Рамсей, Бертрам

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бертрам Хоум Рамсей
англ. Bertram Home Ramsay
Admiral Sir Bertram Ramsay TR2626.jpg
Дата рождения 20 января 1883(1883-01-20)
Место рождения Лондон, Великобритания
Дата смерти 2 января 1945(1945-01-02) (61 год)
Место смерти Париж-Орли (аэропорт), Иль-де-Франс, Франция
Принадлежность  Великобритания
Род войск Naval Ensign of the United Kingdom.svg Британский флот
Годы службы 18981938
19401945
Звание Адмирал
Сражения/войны

Первая мировая война

Вторая мировая война

Награды и премии
В отставке с 1938 по 1940

Бертрам Хоум Рамсей (англ. Bertram Home Ramsay; 20 января 1883, Лондон — 2 января 1945, Париж-Орли (аэропорт), Иль-де-Франс, Франция) — британский адмирал (1943), крупный военно-морской начальник второй мировой войны.

Биография

Бертран Хоум Рамсей родился 20 января 1883 года во дворце Хэмптон-корт расположенном на берегу Темзы в лондонском предместье Ричмонд-на-Темзе.

В 1898 году он поступил на британский военный флот кадетом .

Во время Первой мировой войны дослужился до чина коммандера (1916), командовал эсминцем в Дуврском патруле и у Бельгийского побережья.

В 1935 году получил чин контр-адмирала, был назначен начальником штаба Флота метрополии.

С 1938 года Рамсей попал в списки отставников.

С началом Второй мировой войны возвратился на службу.

В 1940 году командовал военно-морской базой в Дувре. За организацию операции «Динамо» Рамсей стал командором ордена Бани.

Летом 1942 года, Рамсей как начальник английских военно-морских сил участвовал в подготовке плана вторжения в Нормандию, руководить которым назначили Д. Эйзенхауэра, но выполнение этого плана было перенесено на будущее.

В январе 1943 года Рамсею досталась непростая задача скоординировать действия 5 британских соединений, которые выходили из портов Ближнего Востока, с Мальты и даже прямо из Англии. Следовало доставить, высадить на Сицилию и обеспечить всем необходимым 115 тысяч английских солдат. В ходе операции «Хаски» впервые для ускорения высадки применялась перевозка части войск по морю непосредственно на десантных судах. В начале июля Рамсей со штабом прибыл на Мальту. 4 июля последовал приказ начать операцию «Хаски». За успешную высадку Рамсей получил Командорский крест Британской империи.

В октябре 1943 года союзники избрали Рамсея главнокомандующим морскими силами при высадке в Европе. Он был произведён в адмиралы. Рамсей смог все силы и опыт отдать подготовке операции «Нептун»; так назвали 7 сентября морскую часть операции «Оверлорд» по высадке в Нормандии.

8 мая 1944 года Эйзенхауэр назначил день высадки – 5 июня. 23 мая предварительный приказ получили все флотские штабы в Великобритании, после чего началось тщательно подготовленное сосредоточение кораблей и судов в исходных пунктах. 25 мая верховный командующий утвердил дату высадки, и Рамсей приказал капитанам кораблей вскрыть пакеты с инструкциями. После этого для сохранения тайны было прекращено сообщение судов с берегом. 1 июня адмирал принял командование всеми силами операции «Нептун» и руководил ими с командного пункта возле Портсмута. К утру 4 июня корабли и суда находились либо в море, либо в готовности. Плохие погодные условия заставили Эйзенхауэра отложить высадку на сутки. Система была отлажена так хорошо, что все конвои вернули сигналами по радио; лишь за одним пришлось послать корабль. Предсказанное синоптиками улучшение погоды побудило принять решение проводить операцию, ибо в противном случае её пришлось бы перенести на несколько недель. Рамсей в ходе дискуссии по поводу решения, отменять ли высадку, занял нейтральную позицию. Он сказал, что в дурную погоду можно справиться с управлением судами, однако сложно будет вести огонь из орудий с качающихся кораблей. Плохая погода, как и у Сицилии, позволила обеспечить внезапность высадки, ибо противник не ожидал вторжения и даже германская патрульная авиация была отозвана. Несмотря на высокий уровень воды, не позволивший уничтожить все подводные препятствия, десантные войска при поддержке огня многочисленной артиллерии, включая пушки с борта судов, при полном господстве на море и воздухе были высажены со сравнительно небольшими потерями. Сначала береговые батареи атаковала стратегическая, затем – тактическая авиация, далее на берег обрушился огонь линкоров и других артиллерийских кораблей поддержки.

Отряды прикрытия отразили попытки германских подводных лодок, торпедных катеров и эсминцев нанести удар по конвоям. Больший ущерб нанес шторм в середине июня, который вывел из строя одну искусственную гавань и затянул до 19 июля постройку другой. Тем не менее выгрузка на берег продолжалась. Было решено в отлив оставлять десантные суда на берегу, чтобы разгружать их прямо на суше. Так как к концу июня положение в районе высадки стабилизировалось, штаб-квартира Рамсея была переведена с корабля на берег – в Курсель. Морская боевая часть операции завершалась. Однако корабли флота участвовали в обстрелах побережья. Флот занимался восстановлением разрушенных французских портов, которые обеспечивали потребности армии в грузах. 5 июля на плацдарм высадился миллионный солдат. Значительная часть кораблей, участвовавших в операции «Нептун», направлялась на Средиземное море для доставки десанта на юг Франции. В отчете Рамсей отметил, что высадка была проведена в соответствии с планом. Сказалась не только работа над плановыми документами, но и упорная боевая подготовка, тренировка моряков и войск. Немалую роль сыграл и сам адмирал Рамсей, ибо победу обеспечило господство флота на море и авиации в воздухе. Так как германское командование начало подвергать морские перевозки атакам торпедных катеров и других военных судов, Рамсей создал эскадру из малых артиллерийских кораблей, которая днем у берега поддерживала армию, а вечерами патрулировала якорные стоянки, отбивая атаки неприятельского флота. Германский флот потерял в Ла-Манше с 1 июля по 4 августа 9 подводных лодок. Успехи противника оказались невелики.

4 сентября союзники заняли Антверпен. Порт почти не пострадал, и Рамсей считал, что необходимо очистить от немцев устье Шельды и взять остров Валхерн, чтобы Антверпен стал основным центром снабжения войск, уже страдавших от недостатка боеприпасов. 10 сентября Объединенный комитет начальников штабов убедил Эйзенхауэра в необходимости порта, но лишь в октябре Рамсей смог побудить Монтгомери принять меры для его открытия. В конце октября Рамсей подготовил операцию по взятию Валхерна. 1 ноября специально подготовленная бригада морской пехоты была на десантных судах высажена на остров, и 8 ноября гитлеровцы на Валхерне капитулировали. 26 ноября после расчистки русла первый транспорт прибыл в Антверпен, ставший главной базой снабжения армий союзников.

2 января 1945 года Рамсей погиб в авиакатастрофе под Парижем. Союзники высоко оценивали заслуги адмирала в организации десантных операций, признавая его превосходство в этом виде действий. Эйзенхауэр писал о флотоводце: «Рамсей был знающим командиром — мужественным, изобретательным, обладающим неисчерпаемым запасом энергии. Более того, все мы знали его как полезного и общительного человека, хотя иногда смеялись между собой над его педантичностью, с какой он соблюдал традиции английского военно-морского флота как главного вида вооруженных сил».

В 1945 году моряка посмертно наградили американским орденом «За заслуги». Рамсей не дожил до победы, но сыграл существенную роль в её достижении.

Награды

Литература

  • Barnett, Correlli. 1991. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War. Norton & Company. London.
  • Woodward, David. 1957.Ramsay at War. The Fighting Life of Admiral Sir Bertram Ramsay. — London: W. Kimber.

Ссылки