Рен, Кристофер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кристофер Рен
Christopher Wren
Christopher Wren by Godfrey Kneller 1711.jpg
Основные сведения
Страна  Англия
Дата рождения 30 октября 1632(1632-10-30)
Место рождения Уилтшир, Англия
Дата смерти 8 марта 1723(1723-03-08) (90 лет)
Место смерти Лондон, Великобритания
Работы и достижения
Работа в городах Лондоне
Важнейшие постройки собор Святого Павла,
Гринвичский госпиталь,
Военный госпиталь в Челси,
Хэмптон-Корт,
Кенсингтонский дворец,
Мальборо-хаус,
Старый Королевский военно-морской колледж

Сэр Кри́стофер Рен (англ. Christopher Wren; 20 (30) октября 1632, Ист-Нойл[en], Уилтшир, Англия25 февраля (8 марта1723, Лондон, Англия) — английский архитектор и математик, который перестроил центр Лондона после великого пожара 1666 года. Создатель национального стиля английской архитектуры — т. н. реновского классицизма.

Биография

Профессор математики в Оксфорде и один из основателей и деятельных членов Лондонского королевского общества, занимался исследованиями и решениями многих вопросов математики и механики, которыми интересовались современные ему ученые (Гюйгенс, Паскаль и др.); таковы вопросы о спрямлении дуги циклоиды, квадратура и кубатура образуемых ею площадей и тел вращения, вопросы о качании маятника, о силах, удерживающих планеты в их орбитах. Одновременно с Валлисом и Гюйгенсом он представил решение вопроса о соударении вполне упругих шаров, центры которых движутся по одной прямой. Кроме того, он занимался вопросами кораблестроения, сопротивления жидкости движению плавающего в ней тела, механикой вёсел и парусов.

Занятия математическими науками шли у него рука об руку с трудами по естествознанию, по части которого изданы им, между прочим, рисунки к сочинению Валлиса об анатомии мозга. Один из основоположников инфузионной терапии, в 1665 году были опубликованы труды по опытам на животных о введении различных растворов внутривенно животным с использованием птичьих перьев и пузырей животных[1]. Независимо от этого он изучал архитектуру, не замедлил приобрести в ней солидные познания, консультировал реставраторов старого лондонского собора св. Павла (1661), разработал проекты часовни Пемброк-колледжа в Кембридже и Шелдонского театра в Оксфорде. После опустошительного пожара, постигшего Лондон в 1666 году, Рену было поручено составить проект нового генерального плана застройки города. По плану архитектора здания нужно было строить на расстоянии друг от друга, с кровлями из сланца во избежание дальнейших пожаров. План не был осуществлён полностью, но удалось создать несколько площадей. По проектам Рена в Лондоне построили пятьдесят приходских церквей, из них четыре в готическом стиле. Церкви в стиле классицизма имели типовую композицию: один неф и башня со шпилем на западном фасаде. Эта схема, в частности, послужила основой Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Рен был Мастером ложи «Изначальных» № 1[2], ныне носящей название ложа «Древних» № 2. Название было принято 18 мая 1691 года[3]. В 1673 году на математика, уже ставшего тогда известным архитектором, было возложено другое важное предприятие — сооружение в Лондоне нового собора Святого Павла. Колоссальный храм, заложенный в 1675 году и законченный в 1710 году, — главное произведение Рена, увековечившее его имя. По своим размерам, смелой конструкции громадного купола, возносящего крест на высоту 111 м, и стилю «барочного классицизма», характерного для времени правления королевы Анны (1702—1707), постройка была призвана соперничать с главным храмом католического мира — собором Св. Петра в Ватикане. Лондонский собор отличается тем, что, по образцу английских церквей, имеет длинный продольный неф и обширный трёхнефный хор. Величественный интерьер собора Рен хотел украсить множеством статуй, а купол — мозаиками, но не получил возможности исполнить своё намерение. Купол расписал техникой гризайль академический живописец Джеймс Торнхилл(1716—1719). Восемь композиций изображают эпизоды из жизни Св. Апостола Павла.

Кроме собора Св. Павла и вышеупомянутых зданий, к числу сооружений Рена принадлежат так называемый «Лондонский монумент» (колонна высотой в 202 фута (ок. 62 м), воздвигнутая в память пожара 1666 года), церковь Святого Стефана в Уолбруке, в Лондоне, Мальборо-хаус, королевский и епископский дворцы в Винчестере, госпитали (военный в Челси и морской в Гринвиче), библиотека Тринити-колледжа в Кембридже и многие другие здания в разных местах Англии. По оценке искусствоведа Андрея Сомова, автора статьи в словаре Брокгауза и Ефрона, «в своих произведениях Рен держался предпочтительно римского стиля, строго соблюдая правила Палладио, но применяя их с холодным расчётом учёного техника»[4].

Сэр Кристофер Рен похоронен внутри Собора Святого Павла. Замечательная латинская эпитафия на его надгробии гласит: «Si Monumentum requiris, circumspice!» (Если ищешь монумент — оглянись!).

Память о Рене

  • В честь Кристофера Рена назван кратер на Меркурии.
  • В начале XX века реновский классицизм вновь вошёл в моду и стал официальным архитектурным стилем Британской империи.
  • Портрет Рена был размещён на английской банкноте в 50 фунтов выпуска 1981—1993 годов[5].

Примечания

  1. Котляров С. Н., Александрова Л. Н. История создания шприца // Научная статья в № 2 журнала «Наука молодых — Eruditio juvenium» от 2016 г. — Рязань: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова. С. 41-48. УДК: 615.473.3. ISSN 2311-3820.
  2. Sir Christopher Wren. Дата обращения: 10 мая 2011. Архивировано 15 сентября 2015 года.
  3. Sir Christopher Wren adoption. Дата обращения: 10 мая 2011. Архивировано 27 мая 2014 года.
  4. Сомов, А. Врен или Рен, Кристоф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1892. — Т. VII. — С. 371.
  5. George S. Cuhaj — Standard catalog of world paper money (1961 — present) (17th edition)

Литература

Литература на русском языке

  • Катамидзе, Вячеслав Кристофер Рен. Гений английского барокко / В. Катамидзе, М. Николаева. М. — РИПОЛ классик, 2018. — 672 с.: ил. — (Великие мастера). ISBN 978-5-386-09909-1

Ссылки