Религиозный антисемитизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франкфурт. Антисемитская карикатура, обвиняющая евреев в ритуальном убийстве христианского мальчика в 1475 году

Религиозный антисемитизм (также антииудаизм) — разновидность антисемитизма, предубеждение и ненависть к евреям как носителям иудаизма.

Изначально религиозный антисемитизм появился в среде античного язычества и распространился по Европе с возникновением и развитием христианства.

Христиане обвиняют евреев в неприятии Иисуса как Мессии и в богоубийстве. Религиозный антисемитизм вышел за рамки христианства с появлением ислама.

Одним из самых известных религиозных предрассудков против евреев является кровавый навет: обвинение в убийствах людей другого исповедания (в основном христиан) для использования их крови в ритуальных целях и иных ритуальных убийствах.

История

Религиозный антисемитизм возник в среде античного язычества в связи с напряжённостью в отношениях с монотеистическим мировоззрением евреев. В дальнейшем он развивался с утверждением христианства как господствующей религии в Римской империи на основе отрицания иудаизма послебиблейского периода. Это привело к резкому разграничению иудаизма и христианства, а также к массовым антиеврейским настроениям в самой церкви и среди верующих[1]

Хотя и сам Иисус и его ученики были евреями, а само христианство имеет глубокие корни в иудаизме, после разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 году н. э. и последующим изгнанием евреев оформился разрыв между иудаизмом и христианством[2]. Распятие Христа рассматривается некоторыми христианскими богословами и другими авторами как совершëнное евреями «богоубийство»[3][4]. Также христиане уверовали, что роль богоизбранного народа перешла от евреев к ним[5]. Одним из жанров раннехристианской литературы были апологетические сочинения Adversus Judaeos («против иудеев»). Они формировали в христианской среде негативный образ иудеев и их религии[6].

Начиная с VII века христианские власти принуждали евреев к массовому крещению. Во время Крестовых походов евреи в разных странах Европы были лишены гражданских прав, а многие общины физически уничтожены[1]. Cоциально-религиозные притеснения и гонения на евреев в Европе и в России принимали сходные формы: запреты на профессии, насильственное крещение, «кровавые наветы», погромы[7].

Отказ иудеев воспринимать мусульманские проповеди вызвал гнев Мухаммеда и его последователей. С тех пор догматический антииудаизм является традиционной частью исламского вероучения[8]. В исламской интерпретации Корана, Аллах превратил евреев в свиней и обезьян. Представление о современных евреях как потомках свиней и обезьян имеет широкое распространение среди верующих мусульман[9]. При этом конфликт с иудеями в исламе не имел столь принципиального характера как в христианстве и потому меньше сказался на отношении к евреям в мусульманском мире[1].

Миф об употреблении евреями крови христиан для религиозных целей возник почти одновременно в Византии (XI век — Евстратий Постник) и Англии (XII век — Вильям Норвичский). Учёные связывают эти две легенды с религиозными настроениями периода первых крестовых походов с их акцентом на распятии Христа и антиеврейской идеологией[10][11][12][13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Антисемитизм — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. anti-Semitism (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online. Дата обращения: 10 ноября 2022.
  3. Greenspoon, Leonard. The Historical Jesus Through Catholic and Jewish Eyes / Greenspoon, Leonard, Hamm, Dennis, Le Beau, Bryan F.. — A&C Black, 1 November 2000. — P. 78. — ISBN 978-1-56338-322-9.
  4. Rainer Kampling, 'Deicide,' in Richard S. Levy (ed.), Antisemitism: A Historical Encyclopedia of Prejudice and Persecution, Vol. 1 ABC-CLIO, 2005 ISBN 978-1-851-09439-4 pp. 168—169.
  5. Антисемитизм. Энциклопедия Холокоста. Яд ва-Шем. Дата обращения: 10 ноября 2022.
  6. Лунева А. А. Трансформация раннехристианских представлений об иудаизме // Тирош. Труды по иудаике, славистике, ориенталистике. — Институт славяноведения РАН, 2018. — № 18. — С. 32. — ISSN 2658-3380. — doi:10.31168/2658-3380.2018.18.1.2.
  7. Табак Ю. Отношение Русской Православной Церкви к евреям: история и современность // Истина и жизнь. — 1999.
  8. Лихачёв, 2003, с. 84.
  9. Mesopotamische Gesellschaft « MESOP : Kurdish Iraqi Writer: Stop Calling The Jews ‘The Descendants Of Apes And Pigs’ (англ.). mesop.de. Дата обращения: 10 ноября 2022.
  10. Басин Я. З. Миф о кровавом навете и современное православие // Заметки по еврейской истории. — декабрь 2012. — № 12 159).
  11. Панченко А. А. Кровавый навет // Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. — М.: ОГИ, 2004. — С. 167. — 544 с. — ISBN 5-94282-263-8.
  12. Белова О. В., Петрухин В. Я. Миф 3. «Кровь на нас и на детях наших…» Религиозные наветы в книжной и устной традиции славян // «Еврейский миф» в славянской культуре. — Москва; Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2008. — С. 225. — 568 с. — (Эхо Синая). — ISBN 978-5-93273-262-8.
  13. Панченко А. А. К исследованию «еврейской темы» в истории русской словесности: сюжет о ритуальном убийстве // Новое литературное обозрение : журнал. — 2010. — № 104. Архивировано 1 ноября 2013 года.

Литература

  • Лихачёв В. А. Часть III. Религия // Политический антисемитизм в современной России. — М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2003. — С. 74-95. — 240 с. — 100 экз.
  • Antisemitism: a historical encyclopedia of prejudice and persecution (англ.) / Richard S. Levy[en], editor. — Santa Barbara: ABC-CLIO, 2005. — 828 p. — (Contemporary world issues). — ISBN 978-1-85109-439-4.
  • Langmuir G. History, Religion and Antisemitism (англ.). — University of California Press, 1990. — 391 p. — ISBN 9780520912267.