Пуми (народ)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пуми
Язык пуми, тибетский, китайский
Религия тибетский буддизм, даосизм, шаманизм, анимизм
Входит в тибетцы
Родственные народы цян

Пуми (другие названия: пуинми, пушими, пэйми, бо, люлюпа, кит.普米族 пиньинь Pǔmǐ Zú) — народ в Китае, проживающий в провинциях Сычуань и Юньнань, численность которого составляет 50 тыс. человек (оценка). Говорят на языке пуми, относящимся к цянской группе тибето-бирманской подсемьи сино-тибетской языковой семьи, также распространены китайский и тибетский языки. Имеются два диалекта, резко отличающиеся друг от друга — южный и северный. Ранняя письменность пумийцев была создана на основе тибетского письма, но ввиду того, что она не получила широкого распространения, позднее стала использоваться китайская письменность (Davies 1909: 350). В конце XX века была создана письменность пуми на латинской графической основе.

История

Предками пуми являлись древние дицян. Из всех национальных меньшинств Китая пуми прошли самый длинный миграционный путь. Первоначально они кочевали на территории Цинхай-Тибетского плато, позже направились в более тёплые районы в пределах гор Хэндуаншань в 4 в. до н. э. Позже, в 7 в., они мигрировали на юго-запад Сычуани и стали доминирующей народностью района Сичан, а в 14 в., в эпоху правления династии Юань, многие из пуми последовали за монголами на северо-запад Юньнани, где национальность пуми стала неуклонно развиваться и усиливаться. Обосновавшись там, они занялись земледелием, а местные землевладельцы взяли под свой контроль экономику пуми в Ланьпине и в окрестностях Лицзяна. За исключением небольших территорий, местные землевладельцы получали налог с больших земельных участков: крестьяне должны были выплачивать более 50 % от собранного урожая. Среди крупных землевладельцев из числа пуми велась торговля рабами. С началом Культурной Революции эти землевладельцы потеряли свою силу и статус и переквалифицировались в простых местных жителей (Рахимов 1981: 57).

Система хозяйства

Главное занятия пумийцев — богарное земледелие, выращивают ячмень (в том числе цинкэ), овёс, гречиху, кукурузу. В прошлом сельское хозяйство было неразвито в силу того, что 90 % возделываемых земель располагались в горной местности, а методы хозяйствования были крайне примитивными. Большую роль играет животноводство (коровы, лошади, козы, свиньи), птицеводство (главным образом куры) и бортничество. Развитие этих сфер связано с основанием Ланьпин-бай-пумийского автономного уезда в 1988 г. Важное значение имеют подсобные занятия такие, как охота и собирательство (в основном сбор лекарственных растений). Широко развиты домашние ремёсла — изготовление с/х орудий, предметов быта, плетение из бамбука, ткачество (Решетов 1965: 525).

Другие названия

Сами пумийцы называют себя по-разному, в зависимости от района проживания, например, живущие в уездах Ланьпин, Лицзян и Юншэн именуют себя «пуинми». Самоназвание «пэйми» означает «белый человек». В китайских источниках пуми упоминаются как «сифань» или «бацзюй». Соседние народы зовут пуми по-разному: лицзянские наси зовут их бо, лису — люлюпа и т. д. После образования КНР национальность получила единое название — пуми (Решетов 1998: 429).

Социальные отношения

К середине первой половины XX века социальная структура пуми характеризовалась феодальными отношениями. Помещики сосредоточили в своих руках основную массу земли. Элементы капитализма стали проникать в экономику пуми во 2 четверти XX века. Наряду с этим сохранялись пережитки первобытно-общинного строя. Семьи, принадлежащие одному роду, ели вместе, почитая тем самым общих предков. Прах умерших — членов одного рода хоронили в одной и той же лесной пещере. Сохранялись традиции взаимопомщи. Интересы деревни в сношениях с другими деревнями представлял выборный старейшина, который решал и внутренние разногласия. Община пуми в уезде Юншэн и Нинлан состояла из больших патриархальных семей, а в Ланьпине и Вэйси преобладали маленькие семьи. Современные семьи малые, моногамные. Прослеживалась патрилинейная примогенитура (Решетов 1965: 525).

Вид брака

В традиционном обществе преобладала моногамия, однако некоторые крупные землевладельцы практиковали полигамию. Заключались кросскузенные браки, большинство девушек выходили замуж в возрасте 15 лет, а мужчины — в 18. После свадьбы новая семья выделялась. В 1949 с практикой «насильственного брака» и помолвок ещё нерождённых детей было покончено (Там же).

Религия

В системе религиозных воззрений господствующее положение занимал анимизм. В частности, был развит культ деревьев, гор, рек и т. д. Существовал обычай чаепития: полагалось плеснуть на треножник прежде, чем начинать пить чай. Пуми исповедуют шаманизм, характер которого схож с бон у тибетцев и дунба у наси. При похоронах шаманы — шисиби в уездах Нинлан и Ланьпин «открывают дорогу душе покойного», как бы указывая ей дорогу в древние места обитания предков на севере. Под влиянием соседей — тибетцев, наси, лису, и, бай — широкое распространение получили буддизм (ламаизм) и даосизм (Zhang Weiwei, Zeng Qingnan 1993: 220).

Жилище

Деревни расположены приблизительно в 500 метрах друг от друга на отлогих горных склонах. Дома строятся из дерева и с двумя этажами: нижний для скота, верхний — жилой. Очаг устраивается в центре комнаты и на земле, то есть этот участок не застилается досками, вокруг него сидят, поджав ноги. За очагом, у стены находится алтарь. Женщине запрещено проходить в доме между алтарём предков и очагом. Пуми очень гостеприимны. Прежде чем войти в комнату, гость должен спросить, есть ли кто-нибудь, и дождаться приглашения хозяина. Левая сторона комнаты предназначена для гостей мужского пола, левая — для женского (Zhang Weiwei, Zeng Qingnan 1993: 219).

Пища

Основную пищу составляют продукты из кукурузы и ячменя — каши и лепёшки. Овощей и фруктов употребляют мало, ограничиваются лишь китайской капустой, морковью и дынями. Чай является важной частью трапезы. Пуми любят спиртные напитки, которые сами готовят в больших количествах домашним способом. Также они соблюдают строгое табу: не едят собак (Решетов 1998: 429).

Одежда

Мужскую одежду составляют штаны и длинные куртки (почти до колен), наиболее богатые носят сафьяновые жилеты. У большинства мужчин за поясом сабли. Голову оборачивают узким куском материи, укладывая в форме большого тюрбана. Женщины заматывают косу в большой платок. Коса тем красивее, чем она больше. Носят длинную широкую юбку со складками и кофточку с запахом направо, которую убирают в юбку и подпоясывают разноцветным широким поясом. Поверх юбки надевают передник. В Ланьпине и Вэйси женщины носят зелёные, синие или белые кофты под безрукавками и брюки с вышитым поясом. В Нинлане и Юншэне сохраняются пережитки обряда инициации: достигшие 13-летнего возраста мальчики в торжественной обстановке надевают штаны, а девочки — юбки, как и взрослые (Решетов 1965: 525).

Фольклор

Пуми — хорошие танцоры и певцы. На свадебных церемониях и праздниках устраиваются соревнования по пению. В танце под флейту можно узнать движения, связанные с их работой в поле, охотой или ткачеством (Zhang Weiwei, Zeng Qingnan 1993: 221).

Письменность

В конце XX века была создана письменность пуми на основе латинского алфавита[1].

Инициали:

Буква МФА Буква МФА Буква МФА Буква МФА Буква МФА
b [p] p [pʰ] bb [b] m [m] hm [m̥]
d [t] t [tʰ] dd [d] n [n] hn [n̥]
g [k] k [kʰ] gg [g] h [x] hh [ɣ]
j [ʧ] q [tʰʃ] jj [ʤ] x [ʃ] xx [ʒ]
z [ts] c [tʰs] zz [ʣ] s [s] ss [z]
zh [ʈʂ] ch [ʈʰʂ] zzh [ɖʐ] sh [ʂ] ssh [ʐ]
zr [ʈ], [ʈʂ/kʴ] cr [ʈʰ], [ʈʰʂ/kʰʴ] zzr [ɖ], [ɖʐ/gʴ] l [l] lh [ɬ]
br [pʴ] pr [pʰʴ] bbr [bʴ] r [ɹ] hr [ɹ̥]
ng [ŋ] hng [ŋ̥] w [w] y [j]

Финали:

Буква МФА Буква МФА Буква МФА Буква МФА
i [i/iə] u [u] ui [ɥi/wi] e [ə]
ie [jɛ/e] iu [ju] uee [ɥe/we]
ii [ɨ/ə] uu [uə/ʉ] ue [ɥɛ/wɛ/wə] üa [ɥɐ]
in [ĩ/ə̃] ien [(j)ɛ̃/ĩ] uen [ɥɛ̃/wɛ̃/wĩ] uin [ɥĩ]
o [o/ɤ] io [(j)ɐw/ɨɤ] on [õ] ion [jõ]
a [ɑ] ia [jɐ/jɜ] ua [wɑ/wɜ] uan [wɐ̃/wɜ̃]
aa [a] uaa [wa] an [ɐ̃]
ea [ɜ/ɛ] ai [ɜj] uai [wɜj]

Тона обозначаются буквами v, f, r.

Примечания

  1. 普米语语言现代化中存在的问题 —兼谈文字推广和语言保存. Дата обращения: 31 марта 2018. Архивировано 12 августа 2019 года.

Литература

  • Рахимов Т. Р. Культурная революция // Судьбы неханьских народов в КНР. М.: Мысль, 1981. С. 57-58.
  • Решетов А. М. Пуми // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 429.
  • Решетов А. М. Национальные меньшинства КНР. Тибето-бирманские народы. Пуми // Народы Восточной Азии / Глав. ред. Чебоксаров Н. Н. М.-Л.: Наука, 1965. С. 524—525.
  • Davies H. R. The Tribes of Yun-nan. Tibeto-Burman languages // Yun-nan, the Link between India and the Yangtze. Cambridge, 1909. P.350-351.
  • Zhang Weiwei, Zeng Qingnan Pumi Nationality // In Search of China’s Minorities. Beijing: New World Press, 1993. P. 217—221.

Ссылки