Пётр Степанович Верховенский

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пётр Степанович Верховенский
Создатель Ф.М. Достоевский
Произведения «Бесы»
Пол мужской
Семья Степан Трофимович Верховенский (отец)
Дети нет
Роль исполняет Антон Шагин (2014), Жан-Филипп Экоффе (1988)

Пётр Степанович Верховенский — один из главных героев романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Сын либерала Степана Трофимовича Верховенского и его первой жены, «легкомысленной девицы», имя которой в романе не названо. Революционер и нигилист, лишённый моральных принципов. Создал в небольшом уездном городке революционную организацию; в конце концов, его действия привели к убийству Ивана Шатова, бывшего члена организации заговорщиков.

Прообразами Петра Верховенского были революционеры Сергей Нечаев и, возможно, Михаил Петрашевский.

История создания

В первоначальных черновиках романа Верховенский носил условное имя «Студент»; иногда автор именовал его «Нечаевым» по имени прототипа. Достоевский первоначально планировал изобразить «Студента» как чистого нигилиста, своего рода пародию на тургеневского Базарова. В то же время это должен был быть комический персонаж, нигилист-Хлестаков («вроде Хлестакова — какие-нибудь гадкие, мелкие и смешные истории в городе»[1]). В образе Петра Верховенского отразилось много и личных черт Нечаева, о которых Достоевский знал и из прессы, и по рассказам знакомых, в том числе его бытовая неаккуратность и фамильярная манера общения[1]. В то же время этот персонаж отчасти соотносился и с Петрашевским («Нечаев — отчасти Петрашевский» — записал Достоевский в черновиках к роману, имея в виду своего персонажа), к кружку которого принадлежал писатель. Комментаторы предполагают, что к Верховенскому перешли такие черты Петрашевского, как энергичность, непоседливость, исключительно быстрая и при этом правильная речь[1].

Во время работы над романом замысел Достоевского изменился: писатель не захотел делать главным героем полупародийного нигилиста, и на первое место выдвинулся Николай Ставрогин, носивший в черновиках имя «Князь»:

Без сомнения, небесполезно выставить такого человека; но он один не соблазнил бы меня. По-моему, эти жалкие уродства не стоят литературы. К собственному моему удивлению, это лицо наполовину выходит у меня лицом комическим. И потому, несмотря на то, что всё это происшествие занимает один из первых планов романа, оно, тем не менее,— только аксессуар и обстановка действий другого лица…
Из письма Достоевского к М. Н. Каткову от 8 (20) октября 1870 года

В культуре

Современная Ф. М. Достоевскому критика зачастую подчёркивала искусственность образа Верховенского. Так, П. М. Ткачёв писал: «Верховенский сколько-нибудь своеобразен только в своей фанатической исповеди Ставрогину. Но эта исповедь нимало не гармонирует с общим характером героя, выкроенного по шаблону лесковских нигилистов»[2]. Н. К. Михайловский также счёл характер Верховенского одномерным; при этом он отметил, что Верховенский — типичный для Достоевского персонаж «на границе нормального и ненормального состояния духа… Это или люди, находящиеся в сильно возбуждённом состоянии, или мономаны, имеющие возможность сочинять и проповедовать весьма замысловатые теории»[3].

Критика XX в. (Вяч. Иванов, Д. Мережковский) увидела в Петре Верховенском мистическую составляющую: это своего рода Мефистофель, кривое зеркало главного героя — Николая Ставрогина[4]. Как отмечает Е. М. Мелетинский, Пётр Верховенский воплощает образ мифологического плута-трикстера: при этом Верховенский выступает, как двойник-практик Ставрогина, который «совершает провокации, убийства и т. п., которые тайно, частично бессознательно, желанны для Ставрогина»[5].

Послереволюционная критика подчёркивала в характере Верховенского и другие аспекты: сама «плоскость» и одномерность персонажа уже предвещала революционную «бесноватость», одержимость идеей. Так, Д. Мережковский писал: «Такие деятели русской революции, как Ленин и Сталин, совершенно „бесноватые“, будут площе Верховенского»[6]. Ф. Степун полагал, что в речи Верховенского в главе «Иван-Царевич» содержится: «историософская и социологическая характеристика грядущей большевистской революции»[7]. Альбер Камю, написавший пьесу по мотивам «Бесов», также считал Верховенского провозвестником тоталитаризма: «Верховенский… существо злобное и ограниченное, он живёт только волей к власти… Это — провозвестие тоталитарных теократий XX века и государственного террора»[8].

Юрист А. В. Наумов отметил, что и роман Достоевского в целом, и особенно образ Верховенского остаются актуальными, как отражение характерных принципов и приёмов терроризма, в том числе международного[9].

В кино и театре

  • В спектакле «Николай Ставрогин» (1913) роль Верховенского исполнил И. Н. Берсенев
  • В сериале BBC «Одержимые» (The Possessed, 1969) Верховенского играл Дэвид Коллингз[10].
  • В фильме Анджея Вайды «Бесы» (1988) Петра Верховенского играл Жан-Филипп Экоффе.
  • В фильме Игоря Таланкина "Бесы" 1992 года Петра Верховенского играл Пётр Юрченков.
  • В сериале «Бесы» 2014 года роль Петра Верховенского исполнил Антон Шагин.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Буданова H. Ф., Орнатская Т. И., Сухачев Н. Л., Туниманов В. А. Примечания. // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1990. Т. 7. С. 673—846.
  2. Петр Никитич Ткачев. Больные люди Архивная копия от 3 июля 2020 на Wayback Machine («Бесы», роман Федора Достоевского, в трёх частях. Спб., 1873) // Критика 70-х гг. XIX века / Сост., вступит. ст., преамбулы и примеч. С. Ф. Дмитренко. — М.: ООО «Издательство „Олимп“»: Издательство «АСТ», 2002 (Библиотека русской критики)
  3. Михайловский Н. К. Литературные и журнальные заметки // «Отечественные записки», 1873, № 2.
  4. Д. М. Мережковский. Толстой и Достоевский
  5. Мелетинский Е. М. Заметки о творчестве Достоевского. М., РГГУ, 2001
  6. Д. Мережковский. Царство Антихриста. СПб., 2001
  7. Ф. А. Степун. «БЕСЫ» И БОЛЬШЕВИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. — М., 1991. — С. 365—376. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 21 июля 2020 года.
  8. Альбер Камю. Бунтующий человек. Падение. Изгнание и царство. Записные книжки (1951—1959)
  9. Наумов А. В. Российское уголовное право. Курс лекций. В 3-х т. М.: Волтерс Клувер, 2010. Т. 3. Особенная часть (главы XI—XXI). — 656 с. — 978-5-466-00313-0. С. 19-22.
  10. The Possessed (TV Mini-Series 1969– ) - IMDb. Дата обращения: 4 июля 2020. Архивировано 9 мая 2021 года.

Литература

  • Андо А. К истории создания образа Петра Верховенского // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1987. Т. 7. С. 174—193.
  • Буданова H. Ф., Орнатская Т. И., Сухачев Н. Л., Туниманов В. А. Примечания. // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1990. Т. 7. С. 673—846.
  • Мелетинский Е. М. Заметки о творчестве Достоевского. М.: РГГУ, 2001
  • Сараскина Л. И. Петр Верховенский // Энциклопедия литературных героев. — 1997. — С. 310—312.
  • Сараскина Л. И. Проверка на бессмертие (Достоевский в кинематографе и на театре) // Достоевский и XX век. — 2007. — С. 664—714.
  • Sach M. Ein literarisches Modell des Terrors. Die Gestalt des Petr Verchovenskij in Dostoevskijs Roman Besy im Spannungsfeld von Geschichte und Literatur //Zeitschrift für slavische Philologie. — 2011. — С. 67-112.