Регионоведение

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Наука
Регионоведение
англ. Area studies
Land ocean ice 2048.jpg
Тема Политика, экономика
Предмет изучения Регионы
Период зарождения XIX век
Основные направления территории и регионы Земли

Регионове́дение — аналитическая вузовская дисциплина, изучающая внутренние и внешние факторы развития территориальных сообществ (геополитические, географические, экономические, социокультурные, конфессиональные и др.), региональные группировки, страны и их регионы как субъекты международных отношений и глобальной конкуренции.

Описание и термин

В отличие от географического страноведения, регионоведение широко использует системный подход[1]. Базовый учебный курс регионоведения в РФ лежит в основе вузовской специализации 350300 «Регионоведение», по которой ведётся подготовка регионоведов-специалистов в области государственного управления и региональной политики[2].

По предмету изучения регионоведение тесно пересекается с географической дисциплиной «Страноведение» (комплексное изучение стран, систематизация и обобщение данных об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации), однако не тождественна ей, используя иные методы, что, в частности, отражается в различиях выстраиваемых на их основе классификационных структур[3][4][5]. Регионоведение также связано с краеведением, которое, по мнению некоторых специалистов, можно квалифицировать как ненаучную практику, осуществляющую в рамках этого же предмета эмпирическое накопление данных и их публицистическое освоение[6].

Регионоведение по странам

Россия

Внимание, уделяемое регионоведческой тематике во всём мире, вытекает из факта территориальной и национально-государственной дифференциации природных, людских и материальных ресурсов. Учёт и тщательное изучение этих факторов необходим для построения рациональных схем использования этих ресурсов, налаживания и развития социальной, экономической и политической интеграции. После распада СССР в 1991 году объектами национального регионоведения в каждой из 15 бывших союзных республик частично вошли история, география и экономика ранее тесно связанных с ними территорий Союза ССР, которые теперь изучаются с точки зрения дальнейшего развития связей, формировавшихся между ними на протяжении десятков и сотен лет, в новом контексте международных дипломатических и экономических отношений.

По мнению некоторых учёных, регионоведение не является пока самостоятельной наукой. Так, В. А. Дергачёв и Л. Б. Вардомский относят его к комплексной дисциплине, изучающей социально-экономическое, политическое, культурное, этноконфессиональное, природное, экологическое развитие относительно целостных территориальных образований как в мире (макрорегионоведение), так и в пределах Российской Федерации (внутристрановое регионоведение)[1].

В системе государственных образовательных стандартов РФ специальности «Регионоведение» присвоен код 350300[2].

«Регионоведение» предполагает изучение различных учебных дисциплин:

  • язык изучаемого региона (страны)
  • историю изучаемого региона
  • культуру, литературу и религию изучаемого региона
  • этнологию изучаемого региона
  • экономику и экономическую географию изучаемого региона
  • социально-политическую систему изучаемого региона
  • международные отношения и внешнюю политику изучаемого региона
  • мировую экономику и международные отношения
  • мировое право
  • историю и теорию международных отношений
  • конституционное (государственное) право
  • международные интеграционные процессы и международные организации
  • региональные конфликты в современном мире
  • региональную и национальную безопасность
  • процессы формирования внешней политики и дипломатии
  • основные направления региональной политики РФ
  • муниципальное управление и местное самоуправление
  • государственную службу в регионе
  • дисциплины, учитывающие национально-региональный компонент.

Профессиональная деятельность регионоведа направлена на комплексное изучение того или иного региона (группы стран, отдельной страны) в разрезе: население, история и этнография, экономика и политика, наука; культура, религии, языки, литературы и традиции народов. От специалистов-регионоведов требуется умение разрабатывать научно обоснованные практические рекомендации для государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики; в том числе для организации научных, образовательных, информационных и культурных обменов, для развития торгово-экономического сотрудничества, дву- и многосторонних коммуникационных связей и т. п.[2]

По своей квалификации регионовед получает знания по сопутствующим, смежным и вспомогательным дисциплинам, что позволяет выпускникам с этим дипломом исполнять функции референта, эксперта, консультанта в данной области, переводчика (переводчика-референта) по языку (языкам) изучаемого региона (группы стран, отдельной страны) при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации[2].

Углублённое изучение регионоведения предполагается в контексте изучения международных отношений (в том числе политических, экономических и пр.).

США

Междисциплинарное регионоведение стали более распространённым в Соединенных Штатах Америки и в западной науке после Второй мировой войны. До этой войны в американских университетах было всего несколько преподавателей, которые преподавали или проводили исследования в незападном мире. Исследования за рубежом практически отсутствовали. После войны как либералы, так и консерваторы были обеспокоены способностью США эффективно реагировать на воспринимаемые внешние угрозы со стороны Советского Союза и Китая в контексте новой холодной войны, а также на последствия деколонизации Африки и Азии.

В связи с этим, Фонд Форда, то Фонд Рокфеллера и Корпорация Карнеги в Нью-Йорке провели ряд встреч, в ходе которых был достигнут широкий консенсус в отношении того, что для решения проблемы дефицита знаний США должны инвестировать в международные исследования. Участники утверждали, что крупные аналитические центры политологов и экономистов, ориентированные на международное развитие, являются национальными приоритетами. Однако существовали разногласия между теми, кто твердо считал, что вместо применения западных моделей социологи должны развивать культурно и исторически контекстуализированные знания о различных частях мира, тесно сотрудничая с гуманистами с одной стороны, и теми, кто считал, что социологи должны стремиться к разработке всеобъемлющих макроисторических теорий, которые могли бы установить связи между моделями изменений и развития в различных географических регионах с другой стороны. Первые стали сторонниками регионоведения, вторые-сторонниками теории модернизации.

Фонд Форда в конечном итоге станет доминирующим игроком в формировании программы регионоведения в Соединенных Штатах[7].

В 1950 году фонд учредил престижную Программу стипендий за рубежом (FAFP), первый крупномасштабный национальный конкурс в поддержку обучения в области регионоведения в Соединенных Штатах. С 1953 по 1966 год он предоставил 270 миллионов долларов 34 университетам для изучения регионоведения и языка. Кроме того, в течение этого периода фонд вкладывал миллионы долларов в комитеты, управляемые Советом по исследованиям в области социальных наук (SSRC) и Американским советом научных обществ (ACLS) для проведения семинаров, конференций и программ[8]. В конце концов, совместные комитеты SSRC-ACLS взяли на себя управление FAFP.

Закон об образовании в области национальной обороны 1957 года, переименованный в Закон о высшем образовании в 1965 году, выделил средства для примерно 125 учебных подразделений, основанных на университетах, известных как программы Национального центра ресурсов в университетах США, а также стипендии для аспирантов изучающих иностранные языки и регионоведение.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Дергачёв В. А., Вардомский Л. Б. Регионоведение. — 2-е изд.. — М.: Юнити-Дана, 2010. — ISBN 978-5-238-01732-7. (недоступная ссылка)
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Образовательный стандарт по специальности 350300 «Регионоведение» // Государственный образовательный стандарт.
  3. Покшишевский В. В. Место экономико-географического страноведения в системе географических наук // Изв. АН СССР. Сер. геогр., № 5. — М., 1960, № 5.
  4. Kimble, G.H.T. (1951): The Inadequacy of the Regional Concept, London Essays in Geography, edd. L.D. Stamp and S.W. Wooldridge, pp. 151—174.
  5. Schaefer, F.K. (1953): Exceptionalism in Geography: A Methodological Examination, Annals of the Association of American Geographers, vol. 43, pp. 226—245.
  6. Никитин А. О. Краеведение между исследованием и мифом // Пятые Яхонтовские чтения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Рязань, 14-17 октября 2008 г. / Отв. ред. И. Г. Кусова. — Рязань, 2010. — С. 21-43.
  7. Ellen Condliffe Lagemann, The Politics of Knowledge: The Carnegie Corporation, Philanthropy, and Public Policy (University of Chicago Press, 1992), p. 178.
  8. David L. Szanton, "The Origin, Nature and Challenges of Area Studies in the United States, " in The Politics of Knowledge: Area Studies and the Disciplines, ed. David L. Szanton (University of California Press, 2004), pp. 10-11.

Литература

Ссылки