Работа по распределению

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Заказ Минчермета СССР на четверых выпускников УЗПИ. Харьков, 1985 год

Работа по распределению — практика трудоустройства выпускника высшего учебного заведения и среднего специального учебного заведения, обязательная на определённый срок как для самого выпускника, так и для работодателя, и гарантирующая занятость молодых специалистов и их социальные гарантии.

В настоящее время практика обязательного распределения применяется в Республике Беларусь для студентов, обучавшихся за счет средств государственного бюджета, где обязательное распределение закреплено в Кодексе об образовании[1]. В Латвии обязательство отработать по распределению три года касается молодых врачей[2].

Распределение имело место в некоторых учебных заведениях Российской империи (например, в Училище правоведения) и позже в СССР, где и появляется сам термин «распределение».

Гарантированная работа

Распределение охватывало в СССР всех выпускников высших и средних специальных учебных заведений, гарантировало им рабочие места по окончании образования, которое было общедоступным и бесплатным.

Оно проводилось в последние месяцы обучения — специальная комиссия распределяла выпускников по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств или заявкам самих предприятий в комиссии по распределению, в специалистах данного профиля.

Предприятия могли прислать персональные заявки на распределение выпускников, хорошо зарекомендовавших себя на студенческой практике на этих предприятиях.

В СССР широко практиковалось обучение в вузах по целевому направлению предприятий или регионов, когда абитуриенты зачислялись в вуз вне конкурса при условии положительной сдачи вступительных экзаменов, причем для этого вузы направляли в регионы выездные приемные комиссии, чтобы сократить абитуриентам время на сдачу экзаменов и затраты на транспорт. Зачисленные таким образом студенты распределялись в регионы и на предприятия, которые их командировали. Подобная практика сохранилась в России и республиках СНГ.

Статус молодого специалиста

В СССР выпускник был обязан отработать «по распределению» три года (в РБ срок работы по распределению, как правило, составляет два года[1]), и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию.

Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» — такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства.

По закону молодые специалисты имели право на внеочередное получение жилья, что закреплялось в специальной графе направления на работу, выдававшегося вузом: «с жильем» или «без жилья». В случае, если специалист распределялся «с жильем», по приезде его обязаны были обеспечить общежитием, квартирой до подхода очереди или выделить ему пособие на аренду жилья.

Молодые специалисты получали льготы в устройстве детей в детские дошкольные учреждения и так далее и другие социальные гарантии. Уклонение выпускника от работы по распределению в СССР наказывалось: так, в 1939 году газета «Уральский рабочий» писала о выпускнице Свердловского медицинского института М. Т. Павлик, которая трижды отказалась ехать на работу по распределению, после чего была привлечена к уголовной ответственности по статье 131 Уголовного кодекса[3].

Для выпускников, прошедших срочную службу в армии, время работы по распределению сокращалось на величину срока службы.[источник не указан 2157 дней]

Современные дискуссии о распределении

Россия

В сентябре 2011 года Российский профсоюз студентов инициировал общественную дискуссию о восстановлении системы распределения выпускников вузов, особенно тех, кто учился на бюджете, поскольку государство тратит деньги на их обучение, а затем выпускники сталкиваются с проблемами трудоустройства по специальности. Профсоюз считал, что таким образом молодому специалисту будут гарантированы первое рабочее место по полученной специальности и стабильный доход, а государство сможет регулировать рынок труда и занятость, а также возобновление кадров в конкретных отраслях и регионах. Профсоюз также предлагал восстановить существовавшую в СССР систему предоставления жилья молодым специалистам, направляемым в другой регион[4].

В феврале 2019 года правительство Российской Федерации обнародовало перечень специальностей, по которым будет вестись целевое обучение. В список вошло 131 направление бакалавриата, в том числе прикладная математика, информатика, механика и математическое моделирование, информационные системы и технологии, экономика, менеджмент, управление персоналом, государственное и муниципальное управление, юриспруденция. Также в перечень включено 107 направлений магистратуры, 89 специальностей специалитета. Всего в список включено 500 профессий, по которым выпускники должны будут отработать по распределению или вернуть государству средства, потраченные на их обучение[5].

Латвия

С апреля 2016 года правительство Латвии приняло разработанные Министерством здравоохранения поправки к правилам распределения и финансирования резидентов, обязавшие молодых врачей отработать три года в государственных и муниципальных медицинских учреждениях в регионах за пределами Риги, если они прошли обучение за счет государства.

Правила предусматривают приоритет при приёме в резидентуру претендентов, заключившие соглашение о начале трудовых отношений после окончания резидентуры с самоуправлением или медицинским учреждением в сельских регионах Латвии, практикой семейного врача, Инспекцией здравоохранения или Центром профилактики и контроля заболеваний.

Аналогичная норма была ранее и относится к резидентам, начавшим обучение за государственный счет до 30 августа 2011 года. Она была оспорена в Конституционном суде ЛР в деле № 2011-14-03, по которому суд вынес решение 3 мая 2012 года, указав, что правило о распределении молодых врачей, обучавшихся за счет госбюджета, преследует легитимную цель и соответствует интересам общества, так как в 2009 году, на соответствующем месте работы по окончании обязательного трехлетнего срока продолжило работать 92,5 % специалистов, в 2010 году — 98 %, а в 2011 году — 93 %.[6]

Необходимость принятия таких правил была связана с перекосами в распределении молодых медиков, 62 % из которых работало в Риге[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Статья 83. Распределение выпускников. Кодекс Республики Беларусь об образовании. 13 января 2011 г. № 243-З Архивная копия от 11 сентября 2016 на Wayback Machine, Национальный правовой интернет-портал РБ
  2. 2,0 2,1 Семен Дойкин. Принуждение к распределению. Утверждены новые правила распределения врачей-резидентов (недоступная ссылка). Балтньюз. m.baltnews.lv (22 марта 2016). Дата обращения: 12 апреля 2019. Архивировано 12 апреля 2019 года.
  3. Уральский рабочий. — 1939. — 21 ноября.
  4. Казак А. Распределение выпускников вузов решит сразу несколько проблем. Радиостанция Вести FM (25 апреля 2012). Дата обращения: 12 апреля 2019. Архивировано 12 апреля 2019 года.
  5. Кривякина Е. Правительство возрождает советскую систему распределения выпускников вузов. Комсомольская правда (11 февраля 2019). Дата обращения: 12 апреля 2019. Архивировано 12 апреля 2019 года.
  6. Конституционный суд ЛР. Решение КС от 3 мая 2012 года «О соответствии подпункта 315 и пункта 11 правил Кабинета министров No 120 от 13 марта 2001 года „Порядок распределения врачей-резидентов и финансирования резидентуры‟ ипункта 11правил Кабинета министров No 972 от 25 августа 2009 года „Порядок распределения врачей-резидентов и финансирования резидентуры‟ статьям 91 и 106 Конституции Латвийской Республики». (май 2012). Дата обращения: 12 апреля 2019. Архивировано 12 апреля 2019 года.

Ссылки