Рассказ неизвестного человека

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рассказ неизвестного человека
Жанр повесть
Автор Антон Павлович Чехов
Язык оригинала русский
Дата написания 1888, 1892
Дата первой публикации февраль-март 1893 года

«Рассказ неизвестного человека» — повесть А. П. Чехова. Одно из немногих произведений Чехова, действие которых происходит в петербургской номенклатурно-придворной среде. Начата в 1887 году, оставлена по цензурным соображениям[1], дописана в 1892 году, опубликована в журнале «Русская мысль» в № 2 и 3 (за февраль и март) 1893 года. После переработки включена в шестой том первого собрания сочинений Чехова.

Сюжет

Повесть начинается как ироническая версия «Анны Карениной»: в холостяцкий дом циничного, разуверившегося во всём петербургского чиновника Орлова без предупреждения въезжает его любовница Зинаида Фёдоровна Красновская, решившая порвать отношения с мужем. К ужасу холостяка, дама начинает наводить в квартире свои порядки, наполняя её запахами кухни и готовясь завести детей.

Рассказ ведётся от имени лакея Степана — на самом деле образованного дворянина, офицера флота в отставке, чья фамилия остаётся неизвестной. По поручению революционной организации он внедрился под видом лакея в дом Орлова, чтобы собирать сведения об его отце — крупном сановнике. Правда, оказавшись наедине с этим хилым стариком, на которого ведут охоту его единомышленники, рассказчик понимает, что не в состоянии совершить убийство.

Наскучив жизнью с Зинаидой Фёдоровной и не решаясь порвать с ней, Орлов всё чаще скрывается у своих друзей, заверяя её, что всё это время проводит в длительных командировках. Возмущённый обманом, рассказчик пишет Орлову обличительное письмо, открывает Зинаиде Фёдоровне (которая ждёт от Орлова ребёнка) глаза на происходящее и увозит её в Венецию, а потом на Лазурный берег.

Зинаида Фёдоровна, прежде идеализировавшая Орлова, теперь видит исключительного, необыкновенного человека, посвятившего свою жизнь служению идее, уже не в нём, а в рассказчике. Лишь постепенно она понимает, что рассказчик, как и Орлов, — инертный человек, разочарованный как в своей миссии, так и вообще в жизни. На сходство с Орловым указывает и сам рассказчик в своём письме к нему.

После родов Зинаида Фёдоровна умирает — предположительно приняв яд и не видя для себя никаких перспектив в обществе слабых, никчёмных мужчин. Рассказчик, который смертельно болен чахоткой, берёт на себя заботу об её дочери. Осознавая близость смерти, он встречается с Орловым и просит его позаботиться о девочке. Вальяжный барин и его бывший лакей обсуждают своё роковое сходство и смысл жизни.

История создания

Идея повести о революционере, который внедряется в дом петербургского чиновника, посетила Чехова в конце 1880-х годов. Основная часть произведения под рабочим названием «В восьмидесятые годы» была написана в 1888 году. Автор заранее предполагал, что произведение не пропустит цензура. Писатель вернулся к идее в 1891 году, назвав будущее сочинение «Рассказ моего пациента». В мае 1893 года в своем письме он сообщил писательнице Любови Гуревич, что пишет «произведение без намерения его издать».

Замысел произведения, героем которого стал террорист, в 1880-е годы был злободневен. В то время ещё продолжалась деятельность революционной народнической организации «Народная воля», несмотря на разгром руководства организации в 1881 году, после цареубийства. В апреле 1887 года проходил процесс над А. И. Ульяновым и его товарищами, казнёнными в мае того же года. В июне 1887 года состоялся процесс над народовольцами Г. А. Лопатиным и поэтом П. Ф. Якубовичем. Советская критика гипертрофировала эту сторону повести, хотя о тайной организации в ней упоминается всего несколько раз (и то впроброс).

При жизни Чехова «Рассказ неизвестного человека» был переведён на сербохорватский язык. Для собрания сочинений Чехов подверг повесть серьёзной переработке.

Критика

А. В. Амфитеатров и Л. Н. Толстой отозвались о повести отрицательно[2]. Революционно настроенные критики (начиная с А. В. Луначарского) жалели, что Чехов не показал активно действующих героев[3]. С. А. Венгеров сетовал, что Чехов «сводит к какому-то пустому месту революционное движение, но ещё злее выставлена среда противоположная»[4]. Высокие оценки произведению дали Николай Лесков[2] и Луи де Берньер[5][6].

Повесть выделяется среди чеховских произведений сатирической обрисовкой столичных чиновников. В петербургских главах обыгрываются отдельные мотивы произведений Достоевского (который прямо упомянут в тексте). В итальянских главах есть сходство с повестями Тургенева, что признаёт и сам рассказчик[7]. По традиции, идущей от Тургенева, в «Рассказе неизвестного человека» присутствует эпилог, где рассказывается о судьбе основных персонажей после смерти главной героини.

Помимо шаблонности ситуации quid pro quo, литературоведы (в частности, П. Бицилли) обращали внимание на многочисленные мелодраматические ситуации и устарелые приёмы, характерные для авантюрной прозы викторианской эпохи[8]. В то же время Чехов, новаторски используя поэтику умолчания, выявляет ненадёжность рассказчика, который до последних страниц умалчивает о своём экзистенциальном кризисе и о своей любви к Зинаиде Фёдоровне[9].

Адаптации

В конце 1960-х — начале 1970-х режиссёр Г. С. Соколов поставил на сцене Театра имени Гоголя спектакль по повести, взяв на главную роль Александра Пашутина. Спектакль имел успех и впоследствии вошёл в репертуар Театра имени Владимира Маяковского[11].

В 2018 году Анатолий Васильев поставил «Неизвестного» в Национальном театре Страсбурга; спектакль также шёл на сцене парижского театра MC93 Bobigny[12].

Примечания

  1. Без любви весь мир – пустыня - Борис Дрозд - Google Books. Дата обращения: 4 сентября 2021. Архивировано 4 сентября 2021 года.
  2. 2,0 2,1 Чехов А. П. Полное собрание сочинений. Т. 8. М.: Наука, 1977. С. 479.
  3. Рассказ неизвестного человека. Дата обращения: 7 июня 2017. Архивировано 5 мая 2017 года.
  4. Венгеров С. А. Антон Чехов. Литературный портрет. // Вестник и библиотека самообразования, 1903, № 33.
  5. Anton Chekhov. Forward // The Story of a Nobody (англ.). — Hesperus Press Limited, 2002. — P. 9-10. — ISBN 1-84391-003-9.
  6. Tony McKibbin. Moral Circumferences (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 апреля 2017. Архивировано 28 июня 2017 года.
  7. Отсылка к тургеневской повести «Несчастная»: «Когда она сидела таким образом, стиснув руки, окаменелая, скорбная, мне представлялось, что оба мы участвуем в каком-то романе, в старинном вкусе, под названием „Злосчастная“, „Покинутая“ или что-нибудь вроде».
  8. Lib.ru/Классика: Бицилли Петр Михайлович. Творчество Чехова. Дата обращения: 5 сентября 2021. Архивировано 23 января 2021 года.
  9. П. М. Бицилли: «Самое главное в этом рассказе, самое существенное — иначе зачем бы ему было быть написанным — это, конечно, духовный кризис „неизвестного“; но как, почему он случился, в чем состоял, каким путем этот человек к нему пришел — можно легко себе представить, что бы сделал из этого Достоевский! — обо всем этом герой не сообщает, в сущности, ровно ничего». Цит. по: Бицилли П. М. Трагедия русской культуры: исследования, статьи, рецензии. М., 2000. С. 301.
  10. Рассказ неизвестного человека. // Мосфильм. Дата обращения: 14 июня 2018. Архивировано 14 июня 2018 года.
  11. Александр Пашутин. // Россия-1. Дата обращения: 14 июня 2018. Архивировано 14 июня 2018 года.
  12. Разметка страсти | Colta.ru. Дата обращения: 5 сентября 2021. Архивировано 5 сентября 2021 года.