Публий Нигидий Фигул

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Публий Нигидий Фигул
лат. Publius Nigidius Figulus
квестор Римской республики
до 63 года до н. э.
эдил или народный трибун Римской республики
60/59 год до н. э.
претор Римской республики
58 год до н. э.
легат в Азии (предположительно)
52—51 годы до н. э.

Дата рождения не позднее 98 до н. э.,
Дата смерти 45 до н. э.(-045)
Род Нигидии

Пу́блий Ниги́дий Фигу́л (лат. Publius Nigidius Figulus; родился не позже 98 года до н. э. — умер в 45 году до н. э.) — римский государственный деятель и философ из плебейского рода Нигидиев, претор в 58 году до н. э. Представитель латинского неопифагореизма Нигидий считался вторым после Марка Теренция Варрона учёным в Риме. Являясь другом Цицерона, осенью 63 года до н. э. вместе с женой и братом последнего всячески содействовал раскрытию заговора Катилины. Участвовал в гражданской войне 49—45 годов до н. э. на стороне республиканцев, был пленён Цезарем, но, в отличие от других оптиматов, не получил прощения диктатора и скончался в изгнании.

Происхождение

По всей видимости, Публий по рождению принадлежал к плебейской ветви патрицианского рода Марциев, основатель которого, Марк Марций, происходил из сабинского города Кур и являлся родственником второго, согласно античной традиции, римского царя Нумы Помпилия, вместе с которым в своё время перебрался в Рим[1] и ещё при жизни царя был возведён последним в сенаторское сословие[2]. Впрочем, какие-либо письменные или эпиграфические сведения о родном и приёмном отцах Нигидия в сохранившихся источниках отсутствуют.

Биография

Нигидий был известен своей дружбой с Марком Туллием Цицероном, которого поддерживал, являясь сенатором, при подавлении заговора Катилины[3][4]. Следовательно, квестуру Публий мог занимать до 63 года до н. э. Когда в конце 60 года до н. э. в Риме молодой нобиль Марк Целий Руф, начинавший свою гражданскую карьеру, заочно привлёк за злоупотребления властью в Македонии наместника этой восточной провинции Гая Антония Гибриду, Нигидий «грозился на народных сходках привлечь к ответственности всякого судью», который не явится на предстоящий суд[5]. Немецкий филолог Вильгельм Кролль[de], отталкиваясь от сообщения Цицерона, допускает, что Фигул в это время являлся эдилом, датируя его магистратуру 60 годом до н. э[6][7][8].; впрочем, некоторые исследователи полагают, что он мог входить в состав коллегии народных трибунов[9][10], отнеся это событие к 59 году до н. э[11]. После имя Нигидия в числе прочих должностных лиц упомянуто в одном из писем Цицерона к своему брату, когда над оратором нависла реальная угроза политического изгнания: в нём Марк Туллий говорит, что новоизбранные преторы, среди которых значился и Фигул, «очень дружественны мне и очень смелые граждане»[12], подчёркивая при этом своё особое расположение к ним[13][14]. Основываясь на том, что Публий выведен Цицероном в качестве собеседника в его латинском переводе платоновского «Тимея», написанного в 51 году до н. э., канадский учёный Р. Броутон предположил, что Нигидий мог служить легатом у Квинта Минуция Терма в Азии, откуда он отбыл в июле 51 года[15].

С началом междоусобной войны 49—45 годов до н. э. Нигидий Фигул примкнул к помпеянцам[16]. По всей видимости, в одном из сражений он попал в плен; несмотря на широко применявшуюся Гаем Юлием Цезарем «политику милосердия», прощения не получил и скончался в ссылке в 45 году до н. э[17].

Известно, что он предсказал отцу недавно родившегося Августа, что тот станет «владыкой мира»[18].

Оценка сочинений

Сочинения его, дошедшие до нас только в отрывках, касаются грамматики, религии и естествоведения. Самый важный труд Нигидия Фигула по грамматике — «Commentarii grammatici», отводивший много места орфографии. В сочинении Hигидия Фигула: «De diis» (О богах) речь шла как об именах богов, так и об их почитании. Кроме того, он писал сочинения о религиозном прорицании (divinatio): «De augurio privato», «De extis» и об истолковании сновидений. Из его сочинений по естествознанию известны «Sphaera graecanica» и «Sphaera barbarica» — астрономически-астрологического характера, «De vento», «De animalibus» и «De hominum naturalibus».

Сочинения Нигидия Фигула, вследствие крайней темноты изложения, были доступны, по-видимому, только специалистам и никогда не имели распространения среди большой публики.

Фрагменты трудов

  • Publii Nigidii Figuli operum reliquiae, coll. A. Swoboda. Pragae, 1889;
  • Dora Liuzzi. Nigidio Figulo «astrologo e mago». Testimonianze e frammenti. Milella, Lecce 1983, ISBN 88-7048-063-1.

Примечания

  1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Нума, 21
  2. Тит Ливий. История Рима от основания Города, I, 20 (5)
  3. Марк Туллий Цицерон. В защиту Суллы, 14 (42)
  4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Цицерон, 20
  5. Марк Туллий Цицерон. К Аттику, XXVIII [II, 2], (3)
  6. Kroll W. Nigidius Figulus // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft (RE). — 1936. — Bd. XVII, 1. — Sp. 200
  7. Broughton R. The Supplement to The Magistrates of The Roman Republic. — Bryn Mawr College, 1960. — P. 42
  8. Wiseman T. The New Men in The Roman Senate: 139 BC.—AD. 14. — London: Oxford University Press, 1971. — P. 244. — № 271
  9. Niccolini G., Giuffrè A. I fasti dei tribuni della plebe. — Mailand, 1934. — № 281. — ISBN 638160-1
  10. Thommen L[de]. Das Volkstribunat der späten römischen Republik. — Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1989. — 287 kol. — Sp. 260. — ISBN 3-515-05187-2
  11. Broughton R. The Magistrates of The Roman Republic. — New York, 1952. — Vol. II — P. 190
  12. Цицерон. К брату, LIII [I, 2], (16)
  13. Broughton R. The Magistrates of The Roman Republic. — N. Y., 1952. — Vol. II — P. 194
  14. Brennan T. The Praetorship in The Roman Republic. — New York & Oxford: Oxford University Press, 2000. — Vol. II: 122 to 49 BC. — P. 754. — Ref. 456
  15. Broughton R. The Magistrates of The Roman Republic. — N. Y., 1952. — Vol. II — Pp. 239, 245
  16. Цицерон. К Аттику, CCCXXI [VII, 24]
  17. Цицерон. К близким, CDLXXVIII [IV, 13]
  18. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Август, 94 (5)

Литература