Рети, Рудольф

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рудольф Рети
Основная информация
Профессии композитор, пианист, музыковед, музыкальный педагог, теоретик музыки

Рудольф Ре́ти (Réti, Reti, серб. Рудолф Рети; 27.11.1885, 27 ноября 1885, Ужице — 7 февраля 1957, Монтклэр, Нью-Джерси) — сербский и американский музыковед и пианист. Известен трудами по гармонии и музыкальной форме («анализу»). Старший брат шахматиста Рихарда Рети.

Биографический очерк

Рудольф Рети родился в еврейской семье[источник не указан 1576 дней] 27 июня 1885 года в городе Ужице, Сербия. Окончил Венскую академию музыки по классу фортепиано. Среди его учителей был пианист Эдуард Штейерман. Защитил диссертацию как музыковед в Венском университете. Первый исполнитель (1911) Трёх пьес для фортепиано А.Шёнберга. Один из основателей знаменитого международного Зальцбургского фестиваля и Международного общества новой музыки (нем. аббревиатура — IGNM). В 1930-38 — главный музыкальный критик венской газеты «Эхо». В 1938 эмигрировал в США. Был членом Американского музыковедческого общества. С 1943 года он был женат на пианистке, педагоге, музыковеде и редакторе Жане Солмарк.

Научная деятельность

Рети — автор трёх научных монографий, переведённых на многие языки (в оригинале по-английски). В книге «Тематический процесс в музыке» (1951) занимался изучением творческого процесса композитора, высказал там гипотезу, что композиторы (начиная с XVIII в.) выстраивали форму не по заранее спланированной (прекомпозиционной) схеме, а выводили целое из мотивных «ячеек» (cells), из которых в свою очередь выводились мелодические модели. Всю композицию Рети рассматривал как развёрнутый во времени «линейный» процесс. В книге «Тональность, атональность, пантональность» (1958; русский перевод по второй редакции [1962] под названием «Тональность в современной музыке») занимался изучением расширенной тональности в музыке конца XIX и первых десятилетий XX в., ввёл в широкое употребление термин «пантональность». Эгон Веллес оценивал эту книгу как «лучшее исследование различных направлений в современной гармонии»[1]. В книге «Тематические модели в сонатах Бетховена» (1967) развивал свою теорию «мотивной» композиции на основе анализов Бетховена.

Примечания

  1. ...die beste Studie der verschiedenen harmonischen Richtungen in der modernen Musik

Труды (книги)

  • The thematic process in music. New York: Macmillan, 1951. 362 p. (репринт: Westport, 1978)
  • Tonality, atonality, pantonality: A study of some trends in twentieth century music. London, 1958; 2-е издание под названием: Tonality in modern music. New York, 1962 (в рус. переводе: Тональность в современной музыке. Л.: Музыка, 1968).
  • Thematic patterns in sonatas of Beethoven. London: Faber, 1967 (посмертное издание под редакцией Дерика Кука)

Литература

  • Dahlhaus C. Zur Theorie der musikalischen Form // AfMw 34 (1977), S.20–37.
  • Krones H. Rudolf Réti, Egon Wellesz und die Gründung der IGNM // ÖMz 37 (1982), S.606–23.

Ссылки