Проходящий тон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Проходящий тон или проходящий звук (итал. note di passagio, фр. note de passage, англ. passing note, нем. Durchgangsnote) — с точки зрения гармонической тональности, это неаккордовый тон, который соединяет вместе два различных аккордовых тона[1]. Как правило, это неаккордовый тон на слабой доле, поступенно идущий от одного аккордового тона к другому. Попадая на сильную долю (особенно в момент вступления новой гармонии), проходящие тоны приобретают характер неприготовленного задержания.

Классификация

Различают проходящие тоны диатонические и хроматические. Они могут быть также двойными, тройными (секст- или квартсекстаккордами); в противодвижении — и в большем числе голосов.

Например, проходящий тон может быть приготовлен аккордным тоном на ступень выше либо ниже его и разрешён путём его поступенного продления в том же направлении к следующему аккордному тону (который либо является частью всё того же аккорда, либо следующего аккорда в аккордовой последовательности). Там, где два проходящих тона не разрешены, они представляют собой двойной проходной тон или двойной проходной звук.

Между проходящим тоном и аккордовым, к которому направлено мелодическое движение, могут быть введены аккордовый и другие неаккордовые тоны (запаздывающее разрешение проходящего тона). Проходящие тоны могут образовывать проходящие аккорды. В современной музыке поступенность проходящих тонов иногда разрывается перебросом их в другую октаву.

Исторический очерк

Как технический приём проходящий тон фигурирует уже в самых ранних памятниках западноевропейского многоголосия. Понятие «проходящий тон» возникло позже в учении о контрапункте, где он трактовался как вид диссонанса, переходящий от одного консонирующего интервала к другому (нем. Durchgangsdissonanz, «проходящий диссонанс»). В трактатах XVI – первой трети XVII вв. проходящий тон зачастую именовался «тра́нзитом» (лат. transitus), «быстрым переходом» (лат. celer transitus) и другими терминами. С развитием учения о гармонии проходящий тон стал рассматриваться в соотнесении с аккордом.

Литература

  • Римский-Корсаков Н. A. Практический учебник гармонии, вып. 1-2, СПБ, 1884-85, то же, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960;
  • Танеев С. Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, 1909, то же, М., 1959;
  • Катуар Г. Теоретический курс гармонии, ч. 2, М., 1925;
  • Тюлин Ю. Н. Практическое пособие по введению вгармонический анализ на основе хоралов Баха, Л., 1927 (на обл. загл.: Введение...);
  • Способин И., Дубовский И., Евсеев С. Практический курс гармонии, ч. 2, М., 1935; 
  • Riemann H. Katechismus der Harmonielehre, Lpz., 1890; 
  • Schenker H. Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1, B. - Stuttg., 1906, Bd 3, W., 1935, 1956;
  • Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz, Tl 1, Mainz, 1937, neue Ausg., 1940; 
  • Piston W. Harmony, N. Y., 1941; 
  • Карастоянов A. Полифонична хармония, София, 1959 (в рус. пер. - Полифоническая гармония, М., 1964).

Примечания

  1. Claude Abromont, Eugène de Montalembert. Guide de la théorie de la musique. — coll. « Les indispensables de la musique ». — Librairie Arthème Fayard et Éditions Henry Lemoine, 2001. — С. 178. — ISBN 978-2-213-60977-5.