Раса господ

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Неоклассическая скульптура Арно Брекера 1939 года Die Partei (Партия), стоявшая у одного из входов в Рейхсканцелярию, спроектированную Альбертом Шпеером, в Берлине. Скульптура отражает «желательные» «нордические» расовые характеристики

«Раса господ» (нем. Herrenrasse, также «народ господ» — «Herrenvolk», представители — Herrenmenschen[1][2]) — псевдонаучная концепция в рамках нацистской расовой теории[3], согласно которой «арийская раса» считается вершиной «расовой иерархии»[4].

По мнению философа Фридриха Ницше, «арийцы» представляют собой прирождённую «расу господ», призванную править другими. Идеалом он считал индийских брахманов, которые чуждались низкорожденных[5].

Создатели ариософии, оказавшей влияние на идеологию нацизма, австрийские оккультисты Гвидо фон Лист и Йорг Ланц фон Либенфельс, развивали идеи о борьбе между «арийской расой господ» и «расой рабов» и о прародине «арийцев» на утонувшем полярном острове Арктогее[6].

«Арийцами» назывались древние индоевропейцы, рассматриваемые как отдельная раса, а из современных народов — немцы и родственные им германские народы, которые, согласно нацистской идеологии, являются наиболее «расово чистыми» существующими народами «арийского происхождения»[7][8].

Нацистский расовый теоретик Ханс Гюнтер утверждал, что «европейская раса» включает пять подтипов: «нордический», средиземноморский, динарский, альпийский и восточно-балтийский[9]. Гюнтер использовал нордицистскую концепцию, согласно которой «нордиды» были высшими представителями расовой иерархии этих пяти подтипов[9]. В своей книге «Расовая наука немецкого народа  (англ.)» (1922) Гюнтер писал, что немцы представлены всеми пятью европейскими подтипами, но подчёркивал их сильное нордическое наследие[10]. Он определял каждый расовый подтип в соответствии с общим физическим обликом и психологическими качествами, включая «расовую душу» — со ссылкой на эмоциональные черты и религиозные убеждения. Он приводил детальную информацию о цвете волос, глаз и кожи, строении лица[10]. Гюнтер предоставил фотографии немцев, идентифицированных как представители «нордического подтипа», из таких мест, как Баден, Штутгарт, Зальцбург и Швабия; а также немцев, которых он идентифицировал как представителей альпийского и средиземноморского подтипа, особенно из Форарльберга, Баварии и Шварцвальда в Бадене[10]. Адольф Гитлер читал «Расовую науку немецкого народа», что повлияло на его расовую политику[11].

На Гитлера существенно повлиял Альфред Розенберг, и, как считается, многое в «Майн кампф» Гитлера было пересказом его идей. Книга Розенберга «Миф двадцатого века» (1930) была для нацистов второй по важности после «Майн кампф»[12][13][14].

Розенберг заявлял о необходимости заново переписать мировую историю, стержень которой он видел в вечной борьбе между расами. Все крупнейшие достижения мировой культуры он относил к людям «нордической крови» и осуждал нынешний упадок германской культуры, которую разрушал либерализм. Розенберг связывал творческий дух с расой и отрицал его наличие у тех, кто происходил от смешанных браков[15]. Розенберг рассматривал расу и народ как органическое единство души (народного духа) и тела, при котором сам образ мышления человека определялся строением его тела. Учение включало понятие «расовой души». Культуре, тесно связанной с народом, также приписывалась расовая мистическая основа, а национальному характеру — неизменность[16][17]. Эти идеи обосновывали концепцию тоталитарного режима, сознательно ограничивавшего себя одним идеалом, одной политической партией и одним фюрером[12].

Розенберг разделял популярную в начале XX века гипотезу австрийского инженера Ханса Хёрбигера о смене земных полюсов, и считал, что в далёком прошлом климат северных широт был значительно мягче. Там существовал обширный континент, связываемый им с легендарной Атлантидой, где возникла одарённая раса голубоглазых и белокурых культуртрегеров-«арийцев». После того, как древний континент ушёл под воду, эта раса распространила свою высокую культуру, включая первую письменность, по всему миру, создавая известные древние цивилизации. Богами «арийцев» были златокудрый Аполлон и воинственная Афина Паллада[15]. Примордиальный культурный центр на далёком Севере был центральной идеей мистического Общества Туле, с которым Розенберг был связан в 1919—1920 годах[18]. С этим обществом также были связаны многие другие ключевые фигуры будущей НСДАП. Главным мифом Розенберг считал солнечный миф, который, по его мнению, происходил с далёкого Севера, где сезоны года были ярко выражены и значение солнечного тепла и света осознавалось особенно явственно[16]. Затем, по Розенбергу, азиатские расы перешли в наступление из своих центров в Малой Азии, и последовал упадок «нордической расы», причиной которого было межрасовое смешение, согласно одной из основных идей расизма, порождающее неполноценное выродившееся потомство. Это смешение произошло, потому что «арийцы» ввели демократические порядки — послабления в отношении рабов, эмансипацию женщин, помощь бедноте. «Арийские» небесные боги в его книге выступали против малоазийских земных богов. Упадок «нордической расы» также определяла смена прежних светлых патриархальных богов на привнесённые из Азии образы богинь со змеями[15].

Славяне, цыгане и евреи были определены как неполноценные в расовом отношении «неарийские» «недочеловеки», по причине чего они считались угрозой для «арийской», или «германской расы господ»[19]. Идея нацистов, что славяне являются «низшими неарийцами», была частью планов по созданию «жизненного пространства на Востоке» для немцев и других германских народов в Восточной Европе, инициированных во время Второй мировой войны по «генеральному плану Ост». Миллионы немцев и других германских поселенцев должны были быть перемещены на завоеванные территории Восточной Европы, в то время как десятки миллионов славян предполагалось уничтожить, переселить или обратить в рабство[20], за исключением небольшого числа местных жителей, которые считались неславянскими потомками германских поселенцев и, таким образом, подходили для германизации[21].

Высказывания о немцах как о «расе господ» принадлежат, в частности, нацистским чиновникам различного ранга. Так, рейхскомиссар Украины Эрих Кох 5 марта 1943 года заявил[22]:

Мы народ господ и должны жёстко и справедливо править. Я выйму из этой страны всё до последнего. Мы должны осознавать, что самый мелкий немецкий работник расово и биологически в тысячу раз превосходит местное население.

Примечания

  1. Meir, 1972, pp. 331—360.
  2. На русский язык Herrenmenschen переведено описательно: «представители расы господ» (Ремарк, Эрих Мария. Ночь в Лиссабоне. Deutscher Bücherbund, 1966 / Пер. с нем. Ю. Плашевский).
  3. Шнирельман, 2015, том 1, с. 309.
  4. Bryant, 2001.
  5. Figueira, 2002, pp. 58—60.
  6. Гудрик-Кларк, 1995, с. 65—66.
  7. Национал-социализм — статья из БРЭ, 2013, с. 178.
  8. Longerich, 2010, p. 30.
  9. 9,0 9,1 Bruce David Baum. The Rise and Fall of the Caucasian Race: A Political History of Racial Identity. New York, New York, USA; London, England, UK: New York University Press, 2006. P. 156.
  10. 10,0 10,1 10,2 Anne Maxwell. Picture Imperfect: Photography and Eugenics, 1870—1940. Eastbourne, England: UK; Portland, Oregon, USA: Sussex academic press, 2008, 2010. P. 150.
  11. John Cornwell. Hitler’s Scientists: Science, War, and the Devil’s Pact. Penguin, Sep 28, 2004. [1] Архивная копия от 28 мая 2020 на Wayback Machine, p. 68.
  12. 12,0 12,1 Viereck, Peter. Metapolitics. The roots of the Nazi mind. N. Y.: Capricorn Books, 1965. P. 219, 229, 230—231, 243, 252, 273—274.
  13. Лакер У. Россия и Германия. Наставники Гитлера. Вашингтон: Проблемы Восточной Европы, 1991. С. 102—114.
  14. Gugenberger, Eduard & Schweidlenka, Roman. Die Fäden der Nornen. Zur Machtder Mythen in politischen Bewegungen. Wien: Verlag für Gesellschaftskritik, 1993. S. 153—154.
  15. 15,0 15,1 15,2 Шнирельман, 2015, том 1, глава 3 Нацистский след, раздел «Нордический миф» Альфреда Розенберга, с. 75—82.
  16. 16,0 16,1 Chandler, A. R. Rosenberg’s Nazi myth. N. Y.: Greenwood Press, 1968. P. 6, 18—22, 27, 30—31, 42, 70.
  17. Wiwjorra, Ingo. German archaeology and its relation to nationalism and racism // Margarita Diaz-Andreu, Timothy Champion (eds.). Nationalism and archaeology in Europe. London: UCL Press, 1996. P. 168.
  18. Cecil, R. The myth of the Master Race: Alfred Rosenberg and Nazi ideology. London: B. T. Batsford, 1972. P. 19, 22, 61—63, 82—83, 90-92, 187—190.
  19. Longerich, 2010, p. 241.
  20. Joseph W. Bendersky. A concise history of Nazi Germany, Plymouth, England, UK: Rowman & Littlefield Publishers Inc., 2007. p. 161—162.
  21. Janusz Gumkowski and Kazimierz Leszczynski. Hitler's Plans for Eastern Europe. Warsaw, Poland: Polonia Publishing House. Архивировано 6 ноября 2011 года.
  22. Hans-Erich Volkmann (Hrsg.), Das Russlandbild im Dritten Reich («Образ России в Третьем рейхе»). Koln, 1994. S. 43.

Литература