Речевой акт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.

В речевом акте создаётся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно — описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

Составляющие речевого акта

К. Бюлер выделял три составляющих речевого акта: «отправителя», «получателя», «предметы и ситуации» и соотносил их с определёнными функциями языка (в скобках приводятся названия функций по Р. О. Якобсону, см. след. абзац): экспрессии (эмотивная, «сосредоточенная на адресате»), апелляции (конативная, ориентирующаяся на адресата) и репрезентации (референтивная, сообщение о действительности)[1].

Р. О. Якобсон добавляет к выделенным К. Бюлером компонентам речевого акта ещё три: контакт, код, сообщение, и называет соответствующие данным компонентам функции (фатическую, или контактоустанавливающую; метаязыковую, при реализации которой предметом речи является сам код-язык; и поэтическую). «Отправитель», «получатель», «предметы и ситуации» называются у Якобсона «адресант», «адресат» и «контекст» соответственно[2].

Британский философ языка Д. Л. Остин рассматривал речевой акт как трехуровневое образование, выделяя:

  • Локутивный акт (локуция, от англ. locution ‘оборот речи, речение’) — этап лингвистического выражения, то есть непосредственно произнесение высказывания с помощью языковых средств. Ему присуще значение.
  • Иллокутивный акт (иллокуция, лат. il- < in ‘в, внутри’) — прагматический компонент смысла высказывания, отражающий коммуникативную цель говорящего. К числу базовых иллокутивных актов относятся констатив — коммуникативно-интенциональное содержание которого заключается в утверждении; перформатив — предложение, произнося которое, человек совершает действие (например, сказав «Я объявляю собрание открытым», говорящий действительно открывает собрание) и др.
  • Перлокутивный акт (перлокуция, лат. per- ‘посредством’) — служит намеренному воздействию на адресата, достижению какого-то результата. Например, результатом произнесения предостережения типа «Собака лает» будет перлокуция — вывод: «не пойдем туда, там лает собака»[3].

Все три частных акта совершаются одновременно, а не один за другим. Их различение необходимо в методических целях[4].

Виды речевых актов

  • констатив (акт-утверждение)
  • промисив (обещание)
  • менасив (угроза)
  • реквестив (просьба)
  • квеситив (вопрос)
  • инъюнктив (приказ)
  • апеллятив (обращение по имени)
  • перформатив (фразы-действия. Например, фраза "я тебя поздравляю" обозначает действие, заключаемое в самом ее произнесении)

См. также

Примечания

  1. Бюлер К.  Теория языка.
  2. Якобсон Р. О.  Лингвистика и поэтика Архивная копия от 13 марта 2007 на Wayback Machine.
  3. Боева-Омелечко Н.Б. Краткий толковый словарь социолингвистических терминов. - М. Готика, 2004. - 60 с.. Дата обращения: 7 июля 2015. Архивировано 8 июля 2015 года.
  4. Сусов И. П. Лингвистическая прагматика. — М.: «Восток — Запад», 2006. Глава 6. Речевые акты в стандартной теории. Архивная копия от 1 июля 2015 на Wayback Machine

Литература

Ссылки