Пуризм (искусство)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Л. Маркусси. Композиция с портретом. 1926. Гуашь. Частное собрание

Пуризм (от фр. purisme, от лат. purus — чистый) — течение в живописи модернизма начала XX века. Основные идеи пуризма были обозначены французскими художниками-живописцами Амеде Озанфаном и Шарлем-Эдуаром Жаннере (будущим архитектором под псевдонимом Ле Корбюзье) в 1918 году в манифесте «После кубизма».

Термин

Название «пуризм» художники заимствовали из сочинения Катрмера-де-Кенси «Словарь архитектуры» («Dictionnaire de l’architecture», 1786—1828), в котором пуризм декларируется как творческий метод архитектуры неоклассицизма, свободного от украшений и излишеств. Термин «пуризм» использовал Иоганн Вольфганг фон Гёте в статье «Античное и современное» (1818). В начале XIX века эстетическое движение пуризма существовало в Италии. В своём манифесте, опубликованном в 1842 году, пуристы ссылались на эстетику Гёте[1].

Французский пуризм 1920-х годов

Французские пуристы в своём манифесте призывали к «очищению действительности» от случайностей и несовершенных форм ради создания «идеальных зрительных конструкций», которые должны стать «эквивалентом» мыслимого совершенного мира. Озанфан и Жаннере писали натюрморты, выискивая чистоту линий, силуэтов и неярких гармоничных цветов, тем самым уподобляя живопись графике. Они упрощали и уплощали форму предметов ради создания «чистой архитектоники», основанной на игре линий и рифмованных силуэтов, «очищенных» от случайных, несущественных деталей. Пуристов сравнивают с близкими им по устремлениям художниками орфизма (Р. Делоне) и группы Пюто (в дальнейшем: «Золотое сечение»), а также неопластицизма П. Мондриана и объединения «Абстракция-Творчество».

Участником движения пуристов был и Фернан Леже, который в то время увлекался эстетикой техники и эстетизацией машинных форм, По его собственным словам, «новая эстетика» открылась ему на фронте первой мировой войны под Верденом, когда среди огня и дыма, он вдруг увидел ярко сверкающий на солнце ствол артиллерийского орудия. Это впечатление, вспоминал художник, дало мне «больше, чем все музеи мира»[2]. В дальнейшем Леже создал на основе эстетической программы пуризма оригинальный стиль изображения человеческих фигур и предметов из округлых, геометризованных форм, напоминающих «идеальные механизмы». Леже успешно сотрудничал с Ле Корбюзье в оформлении интерьеров новой архитектуры, создавал панно из майолики, выступал с докладами и статьями о современной эстетике машин[3].

Достижения пуристов развивали многие художники-модернисты: Робер и Соня Делоне, Франтишек Купка, Франсис Пикабия. Пуристом называл себя венский архитектор Адольф Лоос, о чём эффектно заявил в своей программной статье «Орнамент и преступление».

Примечания

  1. Власов В. Г.. Пуризм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 883—884
  2. Бокье Ж. Фернан Леже. Вступительная статья к каталогу выставки. — М.: Искусство, 1963. — С. 13
  3. Сагалович М. В. По следам Фернана Леже. — М.: Советский художник, 1983

Литература

  • Крючкова В. А. «Кубизм. Орфизм. Пуризм», Москва, 2000.
  • Ле Корбюзье «Архитектура XX века», Москва, 1970.