Рахманиновская гармония

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Рахманиновская субдоминанта»)

Рахманиновская гармония (часто именуется также «рахманиновской субдоминантой») — диссонирующий аккорд, характерный для стиля С. В. Рахманинова. В научной литературе термин впервые использован советским музыковедом В. О. Берковым[1]. Подобно «Шубертовой шестой»[2][3] и «прокофьевской доминанте», относится к числу «именных» гармоний.

С. В. Рахманинов. Романс «О нет, молю, не уходи» (ор.4,№ 1). «Рахманиновская гармония» — во втором такте (g/b/cis/f). При разрешении в тонику — характерный ход на ум. 4 в вокальной партии.

Краткая характеристика

Рахманиновская гармония встречается только в миноре (классифицируется как характерный аккорд в системе миноро-мажора). По структуре представляет собой малый септаккорд с уменьшённой квинтой. Функциональные трактовки этого созвучия различны:

  1. Уменьшённый вводный терцквартаккорд с квартой (вместо терцового тона), разрешаемый непосредственно в тонику;
  2. Субдоминантовый септаккорд с заменным тоном (квинта септаккорда заменена увеличенной квартой);
  3. В рамках функциональной теории Ю. Н. Холопова (восходящей к Гуго Риману): большая субмедианта с секстой. Чаще всего в басу расположен именно секстовый тон, однако, есть и исключения (романс «О, не грусти по мне», т. 7).

Наиболее характерный оборот с участием этой гармонии — «рахманиновская гармония — тоника». Зачастую он связан с мелодическим ходом на уменьшённую кварту (тем самым подчеркивается наличие характерного интервала в составе рахманиновской гармонии): примеры — фортепианное трио № 2, ч. I, романс «О нет, молю, не уходи». Не всякое созвучие, совпадающее по звуковому составу с рахманиновской субдоминантой, воспринимается как «знак» стиля композитора (см., например, коду I части Второго фортепианного концерта). И наоборот, будучи выделена фактурно (Прелюдия gis-moll, ор. 32), ритмически или благодаря заметному положению в форме (например, в каденционных оборотах — см. пьесу «Мелодия» ор. 10, заключительный каданс), эта гармония мгновенно опознаётся именно как «рахманиновская».

Примечания

  1. Берков В. Рахманиновская гармония // Советская музыка, 1960, № 8.
  2. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. 2-е изд. СПб., 2003, с. 379.
  3. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969, с. 108.

Литература