Распятие (декоративно-прикладное искусство)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис


Резное деревянное распятие, Оропа (Италия)

Распятие — крест, изображение Распятия Иисуса Христа, как правило, скульптурное или рельефное. Появилось в конце VII века, после того как Трулльский собор (691—692 годы) категорически запретил изображения агнца на кресте и постановил, чтобы Христа изображали в центре креста человеком, а не агнцем[1][2].

Будучи одним из главных символов христианской церкви, является важной частью декоративного убранства храмов. Особенной натуралистичностью в изображении страданий и ран Христа отличаются испанские распятия эпохи барокко.

Религия

Золотой вестготский крест, V—VIII века

Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным и обязательным символом христианской религии. Это изображение, называемое «распятием», обязательно присутствует в местах богослужений, а также у верующих дома и в качестве нательного креста, в знак веры и верности Христу, принадлежности Церкви Христовой, а также служит средством благодатной защиты[3].

Иконография

Прообразом для распятия является Истинный Крест Господень — Животворящий Крест. Оно изготавливается как с прибитым к нему Иисусом Христом, так и ещё (или уже) пустым. Часто у основания креста изображают череп и кости, в напоминание о том, что Христос был распят на Голгофе, что в переводе значит «череп». Так же это символизирует череп Адама, похороненного, по преданию, на Голгофе.[4] В изобразительном искусстве изображение главы Адама, омываемой кровью Иисуса, известно с IX века.[5]

На больших храмовых изображениях распятия с двух сторон от креста изображаются Богородица и апостол Иоанн Богослов, стоявшие, согласно Евангелию во время казни у самого креста («Распятие с предстоящими»). На крестчатом нимбе Спасителя обязательно присутствуют три греческие буквы (ὁ), (ὤ), Ν (ν): (др.-греч. ὁ ὤν — это имя существительное означает Сущий — Исх. 3:14).

История сложения типа

В первые века христианства кресты делались без изображения Христа. Собственно распятия впервые появляются в V—VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (ср. с типологией Распятие Христа-Царя), — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа.[6]

Различия в католической и православной традициях

Отличительным признаком обычного католического Распятия после XII—XIII века являются скрещённые и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа. В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём. («С древнейших времён кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздём. Изображение Христа со скрещёнными ступнями, пригвождёнными одним гвоздём, впервые появилось как новшество на Западе во второй половине XIII-го века»[6].)

В православном распятии раскинутые руки Спасителя изображаются прямыми, а не провисающими под тяжестью умирающего тела, отсутствуют натуралистические следы страданий Христовых. Также на православном Распятии ладони Христа обычно открыты. Вопрос о недопустимости изображения согнутых пальцев Христа под католическим влиянием поднимал в 1553 году дьяк Висковатый и, хотя дьяк был осуждён за рассуждения об иконописи, доводы о необходимости изображения открытых ладоней были признаны верными, и спорные иконы были переписаны.

Изображения тернового венца в православной традиции, в отличие от католической, встречается редко (например, на пасхальных артосах).

В то же время, в католической традиции распространены и продолжают широко почитаться старые распятия романского и «византийского» типа с четырьмя гвоздями. Среди них наиболее известен крест святого Дамиана, перед которым, по преданию, молился Франциск Ассизский, когда услышал призыв от Бога. Он, однако, является типичным примером итальянского распятия-иконы XII-ΧΙIΙ века, представленным многими образцами[7].

С другой стороны, традиция изображать Распятие Христово с одним гвоздём в ногах распространяется с XIII века не только на католическом Западе но, и в Синайской Православной Церкви, где существует до сих пор. Синайские иконы такого типа распространены во всём православном мире.

Свои отличительные особенности имеют распятия в старообрядческой традиции, а внутри неё — между поповцами и беспоповцами.

Формы крестов

Памятник в виде кельтского креста

Хотя существует множество типов крестов, традиционно самыми распространёнными являются «латинские» или «православные» распятия, украшаемые фигурой Христа. Кресты нестандартной формы, например, каменный кельтские кресты или хачкары обычно украшаются орнаментами и не несут фигуративного изображения, де факто не являясь «распятиями».

Виды распятий

Накупольный крест, Кунгур

Накупольный крест

Крест, увенчивающий купол или шпиль храма, традиционно называется накупольным или же надглавным. Накупольный крест отражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения[8]. В православной церкви на куполах используются восьмиконечные кресты (реже — четырёхконечные). В основании креста может помещаться полумесяц (цата), который в Византийской империи был государственным знаком. На Руси первые накупольные кресты с полумесяцами известны по церкви Покрова на Нерли (1165) и Димитриевскому собору во Владимире (1197). В христианстве полумесяц символизирует Богородицу[9]. В богословских толкованиях полумесяц может означать также вифлеемские ясли, потир, крещальную купель[8].

Известны накупольные кресты, на которых, кроме полумесяца, изображены 12 звезд, образующих описанный в Откровении Иоанна Богослова образ Жены, облечённой в солнце (Откр. 12:1).

Наперсный крест

Кресты нательные; № 1-2 — современная работа, № 3 — позеленевший, реплика древнерусского крестика, найденного в раскопках

Наперсный (или нагрудный) крест — распятие, носимое представителем духовенства «на персях», то есть на груди. Одно из первых, дошедших до нас упоминаний о таком кресте содержится в сочинениях Симеона, архиепископа Солунского:

Крест, висящий у архиерея на груди, означает печать и исповедание веры, а что он висит на груди и этим означает исповедание от всего сердца.

Кресты-мощевики, или кресты-энколпионы (от греческого «энколпион» — недро) — складные двухстворчатые кресты, или ковчежцы в форме креста с вложенными в них святынями. Являются одной из самых старых форм наперсных крестов, появившихся на Руси.[10] Церковным Собором 1675 года было установлено ношение наперсного креста первоначально только Патриарху и Митрополитам, позднее такой крест, наряду с панагией, возлагался на всех архиереев. В настоящее время, как архиерейская панагия, так и архиерейский крест могут быть и без святых мощей. В 1742 году указом императрицы Елизаветы Петровны наперсные кресты стали отличием всех архимандритов. Император Павел указом от 18 декабря 1797 года повелел возложить кресты на всех священников.[10]

Разделяют:

Разновидностью наперсного креста является нательный крестик. Нательный крест, «тельник» — распятие маленького размера, обычно получаемое человеком во время обряда крещения от крестных родителей. Носится под одеждой, не напоказ.[11] Нательный крест надевается на крещаемого во исполнение евангельских слов: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). В русской православной традиции на обороте нательного креста обыкновенно помещают надпись «Спаси и сохрани».

Напрестольный крест

Напрестольный крест, XVIII век

Напрестольный крест — в Православной церкви распятие, хранящиеся вместе с Евангелием и антиминсом на престоле в алтаре храме.[12] Упоминают разделение на аналойные и воздвизальные.[13]

Многие напрестольные кресты являются произведениями ювелирного искусства, в некоторые из них, например, крест Евфросинии Полоцкой , помещают частицы мощей святых.

Надалтарный расписной крест в интерьере, базилика Сан-Франческо в Ареццо

Надалтарный крест

Надалтарный крест — элемент декоративного убранства храма, вешался на стену над алтарём либо свободно крепился к потолку над ним. Более характерен для западных храмов.

Расписной крест — редкий пример расписного распятия, распространённый в Средневековой Италии.

Канун

В православных храмах распятие с предстоящими помещают на канунах — прямоугольных подсвечниках в виде столика.[14] На него ставят свечи об упокоении, а также кладут приношения для поминовения усопших (кутия, хлеб, и т. п.). Перед канунами совершают панихиды.

Крестный ход с несением креста

Выносные кресты

Кресты, носимые в крестных ходах. В православных храмах он именуется также запрестольным, так как хранится в алтаре у восточной стены вместе с запрестольной иконой.

См. также Преднесение креста — привилегия предстоятелей православных церквей.

«Голгофы»

«Голгофа», Германия

В западной Европе, в особенности во Франции, нередко можно встретить скульптурные группы, возвышающиеся вдоль дороги. Они называются Calvaire («кальвэр»), то есть «Голгофа». Такие придорожные кресты могут включать как полный набор действующих лиц сцены Распятия, то есть три креста с Иисусом и двумя разбойниками и Иоанном и Девой Марией у подножья, так и состоять из единственного креста.

Придорожный крест

Придорожный крест, Австрия

Более простой вариант предыдущего типа. Часто ставились на перекрёстках. Характерны для русского Севера, также как и для многих других регионов[15]. В русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечой внутри. Их называли также «голубцами».

  • Может обозначать одинокую могилу или место гибели.
  • Может быть поставленным по обету («обетные кресты»)
  • Может обозначать, что на этом месте прежде находилась церковь, ныне разрушенная (кресты-заместители храма). Место, где наоборот, храм будет построен, обозначается закладным крестом.
  • Они могли быть межевыми крестами — ими отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий. Сакральное предназначение — напомнить или предоставить возможность путникам помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу.
  • Приметные кресты служили ориентиром для мореплавателей[16].

С. В. Гнутова перечисляет по-другому: «существовали кресты поклонные (каменные и деревянные), стоявшие на развилках дорог в придорожных часовнях, а иногда и у церквей; кресты памятные и намогильные, в средокрестии которых часто вставлялись медные иконки»[13].

Примеры:

Надгробный крест

Кладбище, Швеция

Надгробный крест — тип могильного памятника, часто встречающийся на кладбищах. Устанавливается как символ того, что «тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием».[17] Крест помещают у ног усопшего так, чтобы распятие было обращено к его лицу.

Наградной крест

Награда (орден) в виде креста, по сути к распятиям не относится.

Примечания

  1. Крест Иисуса Христа и его изображения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Henry Normand. Dictionnaire des symboles universelles. — Париж: éd. Dervy, 2012. — Т. 1. — С. 31. — 340 с.
  3. Статья Крест нательный на сайте православной энциклопедии Азбука Веры.. Дата обращения: 2 февраля 2019. Архивировано 3 февраля 2019 года.
  4. Слово о крестном древе. Дата обращения: 31 мая 2009. Архивировано 12 марта 2008 года.
  5. М. С. Желтов, Н. В. Квливидзе. Адам // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 280-283. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  6. 6,0 6,1 История развития формы креста. Дата обращения: 7 декабря 2007. Архивировано 8 июня 2008 года.
  7. Итальянские распятия XIII века. Наследие Византии. Дата обращения: 15 мая 2012. Архивировано 26 апреля 2017 года.
  8. 8,0 8,1 Полумесяц в основании Креста? Архивная копия от 21 мая 2010 на Wayback Machine на сайте Православие и мир.
  9. Успенский Б. А. Солярно-лунная символика в облике русского храма Архивная копия от 7 сентября 2018 на Wayback Machine // Успенский Б. А. Крест и круг : Из истории христианской символики. — М.: Языки славянских культур, 2006. — С. 225—258.
  10. 10,0 10,1 «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…». Дата обращения: 29 мая 2009. Архивировано 9 сентября 2017 года.
  11. Русские нательные кресты. История и традиции. Дата обращения: 29 мая 2009. Архивировано 31 марта 2022 года.
  12. Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории : XVIII — начало XX в. М., 2003. С. 472. ISBN 5-224-04008-6
  13. 13,0 13,1 Медная мелкая пластика Древней Руси (типология и бытование). Дата обращения: 29 мая 2009. Архивировано 18 февраля 2009 года.
  14. Канун. Дата обращения: 15 октября 2009. Архивировано 18 сентября 2010 года.
  15. Н.М Теребихин РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ТОПОГРАФИЯ РУССКОГО СЕВЕРА. Крест // МЕТАФИЗИКА СЕВЕРА (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 мая 2009. Архивировано 12 октября 2008 года.
  16. Поклонные кресты. Дата обращения: 29 мая 2009. Архивировано 8 июня 2009 года.
  17. Как относиться к могиле православного христианина

Литература

  • Крест в России : Альбом / Авт.-сост. С. В. Гнутова. М. : Изд-во «Даниловский благовестник», 2004