Разделённый экран

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Различные методы отображения множества сигналов на одном экране (16:9): 1+3, 3+1 (4:3), 2×2 (16:9), 1+1 (вертикальный 8:9, горизонтальный 16:4½), 3×3, 4×4 (16:9), 4×3 (4:3), 1 в 12 (16:9).

Разделённый экран (англ. Split screen) — техника отображения в компьютерной графике, когда происходит разделение одного экрана на несколько смежных частей для одновременного отображения нескольких (обычно связанных) потоков видео или текстовой информации на одном дисплее[1]. Например, в программе трёхмерного моделирования, два отдельных окна могут использоваться для одновременного просмотра и редактирования модели с двух сторон; или в видеоигре, для организации игры двух или более игроков одновременно, когда каждому игроку выделена отдельная область экрана, и он может перемещаться по игровому миру почти независимо от других участников.

Разделённый экран в компьютерных играх

В компьютерных играх режим разделённого экрана в большинстве случаев применяется для организации многопользовательской игры. Но также иногда встречаются и другие области применения; например, в игре Fahrenheit этот приём используется для одновременного отображения игровых событий с разных перспектив.

Разделённый экран в многопользовательских играх чаще всего встречается в играх для игровых приставок, особенно для старых, где не было возможности подключения к сети[2][3]. Для двух игроков обычно используется разделение экрана по горизонтали; реже встречаются режимы с вертикальным разделением. В приставках с возможностью подключения более двух геймпадов могут присутствовать режимы с одновременным делением на три/четыре части (то есть три или четыре игрока одновременно). Несмотря на развитие сетевых возможностей в современных приставках, многопользовательская игра в режиме разделения экрана ещё достаточно часто используется в консольных играх.

В играх для персональных компьютеров этот способ для многопользовательской игры встречается нечасто; это связано с гораздо большей доступностью сетевых технологий на компьютерах, иногда повышением требовательности к ресурсам компьютера (необходимо рисовать сразу несколько картинок на экране) и проблемами с управлением (для большинства игр потребовалась бы отдельная мышь для каждого игрока; малая распространённость геймпадов).

Примерами игр с поддержкой разделения экрана для многопользовательской игры являются Quake III для Dreamcast (до четырёх игроков), Serious Sam для ПК (тоже до четырёх) и Half-Life: Decay для PlayStation 2 (до двух). Также стоит отметить аркаду Split Second: Velocity, в которой реализована технология разделения экрана, что очень большая редкость для современного игропрома. Эта же технология использована в ещё одной аркаде Blur, а также в Terminator Salvation: The Future Begins и выпущенной в 2011 году игре Portal 2.

В марте 2018 года вышла приключенческая аркада A Way Out, основанная на технологии разделённого экрана и выведшая её на новый уровень. Практически во время всей игры экран разделён на две части, следящие за двумя главными персонажами игры. В некоторых сценах экран показывает единую картинку (обычно, когда персонажи располагаются рядом друг с другом во время сюжетного поворота), а иногда, наоборот, разделяется на три части (например, когда нужно следить, куда смотрит наёмный убийца).

Примечания

  1. David Pogue. Split Screen Magic at Two in the Morning (англ.) (October 13, 2005).
  2. Simon Eriksson. Split-Screen Gaming: What Happened?. The Games' Edge (October 19, 2018). Дата обращения: 10 ноября 2019.
  3. Why Split-Screen Gaming is Dying (And Why We Should Mourn It). Highsnobiety (September 9, 2015). Дата обращения: 10 ноября 2019.

См. также