Реформа органов публичной власти Российской Федерации (с 2020 года)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Реформа системы публичной власти Российской Федерации — комплекс мер по закреплению системы органов публичной власти — правительства, госсовета, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления — согласно поправкам к Конституции Российской Федерации 2020 года.

Конституционные поправки 2020 года

В конце января 2020 года Президент России Владимир Путин внёс в Госдуму законопроект о поправке в Конституцию РФ[1]. 14 марта вышел Федеральный закон № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», вступивший в силу с 1 июля 2020 года[2].

Конституционные изменения были вынесены на общероссийское голосование, состоявшееся 1 июля 2020 года, и были одобрены 77,92 % участников голосования. 3 июля президент Путин подписал указ об официальном опубликовании текста Конституции Российской Федерации с внесёнными в неё поправками. Новая редакция Конституции вступила в силу 4 июля 2020 года[3][4].

Изменения Основного закона касаются новых требований, выдвигаемых к президенту, членам правительства и госчиновникам разных уровней, закрепляют социальные гарантии государства перед гражданами, меняют круг полномочий парламента, запрещают отчуждение федеральных территорий, устанавливают статус русского языка, закрепляют приоритет национального законодательства перед международным в случае его противоречия Конституции России.

На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом № 1-ФКЗ от 14 марта 2020 года[5] с 1 июля 2020 года в текст Конституции Российской Федерации были внесены следующие поправки, касающиеся особенностей организации публичной власти, в том числе организации публичной власти на федеральных территориях в соответствии с федеральным законом (ст. 67 ч. 1).

Кроме того, поправки позволяют действующему президенту вновь баллотироваться на этот пост в 2024 году.

Организация публичной власти субъектов Российской Федерации

27 сентября 2021 года сенатором Российской Федерации Андреем Клишасом и депутатом Государственной думы Павлом Крашенинниковым был внесён законопроект № 1256381-7 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»[6]. Закон был принят Госдумой 14 декабря, одобрен Советом Федерации 15 декабря и подписан президентом 21 декабря 2021 года[7][8]. Окончательно закон вступает в силу с 1 января 2023 года.

Одним из основных положений закона — единообразие в наименовании органов госвласти субъектов РФ. По новому закону ограничивается использование в названиях органов исполнительной и законодательной власти слов и словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти. Предлагается общее для всех регионов наименование высшего должностного лица — «глава субъекта РФ». Конституцией (уставом) региона может быть предусмотрено дополнительное название должности его руководителя, однако оно не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — президента РФ. В названии законодательного органа субъекта РФ не используются словосочетания, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти[9][10].

Закреплён единый срок полномочий главы региона в пять лет (до того срок полномочий определялся регионом, но не превышал пяти лет). Также снят запрет для высшего должностного лица на замещение этой должности в течение более двух сроков подряд, как это было ранее предусмотрено действующим законодательством. Регионами самостоятельно решается вопрос о числе сроков, которые глава субъекта сможет занимать.

В соответствии с законом руководителем региона не может быть избрано лицо с иностранным гражданством или видом на жительство в другой стране. Занять данный пост можно только при достижении 30 лет. Высшее должностное лицо субъекта РФ не может совмещать должность с другими постамы или заниматься иной оплачиваемой работой, а также входить в руководство иностранных некоммерческих организаций. На прямых выборах главы региона для кандидатов от партий или самовыдвиженцев предусмотрен муниципальный фильтр — выдвижение должны поддержать от 5 до 10 % муниципальных депутатов и руководителей муниципальных образований. Самовыдвиженцам также нужно собрать подписи избирателей в количестве, которое определяет субъект РФ. В случае непрямых выборов главы региона кандидатуры в заксобрание вносит президент по предложению политических партий, представленных в парламенте субъекта РФ или в Госдуме.

Руководитель региона формирует структуру власти субъекта РФ, его правительство определяет основные направления его деятельности. Глава субъекта может обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об отставке его главы за неэффективность или вынести ему выговор. При этом сам руководитель региона может быть отрешён от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия по любым основаниям или в связи с выражением ему недоверия заксобранием. Ранее глава государства мог снять губернаторов с должности в случае выявления фактов коррупции или конфликта интересов.

В документе также прописаны нормы и правила организации выборов руководителей регионов, входящих в состав других субъектов РФ. Кроме того, предусмотрено зачисление доходов автономных округов в бюджет области.

Законом установлен перечень полномочий законодательных собраний регионов и определён срок полномочий депутатов одного созыва — пять лет со дня избрания и до дня начала работы нового созыва. Субъект Федерации может сам определять число депутатов, избираемых в заксобрание по партийным спискам. Указаны также случаи, при которых глава региона сможет распустить парламент.

Законом региона может быть предусмотрен порядок дистанционного участия депутатов в заседаниях.

Федеральный центр может участвовать в формировании органов исполнительной власти региона, отвечающих за сферы образования, здравоохранения, финансов и др. С профильными федеральными ведомствами согласовываются назначения кандидатов на должности руководителей соответствующих региональных министерств и структур или их отставки. Предусматриваются изменения полномочий субъектов Федерации при согласовании с Госсоветом РФ, только после этого в закон вносятся поправки.

Срок предоставления отзывов руководством субъектов РФ на законопроекты совместного ведения с федеральным центром прежний — 30 дней. При этом регламентом Госдумы РФ могут быть предусмотрены случаи его сокращения до 15 дней.

Сенаторы и депутаты Госдумы от региона, избранные как по партийным спискам, так и по одномандатным округам, смогут участвовать и выступать на заседаниях заксобрания своего субъекта РФ.

Административно-территориальная реформа и реформа местного самоуправления

16 декабря 2021 года Комитетами Государственной Думы по государственному строительству и законодательству и по региональной политике и местному самоуправлению был внесён законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», предполагающий повсеместное внедрение одноуровневого местного самоуправления, причём на рассмотрение включена поправка, предполагающая, помимо городских и муниципальных округов и внутригородских территорий городов федерального значения, выделение поселений как самостоятельных муниципальных образований без разделения на сельские и городские[11][12].

В новой редакции вводятся и отсутствующие на данный момент обобщённые определения муниципального образования, административно-территориального устройства, административно-территориальной единицы и населённых пунктов:

  • муниципальное образование – населённый пункт (несколько населённых пунктов), в том числе с прилегающей территорией, предназначенной для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального образования, иная населённая территория, с очерченной границей, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
  • административно-территориальное устройство – территориальная организация субъекта Российской Федерации, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного и муниципального управления с учётом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры;
  • административно-территориальная единица – часть территории субъекта Российской Федерации, включающая в себя один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов и (или) иную территорию в установленных границах, образованная для осуществления функций государственного и муниципального управления, имеющая нормативно установленные статус и наименование;
  • населённый пункт – территория постоянного или преимущественного проживания населения, имеющая необходимую для проживания инфраструктуру (жилищную, коммунальную, социальную, транспортную, производственную и др.), нормативно установленные границу и наименование;
  • городской населённый пункт – населённый пункт, имеющий высокую концентрацию объектов непроизводственной инфраструктуры (органов административного управления, организаций образования, здравоохранения, культуры, быта, массовой физической культуры и спорта и др.), значительную протяжённость транспортных и инженерных коммуникаций. Законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться категории (виды) городов и посёлков в зависимости от численности населения, структуры и видов хозяйственной деятельности на их территории и иных факторов;
  • город – городской населённый пункт, численность населения которого составляет, как правило, более 10 000 жителей, и статус которого как города установлен законом субъекта Российской Федерации. В отдельных случаях законом субъекта Российской Федерации статус города может быть присвоен населённому пункту с меньшей численностью населения (но не менее 7 000 жителей), если он имеет важное промышленное, социально-культурное и (или) историческое значение и имеет перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения;
  • посёлок – городской населённый пункт, численность населения которого составляет, как правило, не менее 3 000 жителей, и статус которого как посёлка установлен законом субъекта Российской Федерации;
  • сельский населённый пункт – населённый пункт, имеющий сельскохозяйственную или преимущественно сельскохозяйственную инфраструктуру, соответствующий ей социальный состав населения и структуру его занятости. Виды сельских населённых пунктов (сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов) определяются законом субъекта Российской Федерации с учётом исторических, географических, национальных и иных местных традиций.

Подчёркивается, что:

  • органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
  • муниципальное образование не является административно-территориальной единицей.

Рассмотрение законопроекта предполагается на 2024 год[13].

См. также

Примечания

  1. Законопроект № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»
  2. Федеральный конституционный закон от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»
  3. Конституция Российской Федерации (cntd.ru)
  4. Конституция Российской Федерации (pravo.gov.ru)
  5. Федеральный конституционный закон от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»
  6. Законопроект № 1256381-7 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»
  7. Федеральный закон № 414-ФЗ от 21 декабря 2021 года «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (cntd.ru)
  8. Федеральный закон № 414-ФЗ от 21 декабря 2021 года «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (pravo.gov.ru)
  9. В чём суть закона об организации публичной власти?
  10. Основные положения закона об организации публичной власти в субъектах РФ
  11. Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
  12. Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению / Законодательная деятельность / Приоритеты законотворческой деятельности Комитета / Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
  13. Крашенинников опроверг сообщения о принятии закона о МСУ к 2024 году