Ралль, Гюнтер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гюнтер Ралль
Bundesarchiv Bild 146-1990-021-09A, Günther Rall Recolored.jpg
Принадлежность Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Третий рейх (до 1945),
 ФРГ
Род войск Нацистская Германия люфтваффе
Bundeswehr Kreuz.svg люфтваффе
Годы службы 1936—1945
1956—1975
Звание майор (люфтваффе)
генерал-лейтенант (бундесвер)
Часть JG 52, JG 11 и JG 300
Сражения/войны

Вторая мировая война

Награды и премии Почётный Кубок Люфтваффе
В отставке Военный атташе при НАТО

Гю́нтер Ралль (нем. Günther Rall; 10 марта 1918, Гаггенау — 4 октября 2009, Бад-Райхенхалль, Бавария) — третий по числу побед ас в истории, одержал 275 побед (272 — на Восточном фронте); сбил 241 советский истребитель. Совершил 621 боевой вылет, был сбит 8 раз и 3 раза ранен. Его «Мессершмитт» имел личный номер «Чёртова дюжина»[1]. Служил в составе 52-й истребительной эскадры вместе с Хартманном и Баркхорном.

Биография

Ралль родился 10 марта 1918 года в Гаггенау, Баден, в семье предпринимателя. Военную карьеру Ралль начал 4 декабря 1936 года офицером-кадетом 13-го пехотного полка, но быстро покинул пехоту, переведясь в Люфтваффе. 1 сентября 1938 года ему было присвоено звание лейтенанта. Перед началом Второй мировой войны он перешёл в 4-ю эскадрилью 52-й эскадры (4./JG-52). Свою первую победу в воздушном бою Ралль одержал 12 мая (по другим данным — 18 мая) 1940 года (сбил истребитель Curtiss P-36 Hawk), в самом начале Французской кампании, его пилотировал чех Отто Ханцличек, выживший после поражения в бою[2].

Мне повезло в моём первом воздушном бою, но он дал мне чертовски много уверенности в себе… и страха, потому что в меня также попало много пуль[3].Г. Ралль

Гюнтера Ралля поздравляют с 250-ой победой

Через два месяца обер-лейтенант Ралль стал командиром 8-й эскадрильи 52-й эскадры Jagdgeschwader 52[4]. Ралль не проявил особого мастерства воздушного бойца в схватках с британскими самолётами. Большую часть своих побед он одержал на восточном фронте. Имея на своём счету 35 побед, 28 ноября 1941 года Ралль получил тяжёлое ранение. Девять месяцев пилот лечился. 3 сентября 1942 года Ралль был награждён Рыцарским крестом за 65 побед в воздушных боях[5], а 26 октября — Дубовыми листьями за 100 побед, его наградил лично Адольф Гитлер. В июле 1943 года он стал командиром III группы 52-й эскадры Jagdgeschwader 52, третьим в Люфтваффе сбил 200 самолётов врага (29 августа 1943 года), за что был награждён Мечами к Рыцарскому кресту; вторым одержал 250 побед.

В апреле 1944 года, имея на счету 273 победы, Ралль был переведён из Крыма в ПВО Рейха на должность командира II группы 11-й эскадры. В этой должности Ралль сбил ещё два самолёта. 29 апреля лётчик сбил американский Lockheed P-38 Lightning севернее Ганновера. В ночь 12 мая 1944 года II группа 11-й эскадры в составе 16 истребительных групп отражала первый массовый налёт американских самолётов 8-й воздушной армии на объекты нефтепромышленного комплекса Германии. В ту ночь пилот одержал свою 275-ю победу (сбил истребитель P-47), которая стала последней. В том бою пилот получил серьёзное ранение и больше не смог летать. В ноябре 1944 года Ралль стал начальником школы лётчиков-истребителей, а в последние недели войны командовал 300-й эскадрой[6].

После войны несколько лет Гюнтер Ралль работал в электропромышленности, а затем поступил в воссозданные ВВС ФРГ. Частично именно заслугой Ралля стало появление на вооружении ВВС ФРГ истребителей-бомбардировщиков F-104, сам Ралль возглавил вооружённое этими самолётами подразделение JG-34 и участвовал в разработке модификации F-104G. Он настаивал на замене катапультируемого сидения из соображений безопасности[7]. Военную карьеру пилот завершил в октябре 1975 года[8], будучи членом военного комитета НАТО.

Гюнтер Ралль в 2004 году

Гюнтер Ралль умер 4 октября 2009 года в своём доме, через два дня после сердечного приступа. Ралль стал самым результативным немецким асом, который дожил до XXI века[6].

Примечания

  1. «Асы Восточного фронта» (англ.); Weal, John; Osprey Publishing; 2003, p. 93; ISBN 1-84176-084-6
  2. Aces of the Luftwaffe. Дата обращения: 9 мая 2016. Архивировано 11 июня 2009 года.
  3. Kaplan 2007, p. 61.
  4. Kaplan 2007, p. 62.
  5. Kaplan 2007, p. 65.
  6. 6,0 6,1 Герхард Баркхорн и Гюнтер Ралль // Мировая авиация : журнал. — 2009. — № 21. — ISSN 2071-1131.
  7. Telegraph 11th Oct 2009. Дата обращения: 9 мая 2016. Архивировано 4 июня 2016 года.
  8. David Childs. General Günther Rall: Luftwaffe fighter ace who helped create the modern German airforce. The Independent. Дата обращения: 16 апреля 2014. Архивировано 16 апреля 2014 года.

Литература

  • Лашкул В. Гюнтер Ралль: победы и поражения аса люфтваффе (рус.) // Вооружённые силы стран мира : журнал. — 2015. — Т. 120. — ISSN 2307-2377.
  • Kaplan, Philip (2007). Fighter Aces of the Luftwaffe in World War II. Auldgirth, Dumfriesshire, UK: Pen & Sword Aviation. ISBN 1-84415-460-2.
  • Obermaier, Ernst. Die Ritterkreuzträger der Luftwaffe Jagdflieger 1939 – 1945 (нем.). — Mainz, Germany: Verlag Dieter Hoffmann, 1989. — ISBN 978-3-87341-065-7.
  • Klaus D. Patzwall, Veit Scherzer. Das Deutsche Kreuz 1941 – 1945 Geschichte und Inhaber Band II. — Norderstedt: Verlag Klaus D. Patzwall, 2001. — ISBN 978-3-931533-45-8.
  • Patzwall, Klaus D. Der Ehrenpokal für besondere Leistung im Luftkrieg (нем.). — Norderstedt, Germany: Verlag Klaus D. Patzwall, 2008. — ISBN 978-3-931533-08-3.
  • Toliver, J. Constable & Toliver, F. Raymond. Fighter Aces of the Lufwaffe. Atglen: PA, Schiffer Military/Aviation History, 1996. ISBN 0-88740-909-1.
  • Weal, John. Bf 109 Aces of the Russian Front (неопр.). — Oxford, UK: Osprey Publishing, 2001. — ISBN 978-1-84176-084-1.
  • Weal, John (2002). German Aces of the Russian Front. Oxford, Uk: Osprey Publishing. ISBN 1-84176-620-8.

См. также