Редсток, Гренвиль Вальдигрев

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гренвиль Вальдигрев Редсток

Гре́нвиль Ога́стес Ви́льям Вальдигре́в, 3-й баро́н Ре́дсток (англ. Granville Augustus William Waldegrave, 3rd Baron Radstock; 10 апреля 1833, Лондон — 8 декабря 1913, Париж) — английский религиозный деятель, протестантский миссионер, один из основателей евангельского движения в России, пэр Ирландии.

Главный пункт учения Редстока, по словам писателя Николая Лескова, заключался в оправдании «человека верою в искупительную смерть Иисуса Христа»[1].

Биография

Был единственным сыном в семье вице-адмирала британского флота Гренвила Уолдигрейва 2-го барона Редстока и дочери банковского служащего Эстер Каролины Пюже[2]. В 25-летнем возрасте женился на Сьюзан Келкрафт, дочери пятого герцога Манчестерского[3].

После окончания Оксфордского университета поступил на военную службу и принял участие в Крымской войне. Во время войны он заболел жаром[неизвестный термин], эти переживания способствовали пересмотру его отношения к христианству[3].

Пережив религиозное обращение, он занялся активной проповеднической деятельностью. Например, посещал Миддлсекскую больницу, молясь за больных и умирающих. Вместе с разделявшей его религиозные взгляды женой Редсток устраивал у себя дома небольшие библейские вечера, на которые собирались офицеры после службы[3]. Редсток с женой сблизился с общиной «свободной» церкви в Бристоле одного из течений евангельского христианства — плимутскими братьями. Братья считали, что богослужения должны проходить максимально просто, без какого-либо клерикального руководства. В отличие от широко известного представителя плимутских братьев, Джона Дарби, входившего в группу «закрытых» (то есть практикующую закрытое причастие) братьев, Редсток принадлежал к «открытым» (допускающим к причастию всех желающих)[3][4].

В 1856 году унаследовал титул барона Редстока. Через 10 лет оставил военную службу в звании полковника, как миссионер посетил многие страны Европы и Индию.

В 1865 году Редсток вступил в Евангелический союз. В 1866 году под влиянием проповеди Редстока пережил религиозное обращение Фридрих Бедекер — ещё один будущий евангелический миссионер в России[5].

В конце 1873 или начале 1874 года Редсток прибыл в Санкт-Петербург[6], где познакомился с многочисленными представителями российской аристократии, с которыми вёл беседы на духовные темы, а также произносил проповеди в частных домах для широкого круга слушателей.

В число последователей барона Редстока вошли княгини Н. Ф. Ливен, В. Ф. Гагарина, граф А. П. Бобринский, граф М. М. Корф, полковник В. А. Пашков, вдова генерал-адъютанта Е. И. Черткова, Ю. Д. Засецкая и др[7].

Организованные Редстоком молитвенные собрания продолжались и в период его выездов из России, к ним присоединялись как дворяне, так и горожане неаристократического происхождения, в результате чего возникло движение «редстокистов». В 1878 году Редсток покинул Россию[a].

Продолжив миссионерскую деятельность в Европе, в последующие годы Г. Редсток работал в Швеции и Дании, где также активно проповедовал среди представителей высшего общества.[8]

С 1889 года Редсток поселился в Мэйфилде (пригород Саутгемптона), где продолжал собирать людей для проповеди и молитвы, а также занимался благотворительной деятельностью, оказывая поддержку приютам и миссионерским обществам как в Великобритании, так и за рубежом.

Жена проповедника Сюзан Шарлотта Келкрафт скончалась 8 декабря 1892 года. Сам Редсток умер в Париже 8 декабря 1913 года, находясь в миссионерской поездке по Франции.[8]

Г. Редсток в русской литературе

Lord Radstock.jpg
Шарж на Г. Редстока в британском журнале «Vanity Fair»

Н. С. Лесков в 1877 году посвятил деятельности Г. Редстока очерк «Великосветский раскол», где описывает его следующим образом:

Он рыжеват, с довольно приятными, кроткими, голубыми глазами… Взгляд Редстока чист, ясен, спокоен. Лицо его по преимуществу задумчиво, но иногда он бывает очень весел и шутлив и тогда смеется и даже хохочет звонким и беспечным детским хохотом. Манеры его лишены всякой изысканности… Привет у него при встрече с знакомым заученный и всегда один и тот же — это: «Как вы себя душевно чувствуете?» — Затем второй вопрос: «Что нового для славы имени Господня?» Потом он тотчас же вынимает из кармана Библию и, раскрыв то или другое место, начинает читать и объяснять читаемое. Перед уходом из дома, прежде чем проститься с хозяевами, он становится при всех на колени и громко произносит молитву своего сочинения, часто тут же импровизированную: потом он приглашает кого-нибудь из присутствовавших прочесть другую молитву и, слушая её, молится… Молитва всегда обращается к Богу-Отцу, к Троице или к Иисусу Христу, и никогда ни к кому другому, так как призывание Св. Девы, апостолов и святых лорд Редсток не признает нужным и позволительным… В молитвах, кроме прошений, слышится иногда восторженный лепет хвалы… Это лепет страстного экстаза души влюбленной; но тем это и понятнее.[9]

Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» в 1876 году отзывался о Г. Редстоке:

Мне случилось его тогда слышать в одной «зале», на проповеди, и, помню, я не нашел в нем ничего особенного: он говорил ни особенно умно, ни особенно скучно. А между тем он делает чудеса над сердцами людей; к нему льнут; многие поражены: ищут бедных, чтоб поскорей облагодетельствовать их, и почти хотят раздать своё имение. Впрочем, это может быть только у нас в России; за границей же он кажется не так заметен. Впрочем, трудно сказать, чтоб вся сила его обаяния заключалась лишь в том, что он лорд и человек независимый и что проповедует он, так сказать, веру «чистую», барскую. Правда, все эти проповедники-сектанты всегда уничтожают, если б даже и не хотели того, данный церковью образ веры и дают свой собственный.[10]

По мнению отдельных исследователей, прообразом великосветского кружка графини Лидии Ивановны в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» является кружок, организованный Г. Редстоком в Санкт-Петербурге. Сам Редсток выведен в романе в образе сэра Джона[7].

Результаты деятельности в России

Молитвенные собрания, организованные Г. Редстоком, сохранились после закрытия ему въезда в Россию и дали начало формированию объединения евангельских христиан. В связи с этим евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской-пятидесятники и представители близких к ним христианских направлений рассматривают барона Редстока в качестве одного из родоначальников евангельского движения в России, а его деятельность в Санкт-Петербурге оценивается ими как «Великое пробуждение».[11]

Критика

Деятельность Редстока в России вызвала критику со стороны Феофана Затворника, который упрекал его за отсутствие церковности, главным образом за отрицание таинства миропомазания, и назвал его «английским апостолом из секты духоносцев»[12].

Произведения

Письменные работы Г. Редстока представляют собой конспекты проповедей и регулярно переиздаются в России и других странах в качестве духовно-нравственного чтения.

  • Примирение или Бог умоляющий
  • Божье спасение
  • Сила для жизни и служения
  • Брачный пир
  • Вера — это не чувство
  • Божии предостережения
  • Голос всемогущего Бога
  • Бодрствование и труд

Комментарии

  1. Распространено мнение, что Редсток был выслан из России властями, однако документально это не подтверждено[6].

Примечания

  1. Никитин Ф. Н., 2019, с. 189.
  2. Николс, 2015, с. 75.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Николс, 2015, с. 76.
  4. Fountain, 1988.
  5. Николс, 2015, с. 77.
  6. 6,0 6,1 Никитин, 2019, с. 328.
  7. 7,0 7,1 Бачинин, 2004.
  8. 8,0 8,1 Д. Фаунтин. Лорд Редсток и духовное пробуждение в России. Дата обращения: 28 июня 2010. Архивировано 13 июня 2010 года.
  9. Н. С. Лесков Великосветский раскол: Лорд Редсток и его последователи (очерк современного религиозного движения в петербургском обществе). СПб., «Библия для всех». 1999
  10. Ф. М. Достоевский ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ (недоступная ссылка)
  11. С. П. Ливен Духовное пробуждение в России/ Корнталь, 1967
  12. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. Гл.69. Дата обращения: 26 декабря 2015. Архивировано 27 декабря 2015 года.

Литература

Ссылки