельной силовой установкой)
- Solaris Trollino 18,75 H2 GAS (с водородной силовой установкой, эксплуатируются только на маршруте № 4)
прошли конкурсы
Технические подробности
- В 1973 году в Риге[2] было опробовано изобретение[3] киевлянина Владимира Веклича[4][5] — троллейбусный поезд[6][7][8]. Он состоял из двух единиц троллейбусов Škoda 9Tr, соединённых между собой по системе Владимира Веклича[9]. Поездами начали заменять одиночные троллейбусы, что дало существенную экономию заработной платы в 4671 руб. 12 коп. на один поезд в год (что составляло примерно стоимость машины Москвич-412). За 1973—1989 годы экономия составила 4,97 млн.руб[10]. В 1974 году поездов было 6, в 1975 — 20, в 1977 — 60, в 1980 — 74[11]. Максимальное количество поездов эксплуатировалось в 1984 году — 87[11].
- Несмотря на то, что троллейбусный маршрут № 2 (Sarkandaugava — Saules Dārzs) закрыт и контактная сеть демонтирована, в дни праздничных мероприятий, проводимых в Межапарке, здесь курсирует троллейбус маршрута № 3а. Он следует от Центрального рынка до остановки «Sarkandaugava» (конечная маршрута № 3), используя контактную сеть, а далее, до остановки «Mežaparks», троллейбус использует бортовой дизель-генератор и едет с опущенными штангами.[уточнить]
См. также
Примечания
- ↑ «В Риге презентуют троллейбус „Богдан Т70115“» . Дата обращения: 9 июня 2011. Архивировано 14 августа 2021 года.
- ↑ Рижскому троллейбусу — 60 лет (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июля 2008. Архивировано 1 июля 2015 года.
- ↑ Фонова М. «Ракета» Веклича // газета «Вечерний Киев», 2 ноября 1970. — С. 2. (укр.)
- ↑ Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. — Киев : 2005. — Т. 4. — С. 187 — ISBN 966-02-3354-X (укр.)
- ↑ С. П. Бейкул К. А. Брамский Киевский трамвай 1892—1992. К столетию со дня пуска в эксплуатацию К.:Будівельник, 1992 — С. 71 Тираж 10 000 экз. ISBN 5-7705-0495-1 (укр.)
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июля 2008. Архивировано 1 июля 2015 года.
- ↑ Рижский Троллейбус || Троллейбусные поезда . Дата обращения: 8 февраля 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Крат В. И. Владимир Филиппович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев: Техника — 1998. — № 17. — С. 3-9. — ISSN 0869-1231 (укр.)
- ↑ Веклич В. Ф. Эффективность применения троллейбусов с управлением по системе многих единиц — Киев: Общество «Знание» УССР, 1969 С. 19-20
- ↑ Веклич В. Ф. Автореферат докторской диссертации: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — Москва: Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 1990 С. 29
- ↑ 11,0 11,1 Веклич В. Ф. Докторская диссертация: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — Киев: Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства, 1990 С. 407