Пуатвинский эдикт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пуатвинский эдикт

Пуатвинский (Пуатьерский) эдикт (фр. édit de Poitiers) 8 октября 1577 — постановление короля Франции Генриха III, подтверждавшее и уточнявшее условия Бержеракского мира.

Новый эдикт ограничивал религиозные свободы, предоставленные годом ранее Больёским эдиктом («миром Месье»). Отправление протестантского культа разрешалось в домах дворян, в больших и малых городах, имевших на это право «до последнего возобновления военных действий», а также занятых гугенотами ко дню заключения мира 17 сентября, в предместьях одного города на каждый бальяж, за исключением Парижа и королевских резиденций[1][2].

Эдикт утвердил реабилитацию жертв резни Святого Варфоломея[1], упразднял половину судебных палат, в которых протестанты составляли половину членов, а в оставшихся смешанных палатах их доля ограничивалась одной третью мест[2]. Утверждалось предоставление гугенотам восьми безопасных городов на шесть лет[1][2].

Королевское постановление признавало, что введение в стране единой религии если и желательно, то в действительности осуществимо только с применением силы и причинением ущерба «бедному народу»[1].

Генрих Наваррский обязался исполнять эдикт, несмотря на недовольство своего окружения, так как считал его важным шагом к достижению мира[1]. Политические принципы Больёского и Пуатвинского эдиктов позднее были реализованы в Нантском эдикте[2].

Практическое применение эдикта наткнулось на противодействие религиозных экстремистов с обеих сторон, что потребовало личного вмешательства Екатерины Медичи, совершившей в 1578—1579 годах поездку по югу Франции, результатом которой стало заключение Неракского договора, утвердившего применение постановлений эдикта в Гиени и Лангедоке.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Баблон, 1999, с. 172.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Ливе, 2004, с. 29.

Литература