Религия Уильяма Шекспира

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Знания о религии Уильяма Шекспира очень важны для понимания этого человека и его работ, в которых исследователи находят множество как протестантских, так и католических аллюзий, а некоторые видят в его пьесах отсылки к современной ему напряжённой религиозной ситуации[1]. Эта тема является предметом частых научных споров. Не существует прямых доказательств принадлежности Уильяма Шекспира к одной из религий; однако существуют накопившиеся за многие годы спекуляции, и различные теории выдвигают свои тезисы. В основном они базируются на косвенной информации, извлечённой из исторических документов, и анализе опубликованных работ Шекспира. Некоторые данные свидетельствуют о том, что родственники Шекспира были католиками, и сам он был тайным католиком. Хотя существуют разногласия по поводу этого факта, число учёных, поддерживающих старую консенсусную версию о том, что Шекспир был членом англиканской церкви, уменьшается[2][3][4][5].

В связи с нехваткой прямых доказательств единство мнений по этому поводу не достигнуто. Один учёный выразил это так: «Нельзя говорить о полном консенсусе среди шекспироведов по этому вопросу, но нежелание некоторых допустить возможность католичества в семье Шекспира находит всё меньше поддержки»[6].

Семья Шекспира

В 1559 году, за 5 лет до рождения Шекспира, Елизаветинское религиозное постановление окончательно разорвало связь церкви Англии с римской католической церковью. В последующие годы против католиков принимались меры, направленные на усиление английской церкви, и изданные законы запретили проведение не только католической мессы, но и любых обрядов, не указанных в Book of Common Prayer.[7] При жизни Шекспира была распространена практика тихого сопротивления новым реформам[8]. Некоторые исследователи, используя литературные и исторические свидетельства, утверждают, что Шекспир принадлежал к числу сопротивляющихся[9].

Некоторые учёные считают, что существует достаточно доказательств того, что члены семьи Шекспира были католиками. Наиболее серьёзным доказательством этого факта является духовное завещание отца поэта Джона Шекспира. Завещание было найдено в XVIII веке между балками дома, которым когда-то владел Джон Шекспир, и описано известным учёным Эдмондом Мэлоуном. Сначала Мэлоун думал, что это действительно завещание отца Шекспира, но потом засомневался в подлинности, и решил, что это подделка[10]. Хотя оригинал не сохранился, до наших дней дошёл текст, сообщённый Мэлоуном, который распространился по Англии, а затем был переведён на итальянский язык[11].

Примечания

  1. Schoenbaum, Samuel. William Shakespeare : a compact documentary life = 1977. — New York: Oxford University Press, 1987. — P. 61. — ISBN 0-19-505161-0.
  2. Doherty Fenty, Kathleen. «The Bard of Rome? Shakespeare and the Catholic Question» Архивная копия от 5 марта 2012 на Wayback Machine America Magazine  (англ.), September 14, 2009. Проверено 2011-11-03.
  3. Sams, Eric, The Real Shakespeare, pp. 11-13, Yale University Press, 1998
  4. Pearce, Joseph. The Quest for Shakespeare: The Bard of Avon and the Church of Rome. — Fort Collins, CO: Ignatius Press, 2008. — P. 30-38. — ISBN 978-1-58617-224-4.
  5. Miola, Robert S. Early modern Catholicism. Oxford University Press, 2007. p. 352, ISBN 0-19-925985-2, ISBN 978-0-19-925985-4
  6. Shell, Alison. «Why Didn’t Shakespeare Write Religious Verse?», in Kozuka, Takashi and J. R. Mulryne (eds.), Shakespeare, Marlowe, Jonson Архивная копия от 20 августа 2020 на Wayback Machine. Ashgate Publishing  (англ.), Ltd., 2006. p.86. ISBN 0-7546-5442-7, ISBN 978-0-7546-5442-1
  7. Greenblatt, Stephen. Will in the World: How Shakespeare Became Shakespeare. — London: Jonathan Cape, 2004. — P. 100. — ISBN 0-224-06276X.
  8. The Shakespeares and ‘the Old Faith’ (1946) by John Henry de Groot; Die Verborgene Existenz Des William Shakespeare: Dichter Und Rebell Im Katholischen Untergrund (2001) by Hildegard Hammerschmidt-Hummel; Shadowplay: The Hidden Beliefs and Coded Politics of William Shakespeare (2005) by Clare Asquith.
  9. Wilson, Richard. Shakespeare and the Jesuits: New connections supporting the theory of the lost Catholic years in Lancashire (англ.) // Times Literary Supplement. — 1997. — P. 11-13.
  10. Цитата по Шоенбауму (1977) "Моя гипотеза об авторстве этого документа, конечно же, была ошибочна".
  11. Holden, Anthony. William Shakespeare: The Man Behind the Genius Архивная копия от 15 декабря 2007 на Wayback Machine Little, Brown (2000).

Литература