Ретийская железная дорога

Материал из энциклопедии Руниверсалис
RhB
Полное название Ретийская железная дорога, нем. Rhätische Bahn
Годы работы начиная с 1888
Страна Швейцария
Город управления Кур
Состояние действующая
Подчинение Акционерное общество (распределение акций: 51% — кантон Граубюнден, 43% — Федеральное правительство Швейцарии, 6% — в свободном обращении)
Протяжённость 384 км
Сайт http://www.rhb.ch/
Поезд Ретийской железной дороги в 1911 году

Ретийская железная дорога (нем. Rhätische Bahn, сокращённо — RhB; итал. Ferrovia Retica, рет. Viafier retica) — сеть узкоколейных (1000 мм) железных дорог в Швейцарии, являющаяся крупнейшей акционерной железной дорогой в этой стране. Большая часть сети железных дорог компании пролегает в пределах кантона Граубюнден.

Сеть RhB является крупным перевозчиком в пределах крупного туристического района Санкт-Мориц — Давос с выходом к итальянской границе. Часть железной дороги, линии RhB Альбула и Бернина (в том числе, часть дороги, проходящая по территории Италии до Тирано), являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО[1].

В 2009 году по причине ветхости сводов тоннеля в Альбуле, являющейся составной частью исторической линии, было решено полностью реконструировать тоннель к 2011 году.

Сеть

Схема линий Ретийской железной дороги
Ретийская железная дорога на карте

Линия Ландкварт — Давос

Ландкварт является отправной точкой Ретийской железной дороги, основным депо компании, и нулевым километром основной сети компании. Линия Ландкварт — Давос — старейшая в сети. После ухода из Ландкварта линия следует за рекой Ландкварт вверх, до Клостерс, пересекая реку несколько раз по пути. Сразу за Клостерс есть два туннеля. Однин из них — линия Vereina. С другой стороны, круговой туннель Клостерс. Линия в Давос, поднимается, петляя по склону горы до Давос-Laret. Самая высокая точка на линии — следующая остановка, Давос Вольфганг. Потом линия ведет вниз и вдоль озера Давос в Давос-Дорф, и кончается в Давосе.


Линия Ландскварт — Кур — Тузис

Идёт по долине Рейна, более или менее параллельно с линией Швейцарских федеральных железных дорог Сарганс — Ландкварт — Кур до Кура. Линия до Тузиса следует вдоль Рейна к Бонадуцу. Оттуда попадает в долину Domleschg и следует вдоль Хинтеррейна до Тузиса.

Линия Альбула (Тузис — Санкт-Мориц)

Перейти к шаблону «Железная дорога Альбула» Железная дорога Альбула
Из Кура
41,26 Тузис 697 м
Хинтеррайн (228 m)
43,08 Sils im Domleschg 735 м
Campell (32 m)
Campi (218 m)
Runplanas (502 m)
Cugnieler (39 m)
Versasca (694 m)
Pflanzgarten I (39 m)
Pflanzgarten II (98 m)
Passmal (420 m)
Lochtobel (102 m)
Solis (986 m)
49,33 Solis 851 м
Solis Viaduct (164 m)
Alvaschein (609 m)
Nisellas (274 m)
Salons (60 m)
Mistail (300 m)
53,95 Тифенкастель 884 м
Тифенкастель(26 m)
58,13 Surava 939 м
60,78 Alvaneu 999 м
виадук Шмиттентобель (137 m)
Zalaint (27 m)
виадук Ландвассер (136 m)
Ландвассер(216 m)
из Давоса
64,36 Филизур 1080 м
Greifenstein (698 m)
Schlossberg (56 m)
Faleinerweg (36 m)
Ruegna (21 m)
Kleiner Cruschetta (74 m)
Grosser Cruschetta (417 m)
Surmin (224 m)
Bellaluna (28 m)
Stulsertobel I (84 m)
Stulsertobel II (103 m)
70,19 Stugl/Stuls 1277 м
Streda (74 m)
Bergünerstein (409 m)
Glatscheras (334 m)
73,14 Бергюн 1372 м
God (487 m)
Plaz (262 m)
Val Tisch (102 m)
Prasegras (34 m)
Chanalletta-Galerie (117 m)
79,30 Muot 1575 м
Fuegna (53 m)
Albulaviadukt I (60 m)
Rugnux (662 m)
Rugnux-Galerie (30 m)
Rugnux-Viadukt (74 m)
Ava da Rots Bogenbrücke (17 m)
Albulaviadukt II (96 m)
Toua (677 m)
Albulaviadukt III (138 m)
Maliera-Galerie (220 m)
Albulaviadukt IV (44 m)
Zuondra (535 m)
85,71 Преда 1789 м
Альбула тоннель (5865 m)
91,80 Spinas 1815 м
Энгадинская ж/д изТараспа
95,60 Бевер 1710 м
97,71 Самедан 1705 м
Энгадинская ж/д на Понтрезинау
100,32 Селерина 1730 м
Charnadüra I (449 m)
Argentieri (114 m)
Бернинская железная дорога из Тирано
102,93 Санкт-Мориц 1775 м

Эта линия начинается в Тузисе. Она идёт через Тифенкастель (851 м), реку Albula и пересекает Виадук Ландвассер до прибытия в Филизур (1032 м). Вскоре после Филизура линия проходит свой первый спиральный туннель, и прибывает в Бергюн (1373 м). Между Бергюном и Preda (1789 м), на конце долины, линия преодолевает разницу в высоте около 400 метров при горизонтальном расстоянии 5 километров, без использования зубчатой передачи, но с многими спиралями. Потом линия входит в тоннель Albula под перевалом Альбула. Он выходит в Валь Bever, где линия достигает Бевера (1,708 м) в Энгадине. Линия продолжает к Самедану (1,721 м) и прибывает в Санкт-Мориц (1,775 м).

Линия Райхенау-Таминс — Дизентис

Линия связывает остальную сеть с Железной дорогой Маттерхорн — Готтард. Она ответвляется от линии на Тузис после общего моста через Рейн. В отличие от сопровождающей автодороги, которая поднимается около 500 метров в направлении Флимса и Лакс, железная дорога идёт по узкому «ущелью Ruinaulta».

Энгадинская линия (Понтрезина — Скуоль-Тарасп)

Перейти к шаблону «Энгадинская железная дорога» Энгадинская железная дорога
Бернинская ж/д из Тирано
103,000 Понтрезина 1774 m
Бернинская ж/д
на Санкт-Мориц
100,714 Flazbach
100,537 Punt Muragl 1728 m
98,046 Инн
Ж/д Альбула
из Санкт-Морица
97,707 Самедан 1705 m
95,60[2] Бевер 1710 m
Ж/д Альбула
на Тузис
99,99 Ла-Пунт-Чамуэшч 1696 m
101,48 Мадулайн 1697 m
103,80 Цуоц 1692 m
106,00 С-чанф 1669 m
107,41 С-чанф Марафон 1668 m
Виадук Val Susauna
110,28 Cinuos-chel-Brail 1628 m
Инн-Виадук
Виадук Val Mela
Туннель Brail I (895 m)
Виадук Val Verda
Туннель Brail II (308 m)
Виадук Val S-chüra
115,18 Каролина 1568 m
Виадук Tantermozza
Туннель Raschisch (185 m)
Туннель Röven (94 m)
120,36 Цернец 1470 m
Проектируемая дорога
в Южный Тироль
Инн
Туннель Praschitsch (66 m)
Туннель Sparsa (172 m)
Туннель Crastatscha (315 m)
Виадук Val Susasca
126,83 Суш 1434 m
Туннель Valauta(128 m)
127,80 Туннель Sasslatsch II
в туннель Vereina 1432 m
на Клостерс
Туннель Sasslatsch I (232 m)
Виадук Val Sagliains
туннель Vereina
на Клостерс
128,67 Sagliains 1431 m
130,10 Лавин 1431 m
Туннель Gonda (396 m)
Виадук Tuoi
133,28 Гуарда 1431 m
Туннель Giarsun (172 m)
Туннель Magnacun(1.909 m)
Виадук Val Prauost
137,38 Ардец 1431 m
Туннель Craista(514 m)
Туннель Tars (103 m)
Виадук Val Tasna
Туннель Tasna (2.350 m)
Виадук Val Püzza
Туннель Baraigla (52 m)
142,67 Фтан 1335 m
Виадук Fora da Dabladé
Виадук Lumes
Виадук Val Corgnanca
Виадук Nairs
145,01 Скуоль-Тарасп 1286 m

Соединяет линии Альбула и Бернина с населёнными пунктами Нижниго Энгадина. На перегоне Самедан — Бевер делит путь с линией Альбула. На станции Sagliains соединяется с линией Vereina.

Бернинская железная дорога (Санкт-Мориц — Тирано)

Перейти к шаблону «Бернинская железная дорога» Бернинская железная дорога
0.000 km Санкт-Мориц 1775 м
Железнодорожная линия Альбула к Тузису
Виадук через Инн 64 m
Charnadüra II 689 m
2.028 km Celerina Staz 1716 м
3.509 km Punt Muragl Staz 1728,2 м
Энгадинская ж/д из Самедана
5.788 km Понтрезина 1774 м
7.257 km Surovas 1822 м
12.165 km Мортерач 1896 м
Кривая Монтебло
15.716 km Bernina Suot 2046 м
16.800 km Bernina Diavolezza 2082 м
17.866 km Bernina Lagalb 2099 м
Нижний Бернинабахский мост 37 m
Верхний Бернинабахский мост 31 m
Profile error +357 m (Alp Bondo track laying)
Галерея Arlas 175 m
22.324 km Оспицио Бернина 2253 м
Галерея Scala 140 m
Profile error −216 m (Scala track laying)
Галерея Sassal Mason I 16 m
Scala 192 m
Галерея Sassal Mason II 348 m
Drago 54 m
Галерея Sassal Mason III 20 m
Галерея Grüm 264 m
27.086 km Alp Grüm 2091 м
Верхняя галерея Palù 239 m
Palü 254 m
Нижняя галерея Palü 347 m
Stablini 289 m, вкл галереи 334 m
29.505 km Stablini Разъезд 1934 м
Верхняя галерея Pila 213 m
Val Pila 227 m
Нижняя галерея Pila125 m
Виадук Pila 88 m
33.074 km Cavaglia 1692 м
Puntalto 46 m, вкл галереи 56 m
Val Varuna I 149 m
38.179 km Cadera 1383 м
Val Varuna II 147 m
бывший тоннель Cavagliasco I(32 m, закрыт 1968)
Balbalera 122 m
Cavagliasco 20 m
42.020 km Privilasco 1119 м
43.618 km Поскьяво 1014 м
Депо
45.300 km Li Curt 998 м
47.066 km Le Prese (incrocio) Разъезд 973 м
47.957 km Le Prese 965 м
50.786 km Miralago 965 м
53.875 km Брусио 780 м
Спиральный виадук в Брусио 116 m
56.162 km Campascio 637 м
57.336 km Грузовой двор
57.649 km Campocologno 553 м
58.14x km Государственная граница Швейцария-Италия 530 м
60.688 km Тирано 429 м
Соединение с железной дорогой Тирано-Лекко

Соединяет города Санкт-Мориц в кантоне Граубюнден, Швейцария и Тирано, в провинции Сондрио, Италия, через перевал Бернина.

Преодолевая высоту 2256 метров над уровнем моря, это самый высокий железнодорожный перевал в Европе и третья по высоте железная дорога в Швейцарии.

Линия Кур — Ароза

Линия и туннель Vereina

Инфраструктура дороги

Сеть железных дорог RhB создана в конце XIX — начале XX века (начиная с участка Ландкварт — Давос, 1888 год). Сеть имеет колею 1000 мм, и несколько различных систем электрификации, а также один участок длиной 12 км, отделенный от общей сети. Вся сеть полностью электрифицирована.

  • 323 км дороги электрифицированы переменным током с напряжением 11 кВ частотой 16,7 Гц.
  • Бернинская железная дорога — участок длиной 61 км, электрифицирован постоянным током с напряжением 1000 В.

Сеть RhB располагает 84 тоннелями (самый протяженный из которых Vereina tunnel, длиной 19,042 км) и 383 мостами. Максимальный уклон на сети составляет 4 %, кроме участка Бернинской железной дороги, где он составляет 7 %.

Движение поездов RhB на 2008 год осуществляется по следующим маршрутам:

  • Региональный экспресс RE1 — Chur — St. Moritz
  • Региональный экспресс RE2 — Landquart — Davos
  • Региональный экспресс RE3 — Disentis/Muster — Chur — Landquart — Scuol-Tarasp
  • Региональный поезд R4 — Chur — Arosa
  • Региональный поезд R5 — St. Moritz — Tirano (Италия), проходит через перевал Бернина
  • Региональный поезд R6 — Davos Platz — Filisur
  • Региональный поезд R7 — Pontresina — Sagliains — Scuol-Tarasp
  • Региональный поезд R8 — Schiers — Landquart — Chur — Rhäzüns
  • Региональный поезд R9 — Chur — Thusis

Работающие вне часов-пик:

  • Региональный поезд R11 — Chur — St. Moritz
  • Региональный поезд R21 — Landquart — Davos
  • Региональный поезд R31 — Disentis — Landquart

Движение также осуществляется на участках:

  • Vereina Tunnel (в том числе, перевозка автомобилей на платформах)
  • Albula Tunnel

Ежегодный объём перевозок составляет:

  • Пассажирооборот — 300 млн пасс-км
  • Грузооборот — 54 млн т-км
  • 80 % доходов поступает от перевозок туристов, хотя 40 % всех пассажиров является местными жителями.
  • 51 % акций сети RhB принадлежит властям кантона Граубюнден, 43 % — федеральным властям Швейцарии, ещё 6 % принадлежат частным акционерам[3].
  • По данным на 2008 год, на дороге работало 1348 человек[4].

См. также

Примечания

  1.  (англ.) Интерактивная карта линий Альбула и Бернина Архивная копия от 24 мая 2009 на Wayback Machine
  2. Километраж начитнается от Ландкварта
  3.  (нем.) (англ.) Die RhB Statuten und Berichte Архивная копия от 5 ноября 2015 на Wayback Machine
  4.  (нем.) (англ.) Die RhB in Zahlen

Литература

  • Achim Walder (Hrsg.): Graubünden entdecken mit Rhätischer Bahn und PostAuto. Walder-Verlag, 2005, ISBN 3-936575-26-6
  • Wolfgang Finke, Hans Schweers: Die Fahrzeuge der Rhätischen Bahn. Band 1 Reisezugwagen 1889—1996. Verlag Schweers+Wall, Aachen (heute Köln) 1996, ISBN 3-89494-103-0 (vergriffen)
  • Wolfgang Finke, Hans Schweers: Die Fahrzeuge der Rhätischen Bahn. Band 2 Güterwagen 1889—1997. Verlag Schweers+Wall, Aachen (heute Köln) 1998 ISBN 3-89494-104-9
  • Wolfgang Finke, Hans Schweers: Die Fahrzeuge der Rhätischen Bahn. Band 3 Lokomotiven, Triebwagen, Traktoren 1889—1998. Verlag Schweers+Wall, Aachen (heute Köln) 1998, ISBN 3-89494-105-7
  • Wolfgang Finke, Hans Schweers: Die Fahrzeuge der Rhätischen Bahn. Band 4 Dienstfahrzeuge, Ergänzungen zu Bänden 1-3 1889—2000. Verlag Schweers+Wall, Aachen (heute Köln), ISBN 3-89494-115-4
  • Eisenbahn Journal, Die RhB, specials Teile 1-4, 1995—2000, Hermann Merker Verlag GmbH Fürstenfeldbruck, ISBN 3-89610-038-6.
  • Hans Domenig: Vom Tingelzüglein zur Hochgebirgsbahn, in: Terra Grischuna, 59. Jahrgang, Heft 1, Terra Grischuna Verlag, Chur 2000, ISSN 1011-5196.
  • Hans Hofmann: Chur-Arosa, vom Bau und Betrieb der Bahn, 2. Auflage, Calanda Verlag H. Hofmann, Chur 1989/93, ISBN 3-905260-11-5
  • Katharina Hess, Paul Emanuel Müller: Über der wilden Plessur, in: Terra Grischuna, 48. Jahrgang, Heft 1, Terra Grischuna Verlag, Chur 1990, ISSN 1011-5196
  • Fritz Maron: Chur-Arosa-Bahn, in: Vom Bergbauerndorf zum Weltkurort Arosa, S. 108—134, Verlag F. Schuler, Chur 1934
  • A. Jenny: Arosa und die Chur-Arosa-Bahn, Orell Füsslis Wanderbilder Nr. 372—374 (o.J.)
  • Hartmann: Die Chur-Arosa-Bahn, in: Heimatschutz, Jahrgang X, 1915
  • H. Hiltbrunner: Graubünden: Die Chur-Arosa-Bahn und der Kurort Arosa (Separatabzug), Verlag Sadag, Genf o.J. (um 1915)

Ссылки