Разумный, Владимир Александрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Александрович Разумный
Разумный Владимир Александрович.jpg
Дата рождения 15 октября 1924(1924-10-15)
Дата смерти 19 января 2011(2011-01-19) (86 лет)
Место смерти Москва, Россия
Страна СССР, Россия
Язык(и) произведений русский
Награды
Орден Почёта — 2000 Орден Отечественной войны II степени  — 1985 Орден Красной Звезды  — 1968 Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» SU Medal Twenty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal Thirty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal Forty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Медаль «Ветеран труда» SU Medal 50 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg SU Medal 60 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg SU Medal 70 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg
RUS Medal 50 Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg RUS Medal of Zhukov ribbon.svg RUS Medal 60 Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg RUS Medal 65 Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
RUS Medal In Commemoration of the 850th Anniversary of Moscow ribbon.svg
Сайт razumny.ru

Влади́мир Алекса́ндрович Разу́мный (15 октября, 1924 — 19 января, 2011) — советский и российский философ, публицист, педагог, литературный критик; доктор философских наук (1964), профессор (1968).

Биография

Отец — Александр Разумный, один из основоположников послевоенного советского кинематографа. З июля 1941 года вместе с другими девятиклассниками Москвы ушёл в московское ополчение, где выполнял спецзадания в районе Ельни — Ярцево — Дрогобужа в 6 Госстройуправлении НКВД до 21 сентября 1941 года. Со всеми девятиклассниками Москвы был откомандирован для завершения учёбы. По окончании средней школы был призван в августе 1942 года в ряды Красной армии и направлен в Первое Туркестанское пулемётное училище. По присвоении воинского звания лейтенанта продолжал службу в 62 — 8 Гвардейской армии ген. В. И. Чуйкова командиром пулеметного взвода, затем — роты в боях за Изюм и Барвенково, и далее — за Кировоград. После ранения и госпитализации был откомандирован в распоряжение Московского военного округа, где до увольнения в запас 20 апреля 1944 года готовил резервистов спецподразделений при военкомате. Последнее воинское звание — гвардии капитан.

Окончил Всесоюзный Государственный институт кинематографии (в 1948 году) и аспирантуру Института философии Академии наук СССР (в 1952 году). С 1949 года и до последних лет вёл преподавательскую работу по философии, педагогике и эстетике. В 1955—1969 гг. — старший научный сотрудник сектора эстетики Института философии Академии наук СССР. В 1962—1964 годах читал курс лекций «Современность и современник в киноискусстве» слушателям Высших курсах сценаристов и режиссёров[1]. С 1969 по 1977 год — директор вновь организованного им издательства «Педагогика» Академии педагогических наук СССР и Комитета по печати при Совете министров СССР. В 1977—1980 гг. — заведующий сектором взаимодействия школы, учреждений культуры и общественности по эстетическому воспитанию. В 1980—1984 гг. — заведующий кафедрой общественных наук Всесоюзного института повышения квалификации работников культуры, с 1984 по 1992 г. — профессор-консультант Научно-исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР, с 1992 г. до 1 июня 2006 г. — профессор Российского института переподготовки работников культуры, искусства и туризма Министерства культуры Российской федерации, далее — Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, с 1 июня 2006 г. — профессор Московского психолого-социального института.

Сферы увлечений — плавание с аквалангом, легенды и мифы народов мира и всевозможные очаровательные представители фауны — рептилии, черепахи, птицы, крысы и морские свинки, всегда наполняющие его дом убеждённого пантеиста. И конечно же — мудрые и верные собаки, сопровождавшие его всю жизнь, начиная с малолетства. Основная пожизненная страсть — русский балет. Но, пожалуй, к восьмидесяти пяти годам его всепоглощающим увлечением стал компьютер, перед всесилием которого он испытывает в процессе освоения поистине мистический трепет как перед знамением будущей цивилизации.

Скончался 19 января 2011 года.

Научная деятельность

Сфера творческих интересов — роль искусства в социальной жизни, общие закономерности и парадоксы социокультурного процесса как единства глобальных знаний, утончённых чувств и верований, драматизм бытия человека, смысл и перспективы современной цивилизации.

Первый период литературно-творческой деятельности В.Разумного (пятидесятые — шестидесятые годы XX века) был посвящён разработке общегносеологических проблем эстетики, таких как художественный образ, типическое в искусстве, природа художественного обобщения. Он обосновывал понимание художественного образа как своеобразного синтеза истины, красоты и добра, выступал против догматического понимания реализма, отстаивая правомерность условности в рамках реалистического творческого мышления. Основные монографии этого периода — «Проблема типического в эстетике», «О природе художественного обобщения», «Единство этического и эстетического в искусстве». Итоги этих исследований были им доложены на 5 Международном конгрессе по эстетике в Амстердаме.

Второй этап его научной деятельности (семидесятые — восьмидесятые годы XX века) — изучение новых художественно-образовательных систем в России, мирового опыта эстетического воспитания молодёжи. Им была сформулирована концепция «П — П — Д» (потребность — переживание — действие), предполагающая возможность конструктивного и эффективного изменения эстетической потребности индивида только через педагогически-организованное действие, операционно влияющее на переживание человека, на всю его структуру. Основная монография второго этапа — «Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы». В этот период он представил на обсуждение общественности программу интегративного образования, предполагающего преобразование традиционной школы как изжившего себя института эпохи Просвещения. Стержневыми в его программе стали идеи дешколизации, посткартезианской дидактики и использования игровых технологий в учебном процессе. Теоретические итоги исследований второго этапа были доложены В.Разумным на 6 Международном конгрессе по эстетике в Упсала.

В последний период В. Разумный опубликовал цикл работ о драматизме бытия, о философии мементоморизма, о сравнительной теории вероучений — «Драматизм бытия или Обретение смысла», «В поисках смысла. Очерки всеобщего йехуизма». Последний год он работал над завершением итоговой монографии этого цикла: «Тринадцатая ночь или Перед закатом надежды».

С 1949 года В. Разумный систематически выступал в печати, в средствах массовой информации как критик, публицист и эссеист. Всего им опубликовано 41 книжное издание, 360 статей по проблеме динамики современной культуры. Более пятидесяти пяти лет он вёл систематическую научно-организационную и педагогическую деятельность. Был директором созданного им в 1968 году академического издательства «Педагогика», редактором многих научных изданий, монографий, сборников. На 2010 г. был Главным редактором созданного им в 2001 году научно-методического журнала «Мир образования — образование в мире».

Участие в профессиональных сообществах

Награды

Награждён многими боевыми орденами, правительственными наградами и почетными знаками за развитие образования в России. Как Действительный член Европейской академии информатизации удостоен Знаков Командора и Кавалера Всемирного ордена НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА.

Примечания

  1. Сценарное отделение Архивная копия от 11 июня 2020 на Wayback Machine// Высшие курсы сценаристов и режиссёров

Ссылки