Рейш, Карел

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карел Рейш
Karel Reisz
19661966
Место рождения Острава, Первая Чехословацкая Республика
Профессия кинорежиссёр, кинопродюсер
Карьера 1955-2002
Направление документальное кино, короткометражное кино
Награды BAFTA (1961)

Ка́рел Рейш (Рейс[1], Райс[2]; англ. и чеш. Karel Reisz; 21 июля 1926, Острава, Первая Чехословацкая Республика — 25 ноября 2002, Лондон, Англия) — британский кинорежиссёр, годы активности которого проходили в послевоенной Британии, где он стал одним из пионеров нового реализма британского кинематографа в 1950-х — 1960-х годах.

Биография

Рейш был одним из 669 еврейских[3] беженцев, спасённых сэром Николасом Уинтоном. Его отец был юристом. Рейш приехал в Англию в 1938 году, почти не зная английского языка, но старался как можно быстрее искоренить свой иностранный акцент[4]. После учёбы в Leighton Park School  (англ.) он до конца войны служил в Королевских военно-воздушных силах Великобритании. Родители его погибли в Освенциме. После демобилизации он изучал естественные науки в колледже  (англ.) и начал писать для журналов о кино, включая «Sight & Sound». В 1947 году вместе с Линдсеем Андерсоном и Гевином Ламбертом[en] стал одним из основателей журнала Sequence  (англ.).

У Рейша было три сына от первой жены Джулии Коппард, с которой он впоследствии развёлся[5]. В 1963 году женился на бывшей жене Джина Келли Бетси Блэр, с которой был до самой своей смерти.

Карьера

Рейш был одним из основателей движения «Свободное кино» в британском документальном кинематографе. Его первый документальный фильм «Мамочка не позволяет» (1955), снятый совместно с Тони Ричардсоном, в феврале 1956 года был включён в первую программу Free Cinema, показанную в National Film Theatre  (англ.), специализирующемся на показах независимых иностранных фильмов. В документальном фильме «Мы — парни из Ламбета» (1958)[6] Рейш реалистично показал жизнь лондонского молодёжного клуба, в том числе досуг подростков из рабочего класса, который состоял из музыки скиффл, сигарет, крикета, рисования и дискуссий. Этот фильм представлял Великобританию на Венецианском кинофестивале. О тех же самых людях и их клубе BBC сделали два продолжения фильма, которые были показаны в 1985 году.

Первый художественный фильм Рейша «В субботу вечером, в воскресенье утром» (1960) был основан на социально-реалистичной новелле Алана Силлитоу, в нём использовались те же приёмы и техника, что и в ранних документальных фильмах режиссёра.

Рейш выступил продюсером фильма Андерсона «Такова спортивная жизнь» (1963) и стал режиссёром фильма «Морган: Подходящий случай для терапии» (1966), адаптированного Дэвидом Мерсером[en] из его телепьесы 1962 года. В 1968 годы вышел биографический фильм «Айседора» о знаменитой танцовщице Айседоре Дункан, в котором главную роль сыграла Ванесса Редгрейв. В следующем десятилетии вышли такие фильмы, как «Игрок» (1974) и «Кто остановит дождь» (1978).

«Женщина французского лейтенанта» был, возможно, самым успешным из его последних фильмов. Сценарий был написан Гарольдом Пинтером по роману Джона Фаулза, главные роли были сыграны Джереми Айронсом и Мерил Стрип. Последними для Рейша стали фильмы «Сладкие грёзы» (1985) о великой исполнительнице в стиле кантри Пэтси Клайн и «Все в выигрыше» (1990) по пьесе Артура Миллера.

Был главой Британского института кино. Его учебник «The Technique of Film Editing» был впервые опубликован в 1953 году.

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1955 док Мамочка не позволяет Momma Don’t Allow режиссёр / короткометр.
1957 док Каждый день, кроме Рождества Every Day Except Christmas продюсер /короткометр.
1958 док Мы — парни из Ламбета We Are the Lambeth Boys режиссёр
1958 ф Band Wagon продюсер /короткометр.
1959 док March to Aldermaston режиссёр,ассистент продюсера /короткометр.
1959 док I Want to Go to School продюсер /короткометр
1960 ф В субботу вечером, в воскресенье утром режиссёр
1963 ф Такова спортивная жизнь This Sporting Life продюсер
1964 ф Ночь должна наступить[en] Night Must Fall продюсер, режиссёр
1966 ф Морган: Подходящий случай для терапии Morgan: A Suitable Case for Treatment режиссёр
1968 ф Айседора Isadora режиссёр
1974 ф Игрок The Gambler режиссёр
1978 ф Кто остановит дождь Who’ll Stop the Rain режиссёр
1981 ф Женщина французского лейтенанта The French Lieutenant's Woman режиссёр
1985 ф Сладкие грёзы Sweet Dreams режиссёр
1990 ф Все в выигрыше Everybody Wins режиссёр
1994 с Performance режиссёр
1998 тф Act Without Words I режиссёр /короткометр.

Примечания

  1. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 350.
  2. Произношение в оригинале: видео
  3. Milne, Tom; «Obituary: Karel Reisz» Архивная копия от 15 марта 2010 на Wayback Machine Guardian.co.uk, 28 November 2002 (Retrieved: 3 July 2009)
  4. Karel Reisz, London: telegraph.co.uk (28 ноября 2002). Архивировано 14 сентября 2012 года. Дата обращения 28 июня 2010.
  5. Vallance, Tom; «Karel Reisz: Director of 'Saturday Night and Sunday Morning'» Independent.co.uk, 28 November 2002 (Retrieved: 18 March 2009)
  6. «We Are the Lambeth Boys at video.google.com» (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июля 2011. Архивировано 11 марта 2007 года.

Ссылки