Гиль, Рене

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Рене Гиль»)
Рене Гиль
фр. René Ghilbert
Род деятельности поэт
Язык произведений французский
Дебют «Legendes d’âmes et de sangs»

Рене́ Гиль (фр. René Ghil), при рождении Рене Франсуа Гильбе́р (René François Ghilbert; 1862—1925), — французский поэт-инструменталист конца XIX — начала XX века из школы декадентов. Автор теории соответствия между музыкальными инструментами и красками[1].

Биография

Рене Гиль родился 27 сентября 1862 года в городе Туркуэне на северо-востоке Франции.

Рене Гиль

На литературном поприще дебютировал в 1884 году сборником стихотворений под заглавием «Legendes d’âmes et de sangs»[2][3].

Впервые обратил на себя внимание публики в 1886 году небольшой книжкой «Le traîté du Verbe», где излагается теория музыкальности слога. Подобно поэту Артюру Рембо, утверждавшему, что каждый гласный звук в стихотворении представляется ему имеющим известный цвет (напр. а — чёрный, е — белый, о — голубой, и т. д.), Гиль пытался доказать, что и согласные имеют, каждая, свой особый колорит или скрытое значение, что, например, соединение звуков r и u заставляет думать о трубах, флейтах, кларнетах, с другой стороны, вызывает представление о нежности, любви и т. п. Несмотря на явную парадоксальность, книга Гиля имела большой успех и одновременно вызвала длинный ряд критических оценок. В частности литературный критик З. А. Венгерова на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона дала следующую оценку творчеству поэта: «Основной принцип его поэзии — уподобление отдельных звуков языка инструментам оркестра, из которых создается симфония. Г. присваивает себе название создателя инструментально-эволютивной поэзии и насчитывает до 26 поэтов-последователей его учения. Ни он сам, ни его последователи не обладают истинным поэтическим талантом, представляя собой исключительно интерес литературного курьеза». Однако, в том же «Словаре», другой российский литературовед Ю. А. Веселовский был намного осторожнее в своих высказываниях. Время всё расставило по своим местам: произведения и идеи (см. Научная поэзия) Рене Гиля намного пережили автора[2].

Ghil - Œuvre, 2, 3, Les Images du monde, t2, 1920.djvu

В конце XIX века он стал принимать участие в различных парижских органах, вокруг которых группировались представители новых течений в области словесности. В 1889 году он выпустил первые части задуманного им грандиозного цикла: «L’oeuvre», который, по его плану, должен распадаться на три больших отдела: «Dire du Mieux», «Dire des Sangs», «Dire de la Loi». Первый отдел состоял из пяти книг, выходивших ежегодно. В 1898 году Р. Гиль принялся за второй отдел, первая книга которого была озаглавлена «Le pas humain»[2].

Поэзия Гиля представляет собой оригинальное соединение философии с поэтическим творчеством, попытку создать чисто научную поэзию, предложить вниманию читателей «биологический, исторический и философский синтез судьбы человечества с древнейшей эпохи». Являясь убежденным сторонником «трансформизма», вводя в свои произведения реалистические картины современной жизни, часто употребляя специальные, технические термины, излагая в иных случаях целые научные теории, он придает всем этим своему творчеству рассудочный, искусственный и холодный характер — что не мешает его произведениям быть очень интересными и содержательными. Весьма своеобразно в творчестве Гиля соединение упорного стремлении к «научности» и всему точному с чисто субъективным взглядом на музыкальность стиха и скрытый смысл звуков[2].

Рене Гиль умер 15 сентября 1925 года в Ньоре.

Примечания

  1. «Звуки арф — белые, скрипок — синие, медных труб — красные, флейт — желтые, органа — чёрные и т. п." // Символисты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Венгерова З. А., Веселовский Ю. А. Гиль, Рене // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Гиль // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

Литература

  • Rémy de Grourmont, «Le II-ème livre des Masques» (1898);
  • G. Conturat, «M. René G. et la poésie scientifique» // «La Revue indépendante» (1892).