Речение Ипувера

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Речение Ипувера
Другие названия Жалобы Ипувера
Жанр плач
Язык оригинала среднеегипетский
Оригинал издан Среднее царство
Переводчики Алан Гардинер (1909), М. Э. Матье, В. В. Струве, И. С. Кацнельсон и Ф. Л. Мендельсон, М. А. Коростовцев.
Выпуск 1903
Страниц 17 листов по 14 строк

«Речение Ипувера» или «Жалобы Ипувера»[1] (он же «Папирус Ипувера», устар. Ипусер[2][3]) — древнеегипетское литературное произведение в жанре плача, сохранившееся на папирусе № 339[2] в Лейденском музее, Нидерланды.

Источники

Иератический папирус с «Речением Ипувера» найден в некрополе Саккара, около Мемфиса[4]. С 1828 года хранится в Лейденском музее. Папирус размером 378 х 18 см содержит 17 листов по 14 строк (на 10 и 11 листах — 13 строк). На одной стороне (recto) записаны «речения», на другой (verso) — гимны[5].

Начало и конец текста утеряны, в середине также имеются повреждения[6]. Из-за плохой сохранности папируса и ошибок переписчика текст сложен для перевода и интерпретации[7].

Датировка

Папирус датируется по палеографическим признакам временем Среднего царства[8]. Существуют разные взгляды на время создания и историчность «Речения Ипувера». Некоторые исследователи видят рассказ о гибели Древнего царства и датируют произведение правлением последнего фараона VIII династии Нефериркара II[9]. По другой точке зрения, описываемые события происходили в эпоху Первого Переходного периода[10] (VIIX династии)[6], либо Второго Переходного периода, незадолго до гиксосского завоевания[11] или после гиксосского завоевания (середина XVII в. до н.э.), когда под давлением иноземцев погибали культурные, административные и религиозные устои Среднего царства[12]. Письмо и орфография относятся к середине Нового Царства (ок. 1300 год до н. э.), хотя язык текста указывает на более ранний период: 2000—1700 годы до н. э. Очевидно, писец, живший около 1300 года до н. э., скопировал древний текст[4]. Во всяком случае, литературное произведение появилось в период с XVIII по XIII века до н.э.[5].

Переводы

Факсимиле папируса с текстом издано в XIX веке[13], а перевод и транскрипция вышли в 1903 году[14]. Первый полный перевод и анализ текста выпустил в 1909 году английский египтолог Алан Гардинер[6]. Позже издавались многочисленные варианты перевода другими иностранными специалистами[5].

На русский язык «Речения Ипувера» переводили М. Э. Матье[1], В. В. Струве[15], И. С. Кацнельсон и Ф. Л. Мендельсон[3], М. А. Коростовцев[16].

Сюжет

В повреждённой части введения, скорее всего, упоминается мудрец Ипувер, явившийся сообщить о надвигающихся бедах. Он предсказывает восстания масс людей, голод, бедствия и вторжение иноземцев в Египет[17]:

Воистину: люди стали подобны птицам, ищущим падаль… Смотрите: было приступлено к лишению страны царской власти немногими людьми, не знающими закона… Палатки — это то, что они сооружают подобно жителям пустыни… Плачет северная страна. Закром царя стал достоянием каждого… Оно [несчастье] не наступило бы, если бы были боги среди них [людей]...

Бедствия можно свести к следующему: нарушение сложившейся общественной иерархии; обнищание богатых и обогащение бедных; общий беспорядок, который проистекает от пренебрежения законом и проявляется в разбое, грабежах и убийствах; сокращение численности населения; разрушение хозяйства и связанный с этим голод; засилье чужеземцев; забвение религиозных ритуалов (в первую очередь, связанных с культом мёртвых)[5].

Ипувер призывает помнить достояния предков, возносить молитвы богам и упрекает фараона, допустившего смуту в стране. В заключительной части предсказывается восстановление прежнего порядка и будущее благоденствие Египта.

Анализ произведения

Написано в согласной с «Пророчеством Неферти» и «Размышлениями Хахаперрасенеба» традиции. Однако текст выглядит громоздким с повторениями одних и тех же жалоб[5].

Стихотворные части построены по обычному для египетской литературы приёму, и каждый стих начинается одним и тем же словом — рефреном[4]. Первая часть выделяется словом «Воистину»; вторая — «Смотрите», третья — «Разрушено»[17], «Уничтожайте врагов благородной столицы», «Помните» (призыв к восстановлению религиозных ритуалов); заключение — «Хорошо» (описывает будущее благополучие). Четвёртая часть содержит рассуждения о божестве и печаль о бездействии богов и фараона[5].

Бедствия описываются через противопоставление и драматический контраст между порядком Маат и хаосом Исфет[5].

Начиная с Иммануила Великовского[18], исследователи обращают внимание на параллели между описанием бедствий в «Речениях Ипувера» и библейской книгой Исход, рассказывающей о десяти египетских казнях. Некоторые учёные прослеживают параллели также с книгой Екклесиаста[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Матье М. Э. Из «Жалоб Ипувера» // Что читали египтяне 4000 лет тому назад. — Л., 1934. — С. 68–70.
  2. 2,0 2,1 Эйдельман Н. Я. Произошло же... // Знание — сила. — 1985. — № 7. — С. 37-40.
  3. 3,0 3,1 Кацнельсон И. С., Мендельсон Ф. Л. Речения Ипусера // Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. — М., 1958. — С. 237–241.
  4. 4,0 4,1 4,2 Речение Ипувера // Хрестоматия по истории древнего мира / В. В. Струве. — М.: Учпедгиз, 1850. — Т. I. Древний Восток.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 Акимов В. В. Древнеегипетские «Речения Ипувера» и библейская Книга Екклезиаста // Скрижали. — 2012. — № 3. — С. 59-77. Архивировано 10 января 2020 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 Gardiner A. H. The Admonitions of an Egyptian Sage from a Hieratic Papyrus in Leiden (Pap. Leiden 344 recto). — Leipzig / Hildesheim, 1909 / 1969. — С. 1-2, 18.
  7. Кацнельсон И. С. Культура Древнего Египта // Художественная литература. — М.: Наука, 1976. — С. 341.
  8. Allen, James P. Middle Egyptian. An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. — Cambridge University Press, 2000. — С. 260.
  9. Berlev, O. D. <Review of> Vandersleyen, Cl. L'Égypte et la Vallée du Nil. Tome 2: De la fin de l’Ancien Empire à la fin du Nouvel Empire // Orientalia. 66. 1997. P. 98-99; Демидчик, А. Е. Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб., 2005. С. 29.
  10. Эта точка зрения обоснована в работе Fecht, G. Der Vorwurf an Gott in den «Mahnworten des Ipu-wer» (Pap. Leiden I 344 recto 11,11-13,8;15,13-17,3): Zur geistigen Krise der ersten Zwischenzeit und ihrer Bewältigung. Heidelberg, 1972.
  11. Van Seters, D. A Date for the 'Admonitions' in the Second Intermediate Period (англ.) // The Journal of Egyptian Archaeology. — 1964. — Т. 50. — С. 13-23.
  12. Ильин-Томич А. А., Сафронов А. В. Датировка и возможный исторический контекст "Речения Ипувера" // Вестник древней истории. — 2010. — № 4. — С. 3-22.
  13. Leemance С. Monuments egyptiens du Musee d’antiquites des Pays-Bas a Leide. — Leiden, 1841-1882.
  14. Lange H. O. Prophezeiungen eines agyptischen Weisen. — Berlin: Sitzungsberichte der Koniglich Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1903. — С. 601-610.
  15. Струве В.В. Описание бедствий страны // История Древнего Востока / Тураев, Б. А. — Л., 1935. — Т. I. — С. 236 – 242.
  16. Коростовцев М.А. Речение Ипувера // Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. — М., 1978. — С. 226–240..
  17. 17,0 17,1 Перевод и комментарии Струве B.B. Речение Ипувера // Энгурра. — 2016. — 28 февраля. Архивировано 20 июля 2017 года.
  18. Velikovsky, Immanuel. Годы в хаосе = Ages in Chaos. — London, 1952.

Ссылки

Литература

  • Викентьев В. М. Революция в Древнем Египте // Новый Восток. Кн. I. — 1922. — С. 279-300.
  • Диалог Ипуура и владыки всего // Панов М. В. Литературные и историко-биографические надписи (II тыс. до н.э.). — Новосибирск: М. В. Панов, 2021. — С. 147-191. — (Египетские тексты, Т. XV). — ISBN 978-5-6040692-6-4.
  • Ильин-Томич А. А., Сафронов А. В. Датировка и возможный исторический контекст "Речения Ипувера" // Вестник древней истории. — 2010. — № 4. — С. 3-22.
  • Ильин-Томич А. А. Социальный переворот в Египте в трудах В. В. Струве // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. — 2016. — № 2: Советский ландшафт древней ойкумены: отечественная наука о древнем Востоке и античности в 1920-1980-е гг. — С. 35-46.
  • Речение Ипувера. Лейденский папирус № 344. Социальный переворот в Египте в конце Среднего Царства (около 1750 г. до н. э.) / вводная статья акад. В. В. Струве. — М.Л.: Гос. социально-экономическое изд-во, 1935. — 56 с.
  • Enmarch, R. The Dialogue of Ipuwer and the Lord of all. — Oxford: Griffith Institute Publications, 2005. — 96 p. — ISBN 0900416866. — ISBN 978-0900416866.
  • Enmarch, R. A World Upturned: Commentary on and Analysis of The Dialogue of Ipuwer and the Lord of All. — Oxford: Oxford University Press, 2008. — 304 p. — ISBN 9780197264331.
  • Faulkner, R. O. Notes on ‘the Admonitions of an Egyptian Sage’ // Journal of Egyptian Archaeology. — 1964. — Vol. 50, Issue 1. — P. 24-36. — doi:10.1177/030751336405000105.
  • Faulkner, R. O. The Admonitions of an Egyptian Sage // Journal of Egyptian Archaeology. — 1965. — Vol. 51, Issue 1. — P. 53-62. — doi:10.1177/030751336505100107.
  • Fecht, G. Der Vorwurf an Gott in den "Mahnworten des Ipu-wer" (Pap. Leiden I 344 recto 11,11-13,8;15,13-17,3): Zur geistigen Krise der ersten Zwischenzeit und ihrer Bewältigung. — Heidelberg: Universitatsverlag, 1972. — 240 S. — (Abhandlungen der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, Phil.-hist. Kl., Jg. 1972, 1. Abh.).
  • Gardiner, A. H. The Admonitions of an Egyptian Sage from a Hieratic Papyrus in Leiden (Pap. Leiden 334 recto). — Leipzig: J. C. Hinrichsische Buchhandlung, 1909. — VI, 116 p.
    • Gardiner, A. H. The Admonitions of an Egyptian Sage from a Hieratic Papyrus in Leiden (Pap. Leiden 334 recto). — Hildesheim - Zürich - New York: Georg Olms, 1990. — VI, 116 p. — ISBN 3-487-02129-3.
  • Helck, W. Die “Admonitions”: Pap. Leiden I 344 recto. — Wiesbaden: Harrassowitz, 1995. — 79 S. — (Kleine Ägyptische Texte; 11). — ISBN 3-447-03439-4.
  • Ilin-Tomich A., Sokolova M. Twelve notes on Ipuwer // Chronique d'Egypte. — 2013. — Vol. 88, fasc. 176. — P. 261-272. — doi:10.1484/J.CDE.1.103755.
  • Sokolova M. Dictation revisited: The Admonitions of Ipuwer 9.14–10.2, 13.4 and 14.1–4 // Bulletin of the Australian Centre for Egyptology. — 2013. — Vol. 24. — P. 89-108.
  • Sokolova M. Rich Metaphors and Poor Scribes: The Admonitions of Ipuwer 2.5, 5.7–9, 13.14–14.1, 13.9–14.5 // Bulletin of the Australian Centre for Egyptology. — 2013. — Vol. 25. — P. 101-116.
  • Van Seters, J. A Date for the ‘Admonitions’ in the Second Intermediate Period // Journal of Egyptian Archaeology. — 1964. — Vol. 50, Issue 1. — P. 53-62. — doi:10.1177/030751336405000104.
  • Winand, J. Une note sur Ipouer XII, 13–14 // Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. — 2013. — Bd. 140. — P. 83-89. — doi:10.1524/zaes.2013.0008.