Ядерная программа КНДР

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ракетно-ядерная программа КНДР»)
Ракетно-ядерная
программа КНДР
North Korea and weapons of mass destruction

События

Оружие

Инфраструктура

Инфраструктура

Ядерная программа КНДР — условное название научных исследований КНДР в области создания боевых ядерных зарядов и предназначенных для их доставки ракет-носителей (см. Ракетная программа КНДР).

Официальные наименования реализуемых программ и структура научных проектов не публикуются, исследования по данной теме проводятся на основе внешних по отношению к КНДР наблюдений и официальных сообщений государственных органов Северной Кореи. Например, ракетные испытания, по официальной версии, носят мирный характер и производятся с целью исследования космического пространства.

10 февраля 2005 года КНДР впервые открыто заявила о создании в стране ядерного оружия[1]. 9 октября 2006 года был произведён первый ядерный взрыв[2]. В апреле 2012 года в конституцию КНДР были внесены поправки о ядерном статусе страны[3].

Ядерная программа и ракетные пуски в КНДР вызывают озабоченность США и Японии — с их стороны против КНДР неоднократно вводились жёсткие санкции. В то же время, Китай, несмотря на формальное осуждение, остаётся военным союзником и экономическим партнёром КНДР.

1950—1970-е годы

Соединённые Штаты Америки на протяжении всех послевоенных десятилетий угрожали Северной Корее применением ядерного оружия[4].

Находясь под защитой СССР, правитель КНДР Ким Ир Сен спокойно относился к ядерной угрозе в отношении своей страны до тех пор, пока не узнал, что во время Корейской войны 1950—1953 годов США планировали сбросить на Пхеньян и его окрестности семь ядерных зарядов. В 1956 году КНДР и СССР подписали договор о подготовке специалистов-ядерщиков. Нередко исследователи называют началом ядерной деятельности Северной Кореи 1952 год, когда было принято решение о создании Исследовательского института атомной энергии. Реальное создание ядерной инфраструктуры началось в середине 1960-х гг.

Крышка атомного реактора мощностью 5 МВт в Ядерном центре в Йонбёне

В 1959 году КНДР заключила договоры о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии с СССР[5] КНР и начала строительство исследовательского центра в Йонбёне (введён в строй в 1964 году), где в 1965 году был установлен советский реактор ИРТ-2000 мощностью 2 МВт. Реактор ИРТ-2000 — это исследовательский легководный реактор бассейнового типа[en] с водно-бериллиевым отражателем нейтронов. В качестве топлива в этом реакторе применяется сравнительно сильно обогащённый уран.

В 1993 г. представители КНДР сообщили инспекторам МАГАТЭ, что ещё в 1975 г. в ИРТ-2000 было выделено около 300 мг плутония из облучённых топливных элементов.[6]

С 1985 года в Йонбене было начато строительство ещё одного ядерного реактора, мощность которого должна была составить 50 мегаватт. Было также развёрнуто строительство реактора мощностью 200 мегаватт в районе Тхончхона. Все эти реакторы, по оценкам специалистов, имеют двойное назначение: для выработки электроэнергии и получения плутония оружейного качества.[7]

Работы по созданию ядерного оружия были начаты в 1970-е годы. В 1974 году КНДР вступила в МАГАТЭ. В том же году Пхеньян обратился за помощью в создании ядерного оружия к Китаю; северокорейские специалисты были допущены на китайские полигоны.

КНДР и МАГАТЭ

Конструкция реакторов Калдер Холл типа магнокс была рассекречена в конце 1950-х годов и находилась в открытом доступе для членов МАГАТЭ. Северная Корея стала членом МАГАТЭ в 1974 году, получив благодаря этому схемы реактора. В 1977 году был заключен трёхсторонний договор о гарантиях между КНДР, МАГАТЭ и СССР (необходимость соглашения вызывалась тем, что КНДР не присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия).[8] КНДР приступила к строительству первого газографитового ядерного реактора в 1979 или в 1980 г. 14 августа 1985 г. реактор достиг критичности и начал функционировать с 1986 г. В КНДР его называют экспериментальным энергетическим ядерным реактором. Электрическая мощность первого северокорейского ядерного реактора составляет 5 МВт, тепловая мощность — от 20 до 30 МВт.[6] Реакторы данного типа использовались в Англии для наработки плутония и производства электроэнергии.[9]

В апреле 1985 года, под давлением СССР и в расчёте на строительство с его помощью атомной электростанции, КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Было также подписано соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440.

В 1990 году это соглашение было уточнено, и вместо четырёх легководных реакторов было принято решение поставить три, но более мощных реактора ВВЭР-640. Также был подписан контракт о поставке Советским Союзом топливных сборок на сумму около 185 тыс. долларов. С июня того же года на атомных объектах страны начались инспекции МАГАТЭ, после того как США заявили о выводе своего тактического ядерного оружия с территории Южной Кореи. В период 1992—1994 гг. было проведено шесть инспекций, результаты которых вызвали некоторые сомнения у МАГАТЭ.

«Северокорейский ядерный кризис»

11 февраля 1993 года генеральный директор МАГАТЭ Х. Бликс выступил с инициативой о проведении в КНДР «специальной инспекции». Десять дней спустя министр по атомной энергии КНДР проинформировал МАГАТЭ об отказе его страны разрешить эту инспекцию, а 12 марта — о решении выйти из ДНЯО. В июне того же года КНДР в обмен на обещание США не вмешиваться в её дела приостановила свой выход из договора, но через год, 13 июня 1994 года, вышла из МАГАТЭ.

Согласно рассекреченным данным, в 1994 году президент США Б. Клинтон совместно с министром обороны Уильямом Перри рассматривал возможность нанесения ракетного удара по ядерному реактору в Йонбёне[10], однако после того как был получен доклад председателя объединённого комитета начальников штабов ВС США генерала Джона Шаликашвили, стало ясно, что подобный удар может привести к полномасштабной войне с большим количеством американских и южнокорейских потерь, а также с огромными потерями среди гражданского населения, в результате чего администрация Клинтона была вынуждена пойти на невыгодное, с её точки зрения, «Рамочное соглашение[en]» с Северной Кореей[11].

США и КНДР (1990-е — 2000-е гг.)

Подготовка США к военной акции против КНДР была «спущена на тормозах» благодаря визиту бывшего президента США Джимми Картера в Пхеньян (1994), где была достигнута договорённость о замораживании северокорейской ядерной программы[12]. Это событие стало переломным моментом, переведшим кризис в переговорную плоскость и обеспечившим его дипломатическое разрешение. В октябре 1994 года, после длительных консультаций, КНДР подписала с США «Рамочное соглашение», по которому Северная Корея взяла на себя некоторые обязательства, в частности:

  • прекращение строительства и использования реакторов и предприятий по обогащению урана;
  • отказ от извлечения плутония из топливных сборок реакторов;
  • вывоз ОЯТ за пределы страны;
  • принятие мер к демонтажу всех объектов, задействованных в разработке ядерного оружия.

В свою очередь, власти США взяли на себя обязательство:

  • осуществлять поставки топливного мазута;
  • взамен остановленного реактора в Йонбене мощностью 5 МВТ построить два гораздо более современных реактора на лёгкой воде мощностью по 1000 МВт каждый, которые к тому же нельзя было бы использовать для наработки оружейного плутония[13].

Приход в 2001 году к власти нового американского президента, Буша (младшего), привёл к обострению отношений между двумя странами. Реакторы на лёгкой воде так и не были построены, что не мешало США выдвигать в адрес КНДР всё новые и новые требования[13]. Буш включил Северную Корею в «страны-изгои», а в октябре 2002 года заместитель госсекретаря США Джеймс Келли заявил, что КНДР ведёт обогащение урана. Через какое-то время США приостановили поставки топлива для северокорейских электростанций, а КНДР 12 декабря 2002 года официально объявила о возобновлении ядерной программы и выдворении инспекторов МАГАТЭ. К концу 2002 года в КНДР, по данным ЦРУ, было накоплено от 7 до 24 кг оружейного плутония.

10 января 2003 года КНДР официально вышла из ДНЯО.

10 февраля 2005 года КНДР впервые открыто заявила о создании в стране ядерного оружия[1]. 9 октября 2006 года был произведён первый ядерный взрыв[2].

Шестисторонние переговоры

В 2003 году начались переговоры по ядерной программе КНДР с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии. Первые три раунда (август 2003 года, февраль и июнь 2004 года) не принесли особых результатов. А от участия в четвёртом, намеченном на сентябрь 2004 года, Пхеньян уклонился в связи с очередным обострением американо-корейских и японо-корейских отношений[14].

На первом раунде переговоров (август 2003 года) США стали добиваться свёртывания северокорейской ядерной программы под контролем МАГАТЭ или комиссии пяти держав. В обмен США соглашались дать гарантии безопасности КНДР и оказать экономическую помощь Пхеньяну, поставив ему, в частности, два легководных реактора. КНДР на такие условия не согласилась[14].

На втором раунде (февраль 2004 года) КНДР согласилась заморозить свою ядерную программу под контролем МАГАТЭ и в обмен на поставки мазута. Однако теперь США при поддержке Японии требовали не замораживания, а полной ликвидации ядерных объектов КНДР под контролем МАГАТЭ. КНДР отвергла подобные предложения[14].

Надежда на успешное разрешение ядерного кризиса на Корейском полуострове впервые появилась на третьем раунде переговоров, которые проходили в период с 23 по 26 июня 2004 года. США согласились на «вознаграждение за замораживание». В ответ на это Северная Корея заявила, что готова воздержаться от производства, испытаний и передачи ядерного оружия и заморозить все объекты, имеющие отношение к ОМУ. США выдвинули проект передачи ядерных объектов КНДР под временное международное управление комиссии пяти держав или МАГАТЭ. В дальнейшем предлагалась ликвидация северокорейских ядерных объектов под международным контролем. Но Северная Корея не согласилась и с этим вариантом. МИД КНДР выразил неудовлетворение результатами переговоров[14].

Неидентифицированный взрыв

9 сентября 2004 года южнокорейским разведывательным спутником был зафиксирован сильнейший взрыв в отдалённом районе КНДР (провинция Янгандо) неподалёку от границы с Китаем[15]. На месте взрыва остался видимый из космоса кратер, а над местом происшествия выросло огромное грибовидное облако диаметром около четырёх километров.

13 сентября власти КНДР объяснили появление облака, похожего на ядерный гриб, взрывотехническими работами в ходе строительства ГЭС Самсу (в Янгандо берут начало две крупнейшие реки этого региона Амноккан и Туманган).

Южнокорейские эксперты сомневаются в том, что это был ядерный взрыв. По их мнению, взрыва могло не быть вообще, а выброс дыма в атмосферу — следствие крупного пожара. По некоторым сообщениям, в районе может находиться завод по производству компонентов ракет, а причиной взрыва могло стать воспламенение ракетного топлива или детонация боеголовок.

По другой информации, в этом районе сосредоточены военно-стратегические объекты, в частности ракетная база Йонджори, представляющая собой подземный ракетный полигон, где в глубоких тоннелях хранятся и испытываются баллистические ракеты.

Официальные американские источники полагают, что ядерного взрыва не было. В то же время американские разведслужбы отмечали странную активность в районе ядерных объектов страны.

Отказ от переговоров

16 сентября 2004 года КНДР заявила, что не будет участвовать в шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной проблеме до прояснения ситуации с секретными урановыми и плутониевыми разработками в Южной Корее. В начале сентября Южная Корея признала, что в 2000 году ею было получено небольшое количество обогащённого урана. По утверждению официальных лиц, все эксперименты носили сугубо научный характер и вскоре были полностью свёрнуты.

28 сентября 2004 года заместитель министра иностранных дел КНДР заявил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, что Северная Корея уже превратила в ядерное оружие обогащённый уран, полученный из 8000 переработанных топливных стержней из её атомного реактора. Он подчеркнул, что у КНДР не было иного выбора в создании сил ядерного сдерживания в условиях, когда США провозгласили своей целью уничтожение КНДР и угрожают превентивными ядерными ударами.

При этом дипломат отверг сообщения о приготовлениях КНДР к возобновлению ракетных испытаний как «непроверенные слухи». Односторонний мораторий КНДР на испытания баллистических ракет был введён в 1999 году, в 2001 его продлили до 2003 года. В 1998 году КНДР провела испытание баллистической ракеты, которая перелетела через Японию и упала в Тихий океан.

21 октября 2004 года тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что «разведка не может сказать, располагает ли КНДР ядерным оружием».

10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые открыто заявил о создании в стране ядерного оружия[5]: «Мы — за шестисторонние переговоры, однако вынуждены прервать своё участие в них на неопределённый срок — до тех пор, пока не убедимся, что созданы достаточные условия и атмосфера, позволяющие надеяться на результаты диалога. Переговорный процесс зашёл в тупик из-за антикорейской враждебной политики США. Покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, мы будем расширять запасы ядерного оружия ради защиты исторического выбора нашего народа, свободы и социализма».[16]

Международная реакция

Реальных доказательств того, что КНДР действительно осуществляет военную ядерную программу и, тем более, уже создала ядерную бомбу, на тот момент не было. Поэтому высказывались предположения, что руководство КНДР таким заявлением просто намеревалось продемонстрировать, что оно никого не боится и готово противостоять потенциальной угрозе со стороны США — в том числе ядерным оружием. Но поскольку северные корейцы не представили доказательств его существования, то российские эксперты сочли это заявление очередным проявлением политики «шантажа с элементами блефа»[17]. Что касается МИД РФ, то его представители назвали отказ КНДР от участия в шестисторонних переговорах и намерение наращивать ядерный арсенал «не соответствующими выражаемому Пхеньяном стремлению к безъядерному статусу Корейского полуострова».

В Южной Корее в связи с заявлением КНДР было созвано срочное заседание Совета безопасности страны. Южнокорейский МИД призвал КНДР «возобновить участие в переговорах без каких-либо условий».

Государственный секретарь США Кондолиза Райс заявила, что если информация о наличии у КНДР ядерного оружия подтвердится, то это «лишь усилит изоляцию этой страны». Позднее она добавила: «Мы надеемся, что шестисторонние переговоры ещё состоятся, и на них мы сможем решить проблему».

Премьер-министр Японии Коидзуми заявил, что японцы «будут и дальше убеждать КНДР, что отказ от ядерного оружия послужит их собственному благу».

Госсекретарь Кондолиза Райс в марте 2005 года предложила КНР оказать экономический нажим на Пхеньян путём прекращения поставок нефти и угля, что было бы равносильно торгово-экономической блокаде[18]. По оценкам экспертов, доля КНР в оказании Северной Корее экономической помощи составляет, по разным данным, от 30 до 70 %.

Южная Корея была против того, чтобы прибегать к санкциям и отказываться от оказания КНДР гуманитарной помощи или от совместных экономических проектов. Официальный представитель правящей партии «Уридан» даже потребовал от США предоставить доказательства своих обвинений в том, что КНДР экспортирует ядерные материалы, либо прекратить «заниматься пропагандой», поскольку такая политика может вызвать серьёзные проблемы между Южной Кореей и США.

Впоследствии выяснилось, что США исказили данные, которые они ранее предоставляли другим странам в отношении северокорейской ядерной программы. В частности, в начале 2005 года США проинформировали Японию, Южную Корею и Китай о том, что КНДР поставила в Ливию гексафторид урана — исходный материал в процессе обогащения урана, который может быть использован и для создания боевого ядерного заряда. Однако, как сообщила газета «Вашингтон пост», КНДР на самом деле поставляла гексафторид урана в Пакистан — не зная о его дальнейшей переправке в Ливию[19].

Главное, что смогла сделать Япония, — перекрыть поток валютных поступлений в КНДР от живущих в Японии корейцев путём создания ряда бюрократических барьеров. 22 марта 2005 года Пхеньян потребовал исключить Японию из участия в шестисторонних переговорах, поскольку Япония «полностью следует американской политике и не вносит какого-либо своего вклада в переговоры».

Одновременно КНДР поспешила выразить свою солидарность с Сеулом, отношения которого с Японией резко испортились из-за территориальных претензий Японии на остров Токто (Такэсима), подчеркнув даже возможность военной поддержки Сеула[20].

Возобновление переговоров

В июле 2005 года, после длительных неофициальных консультаций, КНДР согласилась вернуться за стол шестисторонних переговоров по ядерной программе в Пекине. В качестве условия КНДР выдвинула одно требование — чтобы США «признали Северную Корею в качестве партнёра и относились к ней с уважением».

Четвёртый раунд переговоров прошёл в июле-августе 2005 года. Участникам впервые удалось договориться о принятии совместного документа. 19 сентября 2005 года было принято Совместное Заявление о принципах денуклеаризации. За Северной Кореей признавалось право на мирное использование ядерной энергии, а все участники переговоров соглашались обсудить вопрос о поставке КНДР легководного ядерного реактора. Помимо подтверждения КНДР обязательств свернуть ядерную программу, вернуться в ДНЯО и под инспекции МАГАТЭ, в документе содержались заявления о намерении нормализации отношений между КНДР и США и между Северной Кореей и Японией[21].

В ходе пятого раунда переговоров (9-11 ноября 2005 года) Северная Корея заявила о готовности приостановить испытания ядерного оружия. Пхеньян пообещал отложить испытания ядерного оружия в качестве первого шага в рамках программы постепенного превращения Корейского полуострова в безъядерную зону.

Однако после того, как 10 декабря 2005 года посол США в Сеуле Александр Вершбоу сказал, что коммунистический строй в Северной Корее можно назвать «криминальным режимом», КНДР заявила, что рассматривает слова американского посла как «объявление войны», и призвала Южную Корею выслать Вершбоу из страны. Пхеньян также заявил, что высказывание посла способно свести на нет все достигнутые ранее договорённости относительно ядерной программы КНДР.

Уже 20 декабря 2005 года Центральное телеграфное агентство Кореи сообщило, что Северная Корея намерена активизировать ядерные разработки на основе графитовых реакторов, с помощью которых можно получать оружейный плутоний. Власти Пхеньяна объяснили свои действия прекращением в 2003 году программы строительства АЭС на двух легководных реакторах в Синпхо (восточное побережье КНДР) международным консорциумом «Организация содействия развитию ядерной энергетики Корейского полуострова» (КЕДО) под эгидой США: «В условиях, когда администрация Буша прекратила поставку легководных реакторов, мы будем активно развивать самостоятельную ядерную энергетику на основе графитовых реакторов мощностью 50 и 200 мегаватт».
Одновременно Северная Корея планировала построить собственный ядерный реактор на лёгкой воде и реконструировать два завода, которые смогут производить большое количество ядерного топлива.

Этим заявлением КНДР фактически денонсировала свои прежние обещания отказаться от всех ядерных программ в обмен на гарантии безопасности и экономическую помощь.

Заявление явилось реакцией на введение США санкций против северокорейских компаний, которые были обвинены в поставках ракет и изготовлении фальшивых долларов, а также на принятие ООН резолюции по правам человека в КНДР.

В начале 2006 года официальный представитель МИД КНР Кун Цюань подтвердил позицию китайской стороны: нельзя отказаться от дальнейшего продвижения переговорного процесса, от коренной цели — осуществления денуклеаризации Корейского полуострова, от принципов достижения этой цели путём мирных переговоров[22].

19‑22 марта 2007 года в Пекине прошёл первый этап шестого раунда переговоров, а С 27 по 30 сентября 2007 года в Пекине прошли заседания второго этапа шестого раунда[14].

Очередная эскалация напряжённости на полуострове была связана с запуском в КНДР 5 апреля 2009 года баллистической ракеты дальнего радиуса действия. Реакция СБ ООН на это привела к выходу Пхеньяна из шестисторонних переговоров и высылке из ядерного центра в Нёнбёне (Йонбёне) инспекторов МАГАТЭ, а также к возобновлению военной ядерной программы КНДР. Американо-северокорейские мирные переговоры были отложены на неопределённый срок[23].

Ядерные испытания

В конце сентября 2006 года на подпись президенту США Джорджу Бушу был направлен законопроект, одобренный обеими палатами американского конгресса. Законопроект вводил санкции против Северной Кореи и сотрудничающих с ней компаний, которые, по мнению США, оказывают содействие КНДР в распространении оружия массового уничтожения (ОМУ), ракет и иных технологий доставки ОМУ. Санкциями также предусматривался запрет на финансовые операции и отказ в выдаче экспортных лицензий.

3 октября 2006 года МИД КНДР распространил заявление, в котором говорилось о намерении Северной Кореи «провести ядерное испытание при условии, что безопасность его будет надёжно гарантирована». В качестве обоснования такого решения было заявлено об угрозе ядерной войны со стороны США и экономических санкциях, имеющих целью удушение КНДР — в этих условиях Пхеньян не видит иного выхода, кроме проведения ядерного испытания. При этом, как отмечалось в заявлении, «КНДР не собирается использовать ядерное оружие первой», а наоборот, «продолжит прилагать усилия по обеспечению безъядерного статуса Корейского полуострова и предпринимать всесторонние усилия в направлении ядерного разоружения и полного запрета ядерного оружия».

6 октября члены Совета Безопасности ООН единогласно одобрили заявление председателя СБ, призывающее Северную Корею отказаться от ядерных испытаний и немедленно вернуться к переговорам в шестистороннем формате без предварительных условий. Проект заявления был подготовлен Японией. Именно она взяла на себя инициативу выработки общей позиции мировых держав в отношении северокорейской угрозы.

Место проведения испытания

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ 8 октября 2006 года отправился в Пекин и Сеул обсуждать «корейскую проблему», возобновив, таким образом, контакты на высшем уровне между Японией и КНР (прерванные за пять лет до этого). Данный факт свидетельствует о том значении, которое придаётся странами региона первому в истории испытанию корейской атомной бомбы. Китайский лидер Ху Цзиньтао дал понять перед началом переговоров, что китайское руководство готово к конструктивному взаимодействию с Японией по всем вопросам, включая корейский кризис.

Первое испытание

9 октября 2006 года КНДР объявила об успешном проведении ядерного испытания. В сообщении Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК) говорилось: «Наше исследовательское подразделение безопасно и успешно произвело подземное ядерное испытание… Ядерное испытание стало историческим событием, которое принесло счастье нашим военным и народу. Ядерное испытание внесёт вклад в поддержание мира и стабильности на Корейском полуострове и в прилегающем районе».

По информации южнокорейского агентства «Ёнхап», испытание было проведено в 10:36 по местному времени (1:36 UTC) на ядерном полигоне Пунгери (Пхунгери), рядом с городом Кильчжу (провинция Хамгён-Пукто) на северо-востоке КНДР, всего в 170—180 километрах от границы с Россией.

В точке с координатами 41°18′ с. ш. 129°08′ в. д.HGЯO был зарегистрирован подземный толчок c магнитудой 4,2. Землетрясение было зафиксировано в Южной Корее, Японии, США, Австралии и России.

Как сообщила на следующий день российская газета «Коммерсант», «о планируемом времени проведения испытаний Пхеньян проинформировал Москву по дипломатическим каналам за два часа до взрыва». КНР, которую Пхеньян предупредил об испытании лишь за 20 минут до взрыва, практически сразу поставила об этом в известность партнёров по шестисторонним переговорам — США, Японию и Южную Корею.

Министр обороны РФ Сергей Иванов доложил президенту Путину, что мощность подземного взрыва составила от 5 до 15 килотонн. По оценкам прочих источников, мощность составила около 0,5 килотонны. Из-за столь малой мощности высказывается подозрение, что взрыв не был ядерным, а взорвано было несколько сотен тонн тротила.

Согласно заявлению властей КНДР и мониторингу соответствующих служб окружающих стран, утечки радиации не зафиксировано.

Все ведущие мировые державы, включая Россию и (впервые) Китай, а также руководство НАТО и Евросоюза осудили проведение ядерного испытания в КНДР. Российский президент Владимир Путин на совещании с членами правительства заявил: «Россия, безусловно, осуждает испытания, проведённые КНДР, и дело не только в самой Корее — дело в огромном ущербе, который нанесён процессу нераспространения оружия массового уничтожения в мире».

Южная Корея отменила отправку в КНДР очередной партии гуманитарной помощи и привела свои вооружённые силы в состояние повышенной боевой готовности.

Как считали американские эксперты, КНДР на тот период располагал количеством плутония, достаточным для производства 12 ядерных боеприпасов. При этом эксперты полагали, что КНДР не обладала технологиями, позволяющими создать боеприпас, который можно было бы разместить в головной части ракеты.

Второе испытание

25 мая 2009 года КНДР вновь провела ядерные испытания. Мощность подземного ядерного взрыва, по оценке российских военных, составила от 10 до 20 килотонн[24][25]. 27 мая северокорейская иновещательная радиостанция «Голос Кореи» на всех 9 языках своего вещания (включая русский) сообщила о прошедшем за день до того в Пхеньяне «массовом митинге общественности», на котором секретарём ЦК ТПК Че Те Боком было приведено официальное обоснование проведения ядерного испытания[26]: «Проведённые ядерные испытания являются решительной мерой для защиты высших интересов республики для защиты суверенитета страны и нации в условиях, когда усиливается угроза со стороны Соединённых Штатов Америки ядерного превентивного удара, их происки по применению санкций». Затем в передаче приводилось заявление «представительства Корейской Народной Армии в Панмунчжоне», в котором заявлялось, что, «несмотря на соглашение о перемирии в Корее, по которому запрещено любое блокирование воюющих сторон, Южная Корея присоединилась к инициативе об ограничении ядерных вооружений, а США ввели санкции против КНДР. В заявлении указывалось, что если будут попытки силового распространения инициативы по ограничению ядерного оружия на КНДР, как, например, попытки досмотра морского транспорта страны, то КНДР будет считать это объявлением войны».

Третье испытание

В конце января 2013 года Корейская Народно-Демократическая Республика объявила о намерении провести третьи по счёту ядерные испытания[27]. 12 февраля 2013 года геологическая служба США зафиксировала подземные толчки с магнитудой 4,9, эпицентр которых находился в районе северокорейского ядерного полигона. Агентство ООН по ядерному мониторингу заявило о «необычном сейсмическом явлении» с «характеристиками взрыва»[28]. В тот же день Центральное телеграфное агентство Кореи официально объявило об успешном ядерном испытании[29]. Учитывая, что 12 декабря 2012 года КНДР впервые вывела на орбиту искусственный спутник — «Кванмёнсон-3», это вызвало новый кризис.

Разработка термоядерного оружия

10 декабря 2015 года Ким Чен Ын заявил о наличии у КНДР водородной бомбы[30][31]. При этом большинство иностранных экспертов сходилось во мнении, что КНДР, скорее всего, вела разработки этого вида ядерного оружия, но готовых термоядерных боезарядов у Пхеньяна ещё не имела[32]. 3 января 2016 года в Министерстве обороны Южной Кореи заявили, что владеют информацией о подготовке властей КНДР к испытанию водородного оружия[33]. Специалисты южнокорейской разведки считали, что в КНДР уже могли наладить производство необходимого для создания водородной бомбы трития, а также говорили, что «нельзя исключать возможность того, что новый тоннель, строительство которого ведётся на полигоне Пунгери, предназначен для проведения испытаний термоядерного оружия»[34][35].

8 января 2017 года по приказу Ким Чен Ына был произведён подземный взрыв первой термоядерной бомбы недалеко от границы Китая. Это также подтвердили китайские сейсмологи, зафиксировавшие сильное землетрясение. Информация о наличии у КНДР водородной бомбы была подтверждена в сентябре 2017 года[36].

Четвёртое испытание

Охват части восточного полушария корейским ракетно-ядерным арсеналом

6 января 2016 года на территории КНДР было зарегистрировано землетрясение магнитудой 5,1, которое связали с проведением подземного ядерного взрыва[37]. Северная Корея объявила о проведении первого в своей истории успешного испытания водородной бомбы[38]. В мире эксперты высказали сомнения, что КНДР взорвала именно водородную бомбу[39][40]. Китайский новостной портал «Сина» сообщил, что опрошенные изданием эксперты полагают, что мощность осуществлённого взрыва эквивалентна примерно 22 тыс. тонн тротила, в то время как аналогичный показатель водородной бомбы составляет от нескольких сотен тысяч до одного млн тонн взрывчатого вещества. Эксперты подчеркнули, что имеющиеся у них данные свидетельствуют о том, что испытание было аналогично испытаниям, проведённым КНДР в 2009 году, а мощность заряда сопоставима с бомбой, взорванной в Хиросиме[41]. Разведка Южной Кореи также поставила под сомнение водородный взрыв в КНДР[42].

Пятое испытание

9 сентября 2016 года в 9:30 утра по местному времени на территории КНДР зафиксировано сейсмическое событие магнитудой 5,3. Эпицентр его находился рядом с населённым пунктом, расположенным в 20 километрах от ядерного полигона Пунгери. Геологическая служба США классифицировала подземные толчки в качестве «взрыва»[43]. Позже КНДР официально объявила о пятом ядерном испытании. Оценка мощности взрыва — от 10 до 30 килотонн[44].

Шестое испытание

3 сентября 2017 года сейсмические станции разных стран зафиксировали мощные подземные толчки на территории КНДР. Магнитуду землетрясения оценили в диапазоне от 6,1 до 6,4, при этом учёные заявили, что очаг землетрясения находился на поверхности земли. Толчки произошли в 12:30 по местному времени в провинции Хамгён-Пукто, где расположен северокорейский ядерный полигон Пунгери. Власти Северной Кореи заявили об успешном испытании боеголовки с термоядерным зарядом. Мощность взрыва, по оценкам японских сейсмологов, составила до 100 килотонн, что в десять раз превышает мощность заряда, испытанного 9 сентября 2016 года[45][46]. Через восемь с половиной минут после первого землетрясения Геологическая служба США (USGS) зафиксировала второй толчок магнитудой 4,1. Сделанные после испытания снимки со спутника зафиксировали многочисленные оползни на горе Мантап[47].

США и КНДР (2010-е — 2020-е гг.)

В 2011 году президент Барак Обама (2009—2017) предпринял попытку возобновить шестисторонние переговоры. Однако уже в 2013 году он заявил, что в случае агрессии Северной Кореи США готовы применить не только обычное, но и ядерное оружие. В том же году Пхеньян законодательно зафиксировал формулировку: «Ядерное оружие КНДР является справедливым оборонительным средством, поскольку его получение было вынужденной мерой в связи с необходимостью ответа на постоянный рост враждебности политики США и угрозами ядерного характера»[48].

2 октября 2015 года глава МИД КНДР Ли Су Ён предложил США подписать двухсторонний мирный договор. В частности, было заявлено о готовности правительства КНДР начать конструктивный диалог в целях предотвращения войн и конфликтов на Корейском полуострове, как только США согласятся заменить соглашение о перемирии мирным договором. В ответ представитель США по КНДР Сон Ким сообщил, что США не заинтересованы в проведении переговоров о заключении мирного договора с Северной Кореей, и добавил, что для США принципиальным вопросом является ориентация и приверженность северокорейцев осуществлению денуклеаризации[23].

В 2016 году президент США Барак Обама отклонил предложения КНДР о моратории на ядерные испытания в обмен на приостановку ежегодных совместных учений США и Южной Кореи[48].

В 2017 году на Корейском полуострове произошло резкое обострение ситуации; по заявлению заместителя постпреда КНДР в ООН, мир оказался на грани ядерной войны[49].

КНДР провела ряд пробных запусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР), в связи с чем президент США Дональд Трамп, вступивший в должность в январе 2017 года, развернул кампанию с обвинениями в адрес КНДР и её лидера Ким Чен Ына (с 2011 года). В апреле 2017 года к берегам КНДР была направлена эскадра во главе с авианосцем Carl Vinson. КНДР продолжила испытательные ракетные пуски, на что 8 августа американский президент пригрозил ответить ей «огнём и яростью, каких мир ещё не видел». На следующий день северокорейцы объявили о планах нападения на базы США на Гуаме. Очередной виток напряжённости спровоцировали проведённые КНДР испытания компактного водородного заряда (в сентябре 2017 года), который может быть установлен на межконтинентальную баллистическую ракету, и запуск в ноябре МБР «Хвасон-15», способной достичь континентальной части США. Развитие конфликта привело к возвращению КНДР в американский список стран — спонсоров терроризма и ужесточению санкций.

5 февраля 2018 года в Сеуле состоялись переговоры по вопросам ракетно-ядерной программы КНДР между спецпредставителем Республики Корея Ли Ду Хуном и представителем США по денуклеаризации Корейского полуострова Джозефом Юном, в ходе которых стороны отметили высокий уровень взаимодействия и сотрудничества между США и Республикой Корея.

Южнокорейский телеканал «Ютиэн» со ссылкой на данные анализа коммерческих спутниковых снимков (датированных 17 и 25 февраля 2018 г.), которые 6 марта 2018 г. представил американо-южнокорейский институт Джона Хопкинса «38 Норс», сообщил о вероятном приведении КНДР в рабочий режим своего экспериментального легководного реактора в ядерном центре Йонбен в провинции Пхенан-Пукто.

Американские СМИ со ссылкой на неопубликованный отчёт группы экспертов ООН 28 февраля 2018 г. обвинили КНДР в поставках компонентов для создания баллистических ракет и химического оружия правительству Сирии.

В начале апреля 2018 года кандидат в госсекретари США Майк Помпео тайно посетил КНДР и встретился с Ким Чен Ыном. Такая встреча на самом высоком уровне стала первой с 2000 года. 20 апреля 2018 г. верховный лидер КНДР Ким Чен Ын объявил о замораживании ядерных и ракетных испытаний, а также ядерного полигона на севере страны. 9 мая Майк Помпео вновь посетил Пхеньян в качестве госсекретаря США. В ходе визита он провёл переговоры с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, а также договорился об освобождении трёх американцев, содержавшихся в заключении в КНДР. Весной 2018 года Пхеньян официально приостановил ракетно-ядерные испытания[23].

12 июня 2018 года в Сингапуре прошла встреча Ким Чен Ын и Дональда Трампа — первая в истории отношений США и КНДР. Главными темами стали денуклеаризация, нормализация отношений и соблюдение прав человека. По итогам встречи был подписан совместный документ, в котором говорилось о приверженности двух стран к становлению «новых отношений», денуклеаризации Корейского полуострова и установлению мира в регионе. Стороны обязались установить двусторонние отношения «в новом формате»[48].

После саммита Пентагон объявил о бессрочной приостановке военных учений на Корейском полуострове с целью сохранения возможности дипломатического процесса с КНДР. Северная Корея объявила о готовности демонтировать полигон для испытания ракетного оружия и закрыть ядерный исследовательский центр в Йонбёне при условии ответных шагов со стороны США[48].

19 сентября 2018 года было подписано межкорейское соглашение в военной сфере, предусматривавшее комплекс мер по снижению напряжённости и рисков военных столкновений, включая создание в приграничных районах зоны, свободной от военных учений, полётов авиации и артиллерийских стрельб.

8 октября 2018 года государственный секретарь США Майк Помпео заявил, что лидер Северной Кореи Ким Чен Ын согласился допустить международных инспекторов на ядерные и ракетные полигоны своей страны[50].

В январе 2019 года Ким Чен Ын заявил, что намерен работать над созданием «новых отношений» с США и «привержен денуклеаризации Корейского полуострова», но, если Вашингтон не снимет санкции и не перестанет требовать от КНДР односторонних действий, его страна будет искать «новый путь защиты суверенитета»[48].

Вторая встреча Дональда Трампа с Ким Чен Ыном, состоявшаяся 27-28 февраля 2019 года во вьетнамском отеле Sofitel Legend Metropole, завершилась провалом. Как заявил на пресс-конференции по итогам саммита Трамп, несмотря на крепкие отношения между США и КНДР, «не было ничего хорошего, чтобы подписать». Позже глава МИД КНДР Ли Ён Хо заявил, что Вашингтон на переговорах потребовал от Пхеньяна выполнения ещё одной дополнительной меры в рамках денуклеаризации. Среди других мер, обсуждавшихся на встрече, — остановка производства ядерных материалов в Йонбене и прекращение Северной Кореей ядерных и ракетных испытаний[51].

30 июня 2019 года председатель Госсовета КНДР Ким Чен Ын и президент США Дональд Трамп встретились в пограничном пункте Пханмунджом на межкорейской границе. Американский лидер пересек границу КНДР, став первым действующим президентом США, ступившим на северокорейскую территорию[52].

Как отмечают российские специалисты, политика новой американской администрации Джо Байдена привела к серьёзному откату назад по сравнению с теми подходами, которые при Дональде Трампе позволили добиться прогресса в регионе в 2018—2019 годах — в частности, возобновились масштабные совместные учения Вашингтона и Сеула[53]. 3 сентября 2020 года заместитель министра обороны США по вопросам ядерного и ракетного сдерживания Роберт Суфер сообщил, что США ведут разработки новой модификации противоракеты SM-3 Block IIA в связи с ростом угрозы со стороны КНДР.[54]

В начале сентября 2022 года лидер КНДР Ким Чен Ын объявил о праве своей страны на обладание ядерным оружием и об отказе от переговоров по денуклеаризации. Это решение было официально закреплено Верховным народным собранием КНДР в «Законе о политике в отношении ядерных вооружённых сил», закрепляющем за КНДР статус ядерной державы. Закон провозглашает ядерные силы КНДР главным средством обороны государства, призванным гарантировать его суверенитет и территориальную целостность и защищать его «от внешних военных угроз, агрессии и атак». Основная миссия ядерных сил — обеспечивать состояние сдерживания, при котором противники Северной Кореи будут точно знать, что нападение на нее приведет к «их гибели»[55].

В канун отмечавшейся 10 октября 2022 года 77-й годовщины Трудовой партии Кореи Ким Чем Ын заявил, что Северная Корея отказалась от переговоров с США и будет развивать оборонный потенциал для защиты «своего права на существование». Предупреждению в адрес США и их союзников, которых Ким Чен Ын назвал врагами, предшествовало шесть подряд ракетных пусков (25 сентября — 9 октября) и учения с отработкой навыков тактических ядерных сил. С начала 2022 года Северная Корея произвела 23 ракетных пуска. Последняя из ракет пролетела рекордное расстояние 4,6 тыс. км. Ожидается, что КНДР может возобновить ядерные испытания, приостановленные в 2017 году. Заявление лидера КНДР прозвучало на следующий день после того, как Вашингтон предложил Пхеньяну возобновить диалог «без предварительных условий», как сообщил в интервью телеканалу ABC координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Джон Кирби. Впрочем, в том же интервью он признался, что Северная Корея не идет на переговоры и развивает свою ракетную программу, «не отказываясь от амбиций в сфере ядерного оружия»[56].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 КНДР готовится возобновить переговоры и помириться с США (недоступная ссылка). Lenta.ru (28 февраля 2005). Дата обращения: 1 августа 2012. Архивировано 29 ноября 2013 года.
  2. 2,0 2,1 Северная Корея готовится продолжить ядерные испытания (недоступная ссылка). Lenta.ru (9 октября 2006). Дата обращения: 1 августа 2012. Архивировано 26 июля 2012 года.
  3. Веселов Артур. КНДР возвестила о своем ядерном статусе (недоступная ссылка). Utro.ru (31 мая 2012). Дата обращения: 1 августа 2012. Архивировано 6 июля 2012 года.
  4. Сеульский вестник: США неоднократно рассматривали возможность ядерного удара по КНДР
  5. 5,0 5,1 Хронология ядерной программы КНДР. ПИР-Центр. Дата обращения: 13 февраля 2018.
  6. 6,0 6,1 Юрий Юдин. Технические аспекты ядерной программы КНДР.
  7. РИА. Ядерная программа КНДР. ria.ru (03.08.2017).
  8. Важнов О. Ю. Из истории ядерной программы КНДР. // Военно-исторический журнал. — 2007. — № 1. — С.77.
  9. ТАСС. Ядерная программа КНДР. Досье. tass.ru (09.01.2018).
  10. Jamie McIntyre. Washington was on brink of war with North Korea 5 years ago. CNN (4.10.1999). Архивировано 28 апреля 2017 года.
  11. Examining The Lessons Of The 1994 Us-North Korea. PBS (10.04.2003). Архивировано 6 июля 2017 года.
  12. Дональд Кир. Экс-президент США Джимми Картер прибыл в Северную Корею на фоне надежд на шестисторонние переговоры (рус.), ИноСМИ.Ru (27 апреля 2011). Дата обращения 13 февраля 2018.
  13. 13,0 13,1 Направление неглавного удара, Известия (13 сентября 2013). Дата обращения 13 февраля 2018.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 Шестисторонние переговоры по ядерной программе КНДР. Справка (недоступная ссылка). РИА Новости. Дата обращения: 3 февраля 2013. Архивировано 5 февраля 2013 года.
  15. Ядерная программа КНДР (недоступная ссылка). NEWSru.com. Дата обращения: 5 февраля 2013. Архивировано 5 февраля 2013 года.
  16. КНДР вышла из шестисторонних переговоров и впервые признала создание ею ядерного оружия (рус.), РИА Новости (10 февраля 2005). Дата обращения 13 февраля 2018.
  17. Виктор Есин. Ядерное оружие КНДР: угроза или шантаж, Независимое военное обозрение (25 февраля 2005). Дата обращения 13 февраля 2018.
  18. Райс просит Китай надавить на КНДР, BBC (20 марта 2005). Дата обращения 13 февраля 2018.
  19. Гексафторид в Ливию могла поставить Северная Корея. Иран.ру (24 мая 2004). Дата обращения: 13 февраля 2018.
  20. Претензии Японии на Токто обусловлены ресурсами и транзитной ролью острова (рус.), Российская газета (20 июля 2009). Дата обращения 13 февраля 2018.
  21. Шестисторонние переговоры по ядерной программе КНДР. Справка, РИА Новости (24 августа 2011). Дата обращения 13 февраля 2018.
  22. Ответы официального представителя МИД КНР Кун Цюаня на вопросы корреспондентов на очередной пресс-конференции 12 января 2006 года. МИД КНР (12 января 2006). Дата обращения: 13 февраля 2018.
  23. 23,0 23,1 23,2 Отношения США и Северной Кореи // РИА Новости, 27.02.2019
  24. Северная Корея провела ядерные испытания, Лента.ру (25 мая 2009).
  25. Совбез ООН созывает чрезвычайное заседание по Северной Корее, podrobnosti (25 мая 2009). Дата обращения 13 февраля 2018.
  26. Аудиозапись сообщения северокорейского иновещания в выпуске новостей на русском языке Радио «Голос Кореи» от 27 мая 2009 года о прошедшем за день до того в Пхеньяне «массовом митинге общественности», на котором было приведено официальное обоснование проведения ядерного испытания КНДР 2009 года
  27. КНДР проведет ядерные испытания «с прицелом на США» Архивная копия от 8 мая 2015 на Wayback Machine // rbc.ru
  28. Северная Корея объявила о проведении ядерного испытания (недоступная ссылка). BBC Русская служба (12 февраля 2013). Дата обращения: 12 февраля 2013. Архивировано 12 февраля 2013 года.
  29. КНДР официально объявила об успешном ядерном испытании (недоступная ссылка). Росбалт (12/02/2013). Дата обращения: 12 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  30. Ким Чен Ын заявил о наличии у КНДР водородной бомбы. ТАСС (10 декабря 2015). Дата обращения: 13 декабря 2015.
  31. Ким Чен Ын заявил о наличии у КНДР водородной бомбы. Русская служба Би-би-си (10 декабря 2015). Дата обращения: 13 декабря 2015.
  32. Пхеньян объявил о бомбе. Лидер КНДР заявил о наличии разрушительного оружия. Российская газета (10 декабря 2015). Дата обращения: 13 декабря 2015.
  33. Власти Южной Кореи заявили, что КНДР готовится к испытанию водородной бомбы. Новое Время (украинский журнал и сайт) (3 января 2016). Дата обращения: 3 января 2016.
  34. Южная Корея предупредила о подготовке КНДР к испытаниям водородной бомбы. РБК (3 января 2016). Дата обращения: 3 января 2016.
  35. СМИ сообщили о подготовке КНДР к испытанию водородной бомбы. РИА Новости (3 января 2016). Дата обращения: 3 января 2016.
  36. (LEAD) N.K. claims development of hydrogen bomb for ICBM (англ.), Yonhap News Agency. Дата обращения 13 февраля 2018.
  37. Северная Корея предположительно провела очередное испытание ядерного заряда, Lenta.ru (6 января 2016). Дата обращения 13 февраля 2018.
  38. КНДР объявила об успешном испытании водородной бомбы. Русская служба Би-би-си (6 января 2016). Дата обращения: 6 января 2015.
  39. Заявления КНДР о водородной бомбе: сомнения и осуждение в мире. Русская служба Би-би-си (7 января 2016). Дата обращения: 6 января 2015.
  40. Обзор ИноСМИ: атомная или водородная бомба КНДР, антирекорд нефти. РИА Новости (6 января 2016). Дата обращения: 7 января 2015.
  41. КНДР заявила об успешном испытании водородной бомбы. ТАСС (6 января 2016). Дата обращения: 6 января 2015.
  42. Разведка Южной Кореи ставит под сомнение водородный взрыв в КНДР. РИА Новости (6 января 2016). Дата обращения: 7 января 2015.
  43. КНДР провела очередное ядерное испытание, NEWSru.com. Дата обращения 13 февраля 2018.
  44. КНДР официально объявила о проведении ядерного испытания. РБК (9 сентября 2016). Дата обращения: 13 февраля 2018.
  45. Пхеньян объявил об успешном испытании водородной бомбы, РБК (3 сентября 2017). Дата обращения 3 сентября 2017.
  46. КНДР объявила о создании водородной бомбы, BBC Русская служба (3 сентября 2017). Дата обращения 3 сентября 2017.
  47. Повторный сейсмический толчок после ядерного испытания в КНДР озадачил ученых. ПОЛИТ.РУ (15 сентября 2017). Дата обращения: 13 февраля 2018.
  48. 48,0 48,1 48,2 48,3 48,4 История отношений между США и КНДР // ТАСС, 26.02.2019
  49. Дипломат КНДР: Из-за США ядерная война может начаться в любой момент. Российская газета (17 апреля 2017). Дата обращения: 17 апреля 2017. Архивировано 18 апреля 2017 года.
  50. Власти КНДР прекращают разработку ядерного оружия. Ideologs.com (29 ноября 2018). Дата обращения: 5 декабря 2018.
  51. СМИ узнали о казни в КНДР дипломатов из-за неудачного саммита в Ханое // РБК, 31.05.2019
  52. «Пиар и шоу»: зачем Трамп вошел в КНДР. Газета.Ru. Дата обращения: 30 июня 2019.
  53. Идея «Чуть что». Ким Чен Ын уверовал в свои ядерные силы // Коммерсантъ, 09.09.2022
  54. В Пентагоне заявили, что усиливают потенциал ПВО в ответ на угрозу от КНДР. ТАСС. Дата обращения: 3 сентября 2020.
  55. Идея «Чуть что». Ким Чен Ын уверовал в свои ядерные силы // Коммерсантъ, 09.09.2022
  56. Пхеньян не говорит с врагами. Ким Чен Ын бросил открытый вызов США // Коммерсантъ, 10.10.2022

Литература

  • Pinkston, Daniel A. The North Korean Ballistic Missile Program. — Carlisle, PA: Strategic Studies Institute, 2008. — 103 p.
  • Арбатов Г. А. Распространение ядерного оружия и терроризм. Ч.1-3.
  • Давыдов В. Ф. Россия и США: Проблемы взаимодействия в укреплении режима нераспространения ядерного оружия. М.: Институт США и Канады РАН, 1997.
  • Кузнецов Д. В. Проблема нераспространения ОМУ и общественное мнение. В 2-х частях. Часть I. Ядерная программа Ирана. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. — 404 с.
  • Новый вызов после «холодной войны»: распространение оружия массового уничтожения. Доклад Службы внешней разведки Российской Федерации. М.: СВР РФ, 1993.
  • Орлов В. А. Конференция 1995 года по рассмотрению и продлению срока действия Договора о нераспространении ядерного оружия: особенности, результаты, уроки // Научные записки ПИР-Центра. Октябрь 1999.
  • Проблемы ядерного нераспространения в российско-американских отношениях: история, возможности и перспективы дальнейшего взаимодействия / В. А. Орлов, Р. М. Тимербаев, А. В. Хлопков. М.: ПИР-Центр, 2001.
  • Ромашкина Н. П. Ядерные программы КНДР и Ирана в контексте современной системы международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 1. С.35-48.
  • Системная история международных отношений в четырёх томах / Под ред. А. Д. Богатурова. Т.III. 1945—2003. События. М.: НОФМО, 2004.
  • Ткаченко В. П. Корейский полуостров и интересы России. — М.: Наука, 2006.
  • У ядерного порога: Уроки ядерных кризисов Северной Кореи и Ирана для режима нераспространения / Под ред. А. Арбатова. М.: РОССПЭН, 2007.
  • Ядерное нераспространение: Краткая энциклопедия / Под общ. ред. А. В. Хлопкова. М.: РОССПЭН, 2009.
  • Ядерное нераспространение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2-х томах / Под общ. ред. В. О. Орлова. М.: ПИР-Центр, 2002.
  • Ядерное сдерживание и нераспространение / Под ред. А. Арбатова и В. Дворкина. М.: Моск. Центр Карнеги, 2005.
  • Ядерное оружие после «холодной войны» / Под ред. А. Арбатова и В. Дворкина; Моск. Центр Карнеги. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006.
  • Булычёв Г., Воронцов А., Новиков В. В чём суть выбора в «корейском вопросе»? Пути преодоления кризиса на Корейском полуострове // Ядер. распространение. — 2003. — Вып. 47., апрель—июнь
  • Володин Д. А. США и Северная Корея: от Буша-старшего к Бушу-младшему // США-Канада: экономика, политика, культура. 2007, № 3
  • Жебин А. З. Переговоры по ядерной проблеме на Корейском полуострове: промежуточные итоги // Проблемы Дальнего Востока. 2007, № 1.
  • Фёдоров Ю. Корейская ядерная проблема. — М., 2003. — (Аналит. зап. / Инт приклад. междунар. исслед.; № 1, т. 2)
  • Korea and US Nuclear Weapons, FAS Nuclear Information Project. Documenting nuclear policy and operations, September 28, 2005 // Текст
  • Reflections on the North Korean Nuclear Test and the U.S. Diplomacy // http://www.enfondsk.ru (недоступная ссылка).
  • Орлов В. А., Тимербаев Р., Хлопков А. «Проблемы ядерного нераспространения в российско-американских отношениях: история, возможности и перспективы дальнейшего взаимодействия»; ПИР-центр политического исследования, 2001 год.

Ссылки