Раушенберг, Роберт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Роберт Раушенберг
Robert Rauschenberg 1999.jpg
Имя при рождении Robert Milton Ernest Rauschenberg
Учёба Художественный институт в Канзас-Сити,
Академия Жюлиана в Париже,
Колледж Блэк-Маунтин в Северной Каролине
Стиль абстрактный экспрессионизм, поп-арт

Ро́берт Э́рнест Ми́лтон Ра́ушенберг (англ. Robert Milton Ernest Rauschenberg; 22 октября 1925, Порт-Артур, Техас — 12 мая 2008, остров Каптива, Флорида) — немецко- американский художник, представитель абстрактного экспрессионизма, а затем концептуального искусства и поп-арта, стоял у истоков создания модульного искусства, является создателем направления комбинированной живописи. В своих работах тяготел к технике коллажа и редимейда. В своих работах использовал мусор и различные отходы[1].

Биография

Внук немецкого иммигранта и индианки из племени чероки. Учился в Художественном институте в Канзас-Сити, затем в Академии Жюлиана в Париже и в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине, где его учителем был Джозеф Альберс. В 1949 году Раушенберг поселился в Нью-Йорке, начал работать оформителем витрин, посещал арт-школу Art Students League. С 1950 по 1953 год был женат на художнице Сьюзен Вейлль, с которой познакомился в Академии Жюлиана. В этом браке родился сын Кристофер, ставший фотографом. С 1954 по 1961 год жил вместе со своим бойфрендом — художником Джаспером Джонсом. Пара художников активно обменивалась идеями, участвовала в создании работ друг друга, но никогда не делала объекты с двойным авторством[2].

В 1951 году состоялась первая персональная выставка Раушенберга в галерее Бетти Парсонс, не имевшая успеха у критиков. В 1958 была организована его персональная выставка в галерее Кастелли, благодаря которой он стал известен. Был дружен с Джоном Кейджем, Мерсом Каннингемом, Саем Твомбли и Энди Уорхолом[2][3].

В 1970 году Раушенберг купил дом на острове Каптива  (англ.) неподалёку от побережья Флориды, который превратил в свою мастерскую.

В 1977 году в Музее изящных искусств в Вашингтоне открылась ретроспективная выставка художника, в которой он представил свои самые известные работы, затем последовало турне по США.

12 мая 2008 года Раушенберг скончался в своем доме на острове Каптива.

Творчество

Riding Bikes, Берлин, 1998

В начале 50-х годов Роберт Раушенберг прошёл через три стадии создания живописных работ[4]:

Автомобиль BMW 635CSi (1985), расписанный Раушенбергом
  • «Белая живопись» — на белом фоне изображены только черные цифры и некоторые фигуративные символы.
  • «Черная живопись» — на полотно наклеивались обрывки скомканных газет, и все это покрывалось черной эмалью.
  • «Красная живопись» — абстрактные живописные полотна в красных тонах частично с наклейками из газет, ржавых гвоздей, фотографий, шпагата и т. п.

В 1953 году Раушенберг стёр рисунок Виллема де Кунинга и выставил его под названием «Стёртый рисунок Де Кунинга», тем самым затронув вопрос о природе искусства.

С середины 50-х годов Раушенберг начинает создавать пространственные объекты, которые называет «комбинированными картинами»:

  • «Одалиска» (атласная подушка, чучело курицы, фотографии и репродукции, 1955—1958) (Музей Людвига, Кёльн).
  • «Кровать» (1955) — настоящая кровать Раушенберга, забрызганная краской и поставленная вертикально.
  • «Монограмма» (1955—1959, Стокгольмский музей современного искусства) — чучело барана с туловищем, продетым внутрь автомобильной шины.

В конце 50-х годов Раушенберг освоил технику фроттажа (натирания, введенную в искусство Максом Эрнстом ещё в 1925 году) для перевода журнальных или газетных фотографий на бумагу и другие поверхности. Раушенберг активно использовал её для создания графического цикла из 34 иллюстраций к «Аду» Данте в стиле поп-арта (1959—1960, Нью-Йоркский музей современного искусства).

В начале 60-х годов Раушенберг прекратил создавать «комбинированные картины». В 1962 году он освоил технику шелкографии и создал в ней ряд крупных произведений. Одна из картин этого ряда «Путь в небо» (Skyway, 1964, Музей искусств Далласа). На ней поп-культурные символы (например, американские астронавты) соседствуют с образами Рубенса.

В 1967 году он создает ещё одну программную графическую работу — огромную литографию с элементами шелкографии (182 x 89 см) Booster. Это самая большая из созданных когда-либо литографий.[4]

В 1970 году участвовал в создании Павильона Пепси для Всемирной выставки в Осаке[5]. Режиссером открытия был хореограф и художник Реми Чарлип.

В поздние 60-е и 70-е годы Раушенберг был вовлечен в сферу перформанса, хэппенингов и других театрализованных акций. Оформлял спектакли Триши Браун.

Признание

Литература

  • Томкинс К. Жизнеописания художников. — Москва: V-A-C press, 2013. — 272 p. — 1500 экз. — ISBN ISBN 978-5-9904389-2-7.

См. также

Примечания

  1. полутона — один ты никто ::: nobodylovesnoone?. Дата обращения: 19 мая 2009. Архивировано 21 мая 2013 года.
  2. 2,0 2,1 Томкинс К. «Жизнеописания художников». — М.: V-A-C press, 2013. — 272 с. — ISBN 978-5-9904389-2-7
  3. Биография Энди Уорхола (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 апреля 2013. Архивировано 9 мая 2013 года.
  4. 4,0 4,1 Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В. В. Бычкова.— М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — 607 с. (Серия «Summa culturologiae»)
  5. Ханс Ульрих Обрист. Краткая история кураторства. — Litres, 2017-05-30. — 329 с. — ISBN 9785457206267. Архивная копия от 27 июля 2018 на Wayback Machine

Ссылки