Профицит бюджета

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Профицит бюджета (бюджетный профицит; англ. budget surplus) — положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.

Определение

Согласно БРЭ профицит бюджета — это превышения доходной части над расходной[1].

Ряд экономистов определяют профицит бюджета как положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами[2]. Профицит бюджета экономисты делят на первичный, когда он рассчитан без учёта стоимости обслуживания долга, и вторичный, учитывающий выплаты по внутренним и внешним заимствованиям.

Плюсы и минусы профицита

Ряд экономистов профицит бюджета оценивают негативно. На стадии составления бюджета профицит бюджета исключается с помощью увеличения расходов или снижения доходов. На стадии исполнения бюджета принимаются меры к сохранению средств, не предназначных для расходования в рамках утверждённого бюджета, профицит бюджета должен направиться на пополнение резервов или на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной период[3].

Профицит государственного бюджета

К государству, обладающему правом эмиссии денег, не применимы ограничения обычных бюджетных организаций.

Профицит бюджета позволяет увеличивать золотовалютные резервы страны, снижать государственный долг и выделять больше средств на непредвиденные расходы. Профицитный бюджет способствует увеличению макроэкономической стабильности и, в том числе — в условиях геополитических и долговых рисков.

Однако профицит бюджета — это не всегда благо для страны. Профицитный бюджет может быть следствием жесткой экономической политики, его результатом может быть недостаток свободных оборотных средств в экономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций[2].

Согласно предположению экономиста Джона Мейнарда Кейнса, государственные закупки могут воздействовать на уровень безработицы и способствовать выходу страны из кризиса. Поэтому бюджет должен иметь определённый контролируемый дефицит.

Ключевым вопросом является то, на что расходуются бюджетные средства в целом и профицит в частности. В тех случаях, когда они инвестируются в развитие производства, науки и т. д., это должно привести к дополнительным доходам в будущем. Таким образом, профицит бюджета не может быть главной целью. Как и при дефиците бюджета, наиболее наглядный показатель уровня профицита — его отношение к ВВП[2].

Страны с профицитом бюджета

На практике бюджетный профицит чаще всего встречается у стран — экспортеров сырья. Так, по результатам 2010 года, наибольший профицит — 39,8 % ВВП — у Брунея, 22,7 % — у Кувейта, 15,4 % — у Макао, 12,1 % — у Катара, 10,5 % — у Норвегии. Как правило, развитые страны имеют дефицитные бюджеты, а развивающиеся самыми быстрыми темпами находятся где-то посередине . За 2017 год в странах Евросоюза профицит бюджета был зафиксирован на Мальте, на Кипре, в Чехии, Люксембурге, Германии, Швеции, Нидерландах, Дании, Болгарии, Греции, Хорватии и Литве[4].

См. также

Примечания

  1. Бюджет / Румянцева Е.Е. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. 2,0 2,1 2,2 Бюджетный профицит. banki.ru. Дата обращения: 2 сентября 2019. Архивировано 2 сентября 2019 года.
  3. Профицит бюджета//Финансово-кредитный энциклопедический словарь /Под общ. ред. А.Г. Грязновой — М.: Финансы и статистика, 2002 — 1168с. — ISBN 5-279-02306-X
  4. Профицит бюджета. myfin.by. Дата обращения: 2 сентября 2019. Архивировано 2 сентября 2019 года.