Религия в Белоруссии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Согласно статье 16 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года «религии и вероисповедания равны перед законом»[1]. Из поликонфессионального состава населения страны наиболее крупная религиозная организация, представленная на территории страны — Русская православная церковь, второй по количеству зарегистрированных общин являются Христиане веры евангельской, третьей по количеству зарегистрированных общин и второй по численности верующих — Римско-католическая церковь[2][3]. Менее многочисленные конфессии: протестантские деноминации, иудаизм, ислам, индуизм, буддизм, бахаизм и некоторые другие[4]. В то же самое время значительная часть населения страны являются неверующими[5].

В соответствии со статьей 13 закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь[6].

Согласно Закону Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 137-З, «каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять своё отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой»[7].

По данным Министерства иностранных дел Беларуси за 2015 год, верующими считают себя 58,9 % населения страны. Из них 82 % — православные, 12 % — католики, 6 % — представители других конфессий.

Согласно религиозным исследованием центра Pew Research Center опубликованным 10 мая 2017 года, 73% опрошенных белорусов считают себя православными христианами, 12% - католиками, 3% не исповедуют никакую религию, 11% исповедуют другую религию [8].

Численность верующих

Оценки уровня религиозности населения

Согласно исследованию центра Gallup, 27 % граждан Белоруссии признали, что религия играет важную роль в их повседневной жизни. По этому показателю Белоруссия входит в число 11 наименее религиозных стран мира[9].

Общее количество людей, идентифицирующих себя как верующих, в постсоветский период выросло, так в 1987 году оно составляло всего 15 % населения[10], но уже 10 лет спустя по итогам проведённого в 1997 опроса, 49,4 % населения выбрало вариант «Да, я верю в Бога»[11]. По данным на июль 2010 года число верующих составляло 58,9 %[12].

По отдельным оценкам, число людей, посещающих культовые здания, составляет 6 %[13].

Официальные данные

В 2007 году по данным Уполномоченного по делам религий и национальностей РБ около 50 % граждан отнесли себя к той или иной религии, из них:

  • 80 % — православные (около 40 % от общей численности населения)
  • 14 % — католики (около 7 % от общей численности)
  • 6 % — другие религии[14].

В 2010 году по данным Уполномоченного по делам религий и национальностей РБ 58,9 % граждан отнесли себя к той или иной религии, из них:

  • 82,5 % — православные (около 48 % от общей численности населения)
  • 12 % — католики (около 7 % от общей численности)
  • 4 % — другие религии[15].

Но уже в 2011 году по данным Информационно-аналитического центра при Администрации президента Республики Беларусь (ИАЦ) опрос населения страны показал, что 93,5 % респондентов отнесли себя к той или иной религии, из них:

  • 81 % — православные (около 76 % от общей численности населения);
  • 10,5 % — католики (около 10 % от общей численности населения);
  • 2 % — другие религии (иудаизм — 1 %, протестантизм и ислам — по 0,5 %)[5][12].

В 2012 году по данным ИАЦ проведённый опрос населения страны показал, что 95,5 % респондентов отнесли себя к той или иной религии, из них:

  • 83 % — православные (около 77 % от общей численности населения);
  • 10 % — католики (около 9,5 % от общей численности населения);
  • 1,5 % — другие религии[16].

Информационно-аналитический центр при Администрации президента Республики Беларусь в своём аналитическом материале отмечает, что среди сделавших заявление о своей конфессиональной принадлежности 21,5 % респондентов не смогли дать однозначный ответ на вопрос, являются ли они верующими. Изо всех опрошенных дали однозначный ответ о своей вере в Бога 65 % опрошенных. Отмеченное в ходе исследования расхождение данных о доле указавших свою конфессиональную принадлежность (93,5 %) и долей верующих (65 %) демонстрирует особенности религиозной самоидентификации белорусских граждан, которая выходит за рамки культового поведения. Большинство религиоведов полагают, что данный феномен характерен для постсоветского пространства[5].

Основным источником информации о конфессиональном составе страны являются социологические исследования. В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций. По этой причине вопрос о вероисповедании не включается как обязательный вопрос при Государственной переписи населения[17].

Альтернативные оценки

Православие

Есть данные, сообщающие о том, что в 2001 году доля верующих, относящихся к Русской православной церкви, составляла 73 % (или около 37 % от общей численности населения)[10].

Католичество

По данным самой католической церкви в Белоруссии к ней относятся около 1,4 млн верующих (около 15 % населения страны)[18]. Имеются оценки числа грекокатоликов (униатов) — до 10 тысяч человек[19].

Протестантизм

Есть источники, которые дают значительно более высокую оценку количества верующих всех протестантских деноминаций — 515 024[13], адвентистов седьмого дня — 4 633 человека[20], по другим данным — 4 828 человека[13], а численность Свидетелей Иеговы — 5 014 человека[21].

Иудаизм

По информации из еврейских общин, к евреям себя относят от 30 до 40 тысяч граждан Белоруссии, однако подавляющее большинство евреев не являются активными верующими[12]. Число евреев по данным переписей быстро сокращается, так в 1979 году их было 135 тысяч, в 1989 году 112 тысяч; особенно быстро число евреев сокращалось в период независимости страны: к 1999 году их число сократилось в 4 раза (до 28 тысяч)[22], а в период до 2009 года ещё более чем вдвое — до 13 тысяч[23]. Тем не менее есть источники, которые называют значительно более высокие цифры числа лиц иудейского вероисповедания: 60 тысяч[13].

Ислам

Численность этносов, традиционно относимым к мусульманам, по данным переписи 2009 года составляла около 22 тысяч человек[23]. На 2014 год количество мусульман оценивается в 19 тысяч (0,2 % населения)[24].

Количество религиозных общин

Рост количества официально зарегистрированных религиозных общин в Белоруссии
(с 1 января 1988 года по 1 января 2022 года[25])
Конфессия 1988 1991 1996 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Православная церковь 399 603 938 1315 1349 1399 1431 1473 1509 1545 1567 1594 1615 1643 1659 1670 1687 1698 1709 1714 1726
Старообрядческая церковь 22 23 32 33 33 33 32 32 32 32 33 33 33 33 34 34 34 34 34 34 34
Римско-католическая церковь 121 222 372 433 438 440 457 467 470 475 479 483 488 491 493 495 497 499 498 499 500
Католики латинского обряда - - - 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Греко-католическая церковь - - 11 13 13 13 14 14 14 15 14 15 15 15 15 15 15 15 16 16 16
Реформатская церковь - - 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Лютеранская церковь - - 5 22 25 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 26 25 25 25
Евангельские христиане баптисты 171 108 192 257 265 267 268 269 272 275 286 287 287 288 289 280 281 281 281 281 281
Иоганская церковь - - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - - - - - - -
Новоапостольская церковь - - 17 20 20 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 20 19
Пресвитерианская церковь - - - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Христиане веры евангельской 39 119 311 482 488 493 494 500 501 505 512 517 520 522 524 521 521 524 524 524 526
Христиане полного Евангелия - - 21 55 54 54 54 54 55 55 55 59 59 59 59 59 59 60 62 64 64
Христиане веры апостольской - - 8 10 9 9 9 9 9 9 10 10 10 10 10 10 11 11 11 11 11
Церковь Христова - - 6 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Мессианские общины - - 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3
Адвентисты седьмого дня 11 12 34 69 72 74 73 72 72 72 73 73 73 73 73 73 73 73 73 73 73
Свидетели Иеговы - - 11 26 26 26 26 26 26 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27
Мормоны - - 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
Иудейская религия 1 3 10 27 28 29 29 29 30 35 36 42 38 38 39 38 38 39 38 36 36
Прогрессивный иудаизм - - 5 17 17 17 17 17 16 17 17 10 14 14 14 14 14 14 15 15 14
Мусульманская религия 1 2 20 24 24 24 24 25 25 25 25 25 25 25 25 24 24 24 24 24 24
Бахаи - - 3 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Кришнаиты - - 6 5 5 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6
Армянская апостольская церковь - - - 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 4 5 6
Оомото - - 1 1 - - - - - - - - - - - - - - - - -
Буддизм - - - - - - - - - - - - - - 1 1 1 1 1 1 1
Всего 765 1092 2009 2829 2886 2953 3003 3062 3106 3162 3210 3251 3280 3314 3337 3337 3358 3375 3389 3395 3409
Количество официально зарегистрированных религиозных общин в Белоруссии
(по состоянию на 1 января 2022 г.[4])
Наименование
конфессии
Брестская
область
Витебская
область
Гомельская
область
Гродненская
область
Могилёвская
область
Минская
область
г. Минск Всего
по республике
Православная церковь 390 301 243 215 139 388 50 1726
Старообрядческая церковь - 18 2 1 7 4 2 34
Римско-католическая церковь 66 94 21 176 24 98 21 500
Католики латинского обряда - - - - - - 1 1
Греко-католическая церковь 3 4 1 2 1 1 4 16
Реформатская церковь - - - - - - 1 1
Лютеранская церковь - 13 4 2 4 - 2 25
Евангельские христиане баптисты 90 38 26 20 40 49 18 281
Новоапостольская церковь 2 3 5 5 2 1 1 19
Пресвитерианская церковь - - - - 1 - - 1
Христиане веры евангельской 165 52 76 33 41 136 23 526
Христиане полного Евангелия 7 7 16 8 4 12 10 64
Христиане веры апостольской 8 - - 3 - - - 11
Церковь Христова 1 - - 1 1 - 2 5
Мессианские общины 1 - 2 - - - - 3
Адвентисты седьмого дня 18 14 12 7 6 10 6 73
Свидетели Иеговы 3 5 7 5 3 3 1 27
Мормоны - 1 - - 1 - 2 4
Иудейская религия 5 5 7 1 13 2 3 36
Прогрессивный иудаизм 1 3 1 2 2 2 3 14
Мусульманская религия 2 4 1 7 1 6 3 24
Бахаи 1 1 1 - 1 - 1 5
Кришнаиты 1 1 1 1 1 - 1 6
Армянская апостольская церковь - 2 - - 2 - 2 6
Буддизм - - - - - - 1 1
Всего 764 566 426 489 294 712 158 3409

Христианство

Православие

Утерянная христианская реликвия — крест Ефросиньи Полоцкой

Крупнейшей христианской конфессией в Белоруссии является православие, представленное Белорусским экзархатом Московского патриархата, основанным в 1989. Экзархат включает в себя более 8 миллионов верующих и состоит из 15 епархий:

Епархии Белорусской Православной Церкви, январь 2018

Действующий экзарх — митрополит Вениамин.

История

Белорусские земли были крещены в основном одновременно с другими землями Древней Руси.

В 1596 была провозглашена Брестская уния, положившая начало существованию грекокатолической церкви в Республике Беларусь, сохранившей богослужебный обряд, но принявшей католическую догматику. В 1791 году православные составляли примерно 6,5 % населения (до 250 тысяч человек) Великого княжества Литовского в составе Речи Посполитой[26]. В 1839 униатские приходы были переданы в ведение российской православной церкви.

Старообрядчество

После церковного раскола в середине XVII века часть староверов переселилась в Великое княжество Литовское в ту его часть, что в настоящее время образует Республику Беларусь. Одним из центров старообрядчества была Ветка. В 1791 году старообрядцы составляли 4 % населения всего Великого княжества Литовского[26] (то есть с включением также и тех территорий, что ныне входят в состав современной Литвы, Латвии и России).

Католицизм

Собор Пресвятой Девы Марии в Минске — кафедральный собор Минско-Могилёвской архиепархии

Католическая церковь — вторая по величине религиозная община в Республике Беларусь. Католиками (по данным самой католической церкви) являются около 1,4 млн чел.[18], католицизм более распространён на западе страны (прежде всего, в Гродненской области). В настоящее время Белоруссия разделена на 4 епархии:

римо-католические диоцезы (епархии) Белоруссии, 2018

Архиепископ-митрополит Минско-Могилёвского архидиоцеза — Иосиф Станевский.

История

Хотя существуют некоторые аргументы в пользу возможного распространения христианства по латинскому обряду ещё в X веке[27], начало активного распространения католицизма на территории современной Белоруссии связывается с концом XIV века. В это время великий князь литовский Ягайло в обмен на получение польской короны начал перевод в католицизм прежде языческой знати Жмуди и Аукштайтии (современная Литва) при одновременном создании привилегий для католиков. Со временем большая часть знати (шляхты) приняла католицизм, в то время как большинство простого населения на территории современной Белоруссии осталось православным.

После заключения Брестской унии в 1596 году, расширения привилегий для католиков и появления в Речи Посполитой иезуитов численность перешедших в католицизм увеличилась. Значительную роль в переводе высших сословий (некоторые из них к этому времени стали исповедовать кальвинизм и антитринитаризм) в католицизм сыграли организованные иезуитами школы, дававшие качественное образование. В переводе крестьянства в католичество (преимущественно в Западной Белоруссии) большую роль сыграло закрытие православных и открытие католических храмов. В 1791 году католики составляли 38 % населения Великого княжества Литовского (однако сюда же включены этнически литовские территории, где господствовал именно католицизм)[26].

Долгое время белорусов-католиков причисляли к полякам из-за недостаточно развитого чувства национальной идентичности.

Грекокатолики

В 1791 году грекокатолики составляли 39 % населения Великого княжества Литовского[26]. По другим данным, грекокатолики в XVIII веке составляли абсолютное большинство (до 70 %) населения на территории современной Белоруссии[28].

В середине XIX века грекокатолические церкви были возвращены (или переданы) православию (см. Полоцкий собор 1839 года). Православное население вновь стало доминировать.

Армянская апостольская церковь

По данным на 1 января 2022 года в Белоруссии официально зарегистрировано шесть общин Армянской апостольской церкви.[4]

Протестантизм

Официально зарегистрированные протестантские конфессии[4]:

История

Протестанты (прежде всего кальвинисты) появились на территории современной Белоруссии в середине XVI века и на некоторое время получили значительное распространение среди представителей богатейшей знати — магнатов (например, Николай Радзивилл Рыжий, Николай Радзивилл Чёрный приняли кальвинизм, некоторое время кальвинистом был Лев Сапега). Спад протестантского движения в Белоруссии связывают прежде всего с активной деятельностью иезуитов.

Иудаизм

Синагога в Слониме. Современный вид

На сегодняшний день в стране действует 6 синагог в городах: Минск (2 объекта), Бобруйск, Гродно, Пинск, Гомель. По численности насчитывается, по разным данным, от 13 000 до 28 000 евреев и 19 священнослужителей.

История

Иудаизм появился на белорусских землях вместе с первыми евреями (конец XIV — начало XV века). Долгое время белорусские земли были крупным центром концентрации еврейского населения. По переписи 1897 года, на территории современной Белоруссии проживало 978 тыс. евреев.

Ислам

По данным на 1 января 2022 года в стране зарегистрированы 24 мусульманские общины[4] и действует 8 мечетей в регионе традиционного расселения белорусских татар: Слоним, Новогрудок, Клецк, Видзы, Ивье, Смиловичи, Молодечно, Ловчицы, Минск[29][30].

История

Ислам получил определённое распространение на территории современной Белоруссии с мирным переселением татар из Крыма начиная с XIV в. В XX — начале XXI века на территорию Белоруссии мигрировали представители ряда традиционно исламских этносов Поволжья, Кавказа, Средней Азии и некоторых стран дальнего зарубежья.

Индуизм

Имеет место небольшое число последователей индуизма (в подавляющем большинстве неоиндуизма). Из ветвей индуизма наиболее распространён вайшнавизм, в частности одно из направлений кришнаитского бхакти — гаудия-вайшнавизм[4]. Общины кришнаитских течений действуют во многих крупных городах Белоруссии. Кроме этого в Белоруссии существуют последователи шиваизма, Брахма Кумарис[31], а также религиозные группы различных индуистских гуру: Шри Шри Рави Шанкар[32], Саи Баба, Ошо[33] и др.

История

В Белоруссии первые кришнаитские общины были зарегистрированы в 1992 году[34].

В 2003 году кришнаистские активисты выразили протест против описания их религии в учебном пособии для 11 класса по предмету «Человек. Общество. Государство»: в учебнике кришнаитов называли сектой, обвиняли в применении «технологии оболванивания» и необходимости помощи психиатров для верующих, чтобы «вернуться к реальной жизни»[35]. Учебник продолжал использоваться несмотря на протесты религиозных организаций.

Согласно докладу Human Rights Watch, кришнаиты и представители индусской общины регулярно задерживались и штрафовались милицией за медитацию, распевание гимнов в общественных местах и организацию акций протеста против отказов в регистрации общин[36].

В июле 2021 года среди принудительно закрытых неправительственных организаций была могилёвская неоиндуистская культурно-просветительная организация «Веданта вада»[37].

Буддизм

В Белоруссии действует одна зарегистрированная община Шен Чен Линг[38] традиции Бон и несколько незарегистрированных буддистских общин различных направлений: Тхеравада[39], Гелуг, Кван Ум[40] школы Дзэн Буддизма, Карма-кагью (Лама Оле Нидал)[41] и др.

Бахаизм

Вера Бахаи является одной из молодых религий, которая официально зарегистрирована в Белоруссии. Она имеет свои общины в Бресте, Витебске, Гомеле, Могилёве и Минске[4]. На сегодняшний день минская община насчитывает около 120 человек, включая детей[42].

История

Первая община Бахаи была зарегистрирована в Белоруссии в 1992 году[43].

Незарегистрированные религиозные конфессии

Оомото

Японская религия Оомото-кё («Учение Великой основы») была официально зарегистрирована в Минске в 1994 году. Община действовала по 2004 год, когда она не пройдя перерегистрацию была упразднена[44] по решению Фрунзенского районного суда г. Минска. В Белоруссии оомото прославилось финансовой пирамидой «Сэкай» в 1990-е годы, которую организовал священник местной общины оомото Валерий Буяк[45][46]. Ныне является незарегистрированной общиной.

Родноверие

После принятия христианства на территории современной Белоруссии язычество (См. также Славянское язычество) оказало определённое влияние на христианскую обрядность, что проявилось, в частности, в сохранении некоторых языческих праздников (Дзяды, Радуница, Коляда, Иван Купала, проводы Зимы и др.). Начиная с конца 1980-х наблюдается рост числа людей, идентифицирующих себя как язычники[47]. Небольшое развитие получило родноверие, однако движение практически никак не организовано и является во многом стихийным. Также большое распространение получило движение «Анастасия». На сегодняшний день в Белоруссии официально не зарегистрировано ни одной родноверческой общины.

Белорусская автокефальная православная церковь

Ныне существует несколько религиозных организаций, позиционирующих себя в качестве Белорусской автокефальной православной церкви (в изгнании), которые действуют за пределами страны[48].

Проблемы

Приговор Александру Сдвижкову

В 2008 году белорусский журналист Александр Сдвижков получил три года колонии строгого режима за перепечатку карикатур на пророка Мухаммеда в 2006 году. На закрытом процессе он был осуждён по статье 130 УК РБ «Разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни», п.1 «Умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства». Газета «Згода» (рус. Согласие), в которой были размещены карикатуры, была закрыта по решению Верховного Суда в том же 2006 году[49]

Истец, председатель религиозного объединения «Духовное управление мусульман Республики Беларусь» муфтий Исмаил Воронович, назвал приговор слишком суровым[50].

Существует документально неподтверждённая версия, согласно которой столь суровый приговор мог быть вызван желанием белорусского руководства продемонстрировать свою дружбу и поддержку президенту Исламской Республики Иран Махмуду Ахмадинежаду[51], а само дело инспирировано властями с целью закрытия неугодной газеты.

Церковь «Новая жизнь»

Церковь «Новая жизнь  (белор.)» (христиане полного Евангелия) в минском микрорайоне Сухарево выкупила у колхоза им. Калинина коровник, отремонтировала его и переоборудовала в свой храм. Мингорисполком же признал использование недвижимости и земли общиной нецелевым и постановил лишить церковь культового статуса и недвижимости. Общине предлагалось продать помещение храма по цене около 22 тыс. белорусских рублей (около 8 USD) за один квадратный метр. В ответ на это в октябре 2006 прихожане церкви начали голодовку[52], итогом которой стало длительное судебное разбирательство. В настоящее время «Новая жизнь» продолжает тяжбу с Мингорисполкомом[53], и стороны не могут прийти к консенсусу[54].

«Свидетели Иеговы» и воинская обязанность

Из-за отсутствия принятого закона член общины «Свидетелей Иеговы» не смог реализовать своё конституционное право на несение альтернативной гражданской службы, поскольку несение воинской службы в традиционной форме противоречит его религиозным убеждениям[55].

6 ноября 2009 года суд Центрального района города Гомеля признал Дмитрия Смыка виновным в нарушении закона о воинской обязанности и наложил на него штраф. 20 февраля 2010 года заместитель Председателя Верховного суда Республики Беларусь принёс протест на приговор суда по делу Дмитрия Смыка. 15 марта 2010 года Президиум Гомельского областного суда отменил приговор Суда Центрального района города Гомеля.

18 февраля 2010 года президент Белоруссии Александр Лукашенко дал поручение разработать проект закона об альтернативной службе[56].

Исследования христианской организации «Open Doors»

По итогам исследования международной благотворительной христианской организации «Open Doors» за 2012 год, Белоруссия занимает 42 место в списке стран, где чаще всего притесняют права христиан[57].

Законодательство РБ в сфере религии

По мнению ряда отечественных и зарубежных экспертов, Закон РБ «О свободе совести и религиозных организациях» (от 31 октября 2002 г. № 137-З)[7] ущемляет права верующих на свободу совести и вероисповедания[58][59][60][61][62].

Ежегодный доклад Государственного департамента США

Государственным департаментом США ежегодно признаётся неблагоприятной ситуация со свободой совести и вероисповедания в Белоруссии[63][64][65]. Это в основном выражается в отказах в регистрации религиозных общин чиновниками, пропаганде религиозной нетерпимости в школах и иных учебных заведениях, в отношении конфессий признанных "нетрадиционными" для Белоруссии, создании препятствий для миссионерской деятельности религиозных меньшинств (штрафы, приводы в милицию) и т. п.[63][64][65]

Совет Министров Республики Беларусь прокомментировал выводы Государственного департамента США за 2004 год, критически высказывавшегося о ситуации со свободой вероисповедания в Белоруссии, назвав их "тенденциозными", "противоречивыми" и "не находящими подтверждения"[66].

Исследования правозащитной организации «Форум 18»

Международная правозащитная организация «Форум 18» назвала ныне действующий Закон РБ «О свободе совести и религиозных организациях» «самым репрессивным в Европе»[59]. «Форума 18» критикует ограничительный характер белорусского Закона «О свободе совести и религиозных организациях» от 2002 года, приводит факты ареста и высылки иностранных священников из Белоруссии, что объясняется «вопросами национальной безопасности»[67]. Как считает представитель «Форума 18» Джеральдина Фейган, «официальный Минск намерен выслать из Беларуси всех иностранных священников, поскольку они по самым разным причинам могут не удовлетворять белорусские власти»[67].

Обсуждение на международной конференции

16 сентября 2010 года в Минске прошла международная конференция, посвящённая «свободе мысли, совести и религии». В конференции, инициированной международной организацией «Адвокаты Европы», Центром правовой трансформации (РБ) и центром «Экумена» (РБ), участвовали более 60 экспертов, юристов, правозащитников и учёных из Болгарии, Великобритании, Грузии, Норвегии, России, Словакии, Финляндии и Чехии, а также представители государственных, общественных и религиозных структур Белоруссии[61].

Президент международной организации «Адвокаты Европы» Лачезар Попов заявил, что «конституционные права белорусских граждан должны найти развитие в национальном законодательстве в области свободы религии». Также он высказался, что «очень важным является вопрос о равных правах „традиционных“ и „нетрадиционных“ конфессий. Все категории населения, в том числе иностранные граждане и люди без гражданства, должны иметь такие же права на своё вероисповедание, как и коренные жители. В этом вопросе не может быть никакой дискриминации»[61].

Норвежский эксперт Людмила Ульяшина обратила внимание на отсутствие в Белоруссии национального механизма по изменению ситуации в конкретных делах, по которым Комитет по правам человека ООН в Женеве принял соответствующие решения[61].

Правозащитник Роджер Кишка выразил сожаление, что «в Беларуси происходят постоянные нарушения права на свободу вероисповедания, которое находит своё применение в нерегистрации религиозных общин чиновниками и ущемлении права на свободу собраний»[61].

На этой же конференции белорусский религиовед Наталья Кутузова напомнила, что «в стране официально действует 25 конфессий, и учебные классы являются поликонфессиональными. Поэтому педагоги и авторы учебно-методических материалов не должны допускать дискриминацию по признаку религиозной принадлежности. Мы ссылаемся на положительный опыт стран ОБСЕ, где с 2007 года реализуются т. н. Толедские принципы преподавания религии в школе, основанные на воспитании навыков терпимости»[61].

Другие мнения

Белорусская правозащитница Наталья Василевич выделила несколько сценариев ограничение свободы нормативными законодательными актами, отнеся Закон РБ «О свободе совести и религиозных организациях» (от 31 октября 2002 г. № 137-З) к одному из видов. В частности она отмечает, что в РБ «репрессивный закон, в котором предусмотрены различные ограничения религиозной деятельности и исповедания религии, но только за отдельные нарушения репрессивных норм следует какое-либо наказание, но в принципе создаётся такая ситуация, что любой субъект может стать нарушителем. Чтобы разнообразить картину, нужно добавить, что для разных конфессий или религиозных организаций могут применяться различные стратегии, то есть применяться принцип избирательной дискриминации»[58].

См. также

Примечания

  1. Конституция Республики Беларусь. Дата обращения: 27 июля 2009. Архивировано 17 мая 2011 года.
  2. Религиозные общины в Республике Беларусь (на 1 января 2019 г.). belarus21.by. Дата обращения: 3 января 2020. Архивировано 3 января 2020 года.
  3. Карасёва С. Г., Шкурова Е. В., Шатравский С. И., Доманская А. И., Казмирук М. В. Некоторые особенности религиозного населения Беларуси (по материалам исследования «Типология религиозности в современной Беларуси», 2012—2015 гг.) Архивная копия от 23 декабря 2018 на Wayback Machine // Философия и социальные науки. — 2016. — № 1. — С. 82-91.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Количество религиозных общин в Республике Беларусь (по состоянию на 1 января 2022 г.). Дата обращения: 22 августа 2022. Архивировано 6 декабря 2012 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. Республика Беларусь в зеркале социологии. Сборник материалов социологических исследований за 2011 год. Минск «Бизнесофсет» 2012 Архивная копия от 16 июня 2013 на Wayback Machine стр. 44
  6. ng.ru Архивная копия от 14 декабря 2021 на Wayback Machine от 18.08.2020
  7. 7,0 7,1 Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 137-З «О свободе совести и религиозных организациях». Дата обращения: 11 февраля 2011. Архивировано 26 декабря 2011 года.
  8. Религия и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе. Дата обращения: 7 января 2023.
  9. What Alabamians and Iranians Have in Common. Дата обращения: 14 февраля 2009. Архивировано 23 июля 2017 года.
  10. 10,0 10,1 http://www.newsru.com/religy/09jul2001/verobel.html Архивная копия от 18 ноября 2008 на Wayback Machine Почти половина населения Белоруссии — верующие
  11. Журнал «Социологические исследования». Дата обращения: 14 февраля 2009. Архивировано 7 января 2007 года.
  12. 12,0 12,1 12,2 Государственный департамент США. Доклад о свободе религии 2011. Архивная копия от 13 октября 2012 на Wayback Machine (англ.)
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 NationMaster database: Belarusian religion stats Архивная копия от 3 ноября 2013 на Wayback Machine (англ.)
  14. Государственный департамент США. Доклад о свободе религии за 2007 год Архивная копия от 13 апреля 2013 на Wayback Machine раздел 1 (англ.)
  15. Государственный департамент США. Доклад о свободе религии за 2010 год Архивная копия от 13 января 2014 на Wayback Machine раздел 1 (англ.)
  16. Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. Республика Беларусь в зеркале социологии. Сборник материалов социологических исследований за 2012 год. Минск «Бизнесофсет» 2014 Архивная копия от 19 августа 2014 на Wayback Machine стр. 47-50
  17. Состоялась on-line конференция Уполномоченного по делам религий и национальностей - Приветствует Беларусь! - Наши новости / Русская версия (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 апреля 2013. Архивировано 11 июля 2015 года.
  18. 18,0 18,1 Статистические данные о Католической церкви в Белоруссии на портале Catholic.by. Дата обращения: 4 сентября 2010. Архивировано 9 февраля 2014 года.
  19. У Менску адкрыўся Грэка-каталіцкі цэнтар — Наша Ніва: першая беларуская газэта (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 февраля 2009. Архивировано 30 июня 2008 года.
  20. Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в Республике Беларусь (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 февраля 2009. Архивировано 12 февраля 2010 года.
  21. «Штогоднік Сведкаў Іеговы» за 2012 год (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 февраля 2012. Архивировано 19 июня 2012 года.
  22. Национальный статистический комитете Республики Беларусь. Перепись населения 1999 года. Национальный состав населения.
  23. 23,0 23,1 Национальный статистический комитете Республики Беларусь. Перепись населения 2009 года. Национальный состав населения.. Дата обращения: 22 июля 2011. Архивировано 22 июля 2011 года.
  24. Belarus Religion Facts & Stats. www.nationmaster.com. Дата обращения: 29 января 2016. Архивировано 5 февраля 2016 года.
  25. Сведения о количественном росте религиозных общин в Республике Беларусь (1988-1.01.2022 гг.). Дата обращения: 22 августа 2022. Архивировано 6 декабря 2012 года.
  26. 26,0 26,1 26,2 26,3 Гісторыя Беларусі (ў шасці тамах). Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII—XVIII стст.). Т. 3. — Мінск: «Экаперспектыва», 2004. С. 302—303
  27. Алесь Жлутка. Пункціры вялікага шляху Архивная копия от 23 мая 2019 на Wayback Machine (белор.)
  28. ООН в Беларуси — Население (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июля 2010. Архивировано 16 октября 2011 года.
  29. Мечети Беларуси. Дата обращения: 12 мая 2011. Архивировано 1 февраля 2012 года.
  30. Строительство Минской мечети
  31. Брахма Кумарис в Минске (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 октября 2014. Архивировано 28 октября 2014 года.
  32. Искусство жизни в Беларуси. Дата обращения: 28 октября 2014. Архивировано 28 октября 2014 года.
  33. Ошо в Беларуси. Дата обращения: 28 октября 2014. Архивировано 19 февраля 2015 года.
  34. Гурко А. В. «Движение вайшнавов (Харе Кришна) и его последователи в Беларуси» Минск,1999
  35. Все верующие вайшнавы Беларуси, представители одной из самых древних религиоз-ных традиций индуизма, выражают свой протест в связи с опубликованием в учебном пособии для 11 классов общеобразовательных школ сведений, порочащих как в целом указанную традицию, так и международную религиозную организацию вайшнавов – «Международное общество сознания Кришны».. Дата обращения: 25 июля 2021. Архивировано 25 июля 2021 года.
  36. РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Дата обращения: 25 июля 2021. Архивировано 25 июля 2021 года.
  37. За паўдня Мінюст ліквідаваў больш за 40 грамадскіх арганізацыяў. Сярод іх – «Бізнес школа ІПМ», Press Club Belarus, «Мова Нанова». Дата обращения: 25 июля 2021. Архивировано 16 апреля 2022 года.
  38. Центр Шен Чен Линг. Дата обращения: 19 ноября 2022.
  39. Буддизм Тхеравада. Дата обращения: 19 ноября 2022. Архивировано 28 октября 2014 года.
  40. Дзен Медитация в Минске. Школа Дзен Буддизма "Кван Ум".. Дата обращения: 7 января 2023.
  41. Культурно-просветительское общественное объединение «Центр буддийской культуры и традиций». Дата обращения: 7 января 2023. Архивировано 11 апреля 2018 года.
  42. Официальный сайт религиозной общины бахаи. Дата обращения: 27 августа 2011. Архивировано 10 мая 2013 года.
  43. Бахаи в Минске. Дата обращения: 28 мая 2011. Архивировано 29 мая 2011 года.
  44. Ксенофобия по «образу и подобию» — возражения на запрет общины. Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 25 сентября 2020 года.
  45. «Где деньги? — Бог дал, бог взял!» — ответил Буяк. Дата обращения: 24 июля 2013. Архивировано 5 апреля 2009 года.
  46. Старикевич А. Японский бог подвел под монастырь белорусских вкладчиков // Известия, 5 сентября 1996 г.
  47. Известия_Ру — Ночью накануне Ивана Купалы и костёр не страшен
  48. - Белорусская автокефальная православная церковь (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 мая 2011. Архивировано 30 июля 2012 года.
  49. Би-би-си | В мире | В Минске вынесен приговор за датские карикатуры. Дата обращения: 14 февраля 2009. Архивировано 22 января 2008 года.
  50. Датский редактор: за наши карикатуры дали три года? Это ужасно | БЕЛОРУССКИЕ НОВОСТИ
  51. CHARTER97.ORG. Дата обращения: 14 февраля 2009. Архивировано 2 июня 2009 года.
  52. 142 человека участвуют в голодовке в защиту церкви «Новая жизнь» | БЕЛОРУССКИЕ НОВОСТИ
  53. Церковь «Новая жизнь» обжаловала решение Высшего хозяйственного суда | БЕЛОРУССКИЕ НОВОСТИ
  54. Пастора «Новой жизни» вновь предупредили о недопущении нарушения законодательства
  55. europeanbelarus.org: Верующему грозит тюрьма за требование соблюдать Конституцию. Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 9 января 2010 года.
  56. Верховный суд с уважением отнесся к позиции молодого белоруса. Пресс-релиз 26 марта 2010 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 апреля 2010. Архивировано 6 апреля 2010 года.
  57. Open Doors Weltverfolgungsindex 2012 Архивная копия от 9 февраля 2012 на Wayback Machine (нем.)
  58. 58,0 58,1 Проблемы со свободой совести в Беларуси: краткий анализ. Дата обращения: 1 мая 2020. Архивировано 22 сентября 2019 года.
  59. 59,0 59,1 BELARUS: Religious freedom survey, June 2009. Дата обращения: 13 января 2012. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  60. Доклад: Свобода религии и убеждений в Беларуси (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 января 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
  61. 61,0 61,1 61,2 61,3 61,4 61,5 В Минске прошла международная конференция, посвящённая «свободе мысли, совести и религии». Дата обращения: 13 января 2012. Архивировано 3 ноября 2012 года.
  62. International Religious Freedom Report 2007. Дата обращения: 13 января 2012. Архивировано 21 марта 2009 года.
  63. 63,0 63,1 International Religious Freedom Report 2003. Дата обращения: 13 января 2012. Архивировано 13 января 2012 года.
  64. 64,0 64,1 Религиозные свободы в Беларуси глазами американских аналитиков (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2012. Архивировано 24 марта 2012 года.
  65. 65,0 65,1 Обзор ежегодного доклада Комиссии США по свободе вероисповедания в странах мира за 2010 год. Дата обращения: 16 января 2012. Архивировано 28 октября 2014 года.
  66. ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 января 2012. Архивировано 8 декабря 2012 года.
  67. 67,0 67,1 «ФОРУМ 18» КРИТИКУЕТ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В БЕЛАРУСИ (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 января 2012. Архивировано 5 ноября 2012 года.

Литература

  • «Духовное и культурное Возрождение XIV века и судьбы Восточной Европы». Иоанн Мейендорф. Православие и современный мир. Минск: «Лучи Софии», 1995
  • Старостенко, В. В. Религия и свобода совести в Беларуси: очерки истории. — Могилев: УО "МГУ им А.Кулешова, 2011—272 с.

Ссылки