Религиозный бред

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Религиозный бред
МКБ-11 MB26.08

Религио́зный бред — форма бредовых идей — возникающие аутохтонно патологические религиозные убеждения[1].

При религиозном бреде мысли религиозного содержания доминируют в сознании, являются самыми приоритетными для человека. Критичность полностью отсутствует, состояние не поддаётся корригированию. Содержание и характер галлюцинаций обычно находятся в полном соответствии с преобладающей формой бреда. Сопутствующие расстройства восприятия могут быть в форме слуховых, зрительных, обонятельных галлюцинаций: больной может слышать «глас божий», видеть ангелов, шайтанов, святых, джиннов и иных соответствующих религии и культуре пациента сверхъестественных существ, вследствие чего развивается религиозный бред. Религиозный бред встречается у 3 % пациентов с шизофренией[2]. Также данный симптом может наблюдаться при аффективных расстройствах и лобно-височной деменции[en][2].

История

Рихард фон Крафт-Эбинг (1893) указывал, что в рамках «истерического помешательства» может возникать чувственный бред с религиозно-мистическим содержанием, видения рая, онейроид с отсутствием или смутностью воспоминаний, бред о таинственном соединении с богом и экстатические переживания[3].

Как отмечал Эмиль Крепелин (1920), люди с паранойей при религиозном направлении мыслей под влиянием откровений во сне могут испытывать религиозный бред или бред пророчества[3]. При этом у них наблюдается стремление к прозелитизму и совершению публичных богослужений[3].

Русский психиатр В. П. Сербский как отдельное психическое расстройство выделял религиозное помешательство (лат. paranoia religiosa)[3]. Он отмечал, что данная болезненная форма встречается у людей неуравновешенных, интеллектуально ограниченных, мечтательных, отличающихся наклонностью к чудесному[3]. Расстройство манифестирует с ощущения чувства просветления, экзальтации, возбуждения. В мышлении преобладает религиозный бред о божественном призвании, а бредовое поведение характеризуется самоповреждениями и борьбой с бесовским наваждением[3]. Могут отмечаться зрительные галлюцинации, формы которых разнятся в зависимости от религии пациента (например, христианин может видеть лики Христа, Богородицу, святых, отверстое небо)[3].

В 11-м пересмотре Международной классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-11) религиозный бред появился как симптом нарушения мыслительного процесса по содержанию[4].

Клинические примеры

В 2011 году группа психиатров, бихевиористов, неврологов и нейропсихиатров из Гарвардской медицинской школы опубликовала исследование, в котором было предложила новую диагностическую категорию психических расстройств, связанную с религиозным бредом и гиперрелигиозностью[en][5].

Они сравнили мыслительные процессы и поведение наиболее важных фигур в Библии (Авраама, Моисея, Иисуса Христа и Павла) с опытом психотических пациентов (в соответствии с психиатрическим руководством DSM-IV-TR[5]), и пришли к выводу, что у этих библейских персонажей «могли быть психопатологические симптомы, которые послужили вдохновением для их откровений»[5]. С точки зрения учёных, пророки могли иметь такие психические расстройства, как шизофрения, шизоаффективное расстройство, маниакальная стадия биполярного расстройства, бредовое расстройство, бред величия, слуховые и зрительные галлюцинации, паранойя, синдром Гешвинда (особенно высока вероятность расстройства у апостола Павла), а также патологические ощущения, связанные с височной эпилепсией[5]. Также психиатры предполагают, что Мухаммед страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречными помрачениями сознания[6][7].

Схожие фабулы бреда

Другой формой бреда религиозного характера является альтруистический или мессианский бред, при котором человек убеждён в возложенной на него божественной миссии.

При бреде одержимости человек убеждён в том, что им овладели бесы (или некие иные фантастические существа).

См. также

Примечания

  1. Жмуров В. А. Бред религиозный // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд. — М.: «Джангар», 2012. — 864 с.
  2. 2,0 2,1 Peter Verhagen, Herman M. Van Praag, Juan José. Religion and Psychiatry: Beyond Boundaries (англ.). — John Wiley & Sons, 2012. — P. 701. — ISBN 978-1-1183-7842-7.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 В. Э. Пашковский. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006. — С. 14. — 144 с. — ISBN 5-98037-058-7.
  4. World Health Organization. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics: MB26.08 Religious delusion (англ.) (2020). Дата обращения: 3 марта 2021. Архивировано 15 ноября 2019 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Evan D. Murray, Miles G. Cunningham, Bruce H. Price. The Role of Psychotic Disorders in Religious History Considered (англ.) // The Journal of Neuropsychiatry and Clinical Neurosciences. — 2012. — Vol. 24, iss. 4. — P. 410—426. — ISSN 1545-7222. — doi:10.1176/appi.neuropsych.11090214. — PMID 23224447.
  6. А. А. Портнов, М. И. Шахнович. О пророках и пророчицах // Психозы и религия. — Медицина, 1967. — С. 32.
  7. Jeffrey L. Salver, M.D.; John Rabin, M.D. The neural substrates of religious experience. (англ.) // The Journal of Neuropsyhiatry and Clinical Neurosciences. — 1997. — Vol. 9, no. 3. — P. 498—510. — doi:10.1176/jnp.9.3.498. — PMID 9276850.