Проспект Обуховской Обороны

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Проспект Обуховской Обороны
Проспект Обуховской Обороны рядом с пересечением с улицей Ольги БерггольцПроспект Обуховской Обороны рядом с пересечением с улицей Ольги Берггольц
Общая информация
Страна Россия
Город Санкт-Петербург
Район Невский, Центральный
Протяжённость ≈ 11 км
Метро Spb metro line4.svg Площадь Александра Невского-2
Spb metro line3.svg Площадь Александра Невского-1
Spb metro line3.svg Елизаровская
Spb metro line3.svg Ломоносовская
Spb metro line3.svg Пролетарская
Spb metro line3.svg Рыбацкое
59°53′03″ с. ш. 30°26′39″ в. д.HGЯO

Проспект Обу́ховской Оборо́ны — улица в Невском и Центральном районах Санкт-Петербурга. Ограничен площадью Александра Невского и Синопской набережной с одной стороны и Шлиссельбургским проспектом и Караваевской улицей с другой. Является самым длинным проспектом внутри застройки Санкт-Петербурга[1] — 11 километров (для сравнения: проспект Энгельса — 11 км, Московский проспект — 9,2 км). На ряде участков фактически является набережной Невы.

История

Б. Патерсен. «Вид окраины Петербурга у фарфорового завода». Конец XVIII века

На месте нынешнего проспекта Обуховской Обороны в XVIII веке проходила почтовая дорога на Шлиссельбург — Ключ-город и Архангельск. С 1733-го до 1830-х годов она именовалась Шлиссельбургская дорога (с 1799 года также Архангелогородская дорога), с 1830-х годов — Шлиссельбургский тракт (название Архангелогородский тракт перестало употребляться в 1880-е годы).

В середине XIX века на месте Шлиссельбургского тракта возникли проспекты:

  • Шлиссельбургский проспект — от площади Александра Невского до Прогонного переулка (ныне — часть Большого Смоленского проспекта).
  • проспект Села Смоленского — от Прогонного переулка до Московской улицы (ныне — улица Крупской).
  • проспект Посёлка Михаила Архангела — от Московской улицы до Владимирского переулка (ныне — часть Фарфоровской улицы). В 1930-х годах переименован в проспект Крупской (назван в честь Н. К. Крупской).
  • проспект Села Фарфорового завода — от Владимировского переулка до небольшой Леснозаводской улицы, переходящей в Куракину дорогу которая соединяла Неву со Средней Рогаткой. В 1920-е годы в честь В. Володарского был переименован в проспект Села Володарского.
  • проспект Села Александровского — от Куракиной дороги до Церковного переулка (ныне — часть улицы Грибакиных). 19 мая 1931 года переименован в проспект Памяти Обуховской Обороны, а 1940-е годы получил современное название — проспект Обуховской Обороны.
  • проспект Деревни Мурзинки — от Церковного переулка до современного Рыбацкого проспекта.

Проспект Села Александровского, находившийся у бывшего Обуховского завода (в советское время завод «Большевик»; Прежнее название заводу было возвращено в 1992 году — ФГУП «Государственный Обуховский завод»), получил название проспект Обуховской Обороны в память о столкновении рабочих завода с полицией 7 мая 1901 года, которая вошла в историю под названием Обуховской обороны[2].

15 декабря 1952 года несколько проспектов были объединены в проспект Обуховской Обороны. 23 февраля 1987 года к нему был присоединён отрезок до улицы Третьей Пятилетки.

Достопримечательности

Троицкая церковь
«Кулич и пасха»
Часовня снесённой церкви Божией Матери Всех Скорбящих Радости.
(дома 22 и 24)
Главный фасад бывш. Британо-американской церкви
Дом-Мегалит на Неве (пр. Обуховской Обороны, 195)
ЖК «Князь Александр Невский» (35 этажей, 124 метра; пр. Обуховской Обороны, 138/2)

География

Пересекает следующие улицы:

Также пересекает водные преграды:

Сносы

  • На участке под современным номером 110 с XIX века находилась Императорская Карточная фабрика, в советские годы — Комбинат цветной печати. Корпуса были построены в 1867—1870 годах по проекту архитектора Генриха Штегемана, главный производственный корпус (литера Б) в 2014 году был признан объектом культурного наследия. К нему примыкали административный корпус и ремонтно-механический цех Карточной фабрики. В 2006 году КГИОП исключил их из списка выявленных ОКН. В 2007-м они и ещё шесть корпусов были снесены по заказу ОАО «Комбинат цветной печати»; подрядчиком выступала группа компаний «Размах». К 2015 году группа компаний «Эталон» («ЛенспецСМУ») построила на участке жк «Молодёжный»[6]. Благодаря охранному статусу главный производственный корпус не снесли, новый жк расположился, «подковой» окружая историческое здание[7]. В 2020 году владелец жк нашёл инвестора, который согласился выкупить историческую постройку и отреставрировать её с приспособлением под современное использование[8][9]. В 2021 году была проведена экспертиза и разработан проект восстановления, который однако предусматривает «отказ от стилизации под XIX век» и придание «современного облика фасадам»[10][11].
  • В мае 2022 года ради возведения съезда с проектируемого Большого Смоленского моста КГИОП одобрила снос домов № 44, 48, 54, 56, 60, 68, 69 (лит. В) и 71. Пять из них были построены в 1917 году, два — в 1871 и 1851 годах[12]. Согласно закону об охранных зонах Санкт-Петербурга, в городе запрещён снос дореволюционных строений[13]. Чтобы дать разрешение на снос, 23 ноября 2021 года Совет по сохранению культурного наследия одобрил внесение изменений в закон о зонах охраны[14][15][16][17]. По заявлению зампреда КГИОП Алексея Михайлова, мемориальную ценность сносимых зданий предлагают компенсировать установкой памятных знаков[5][18]. Градозащитники утверждают, что прямая необходимость сноса есть только для домов № 48 и № 44[19].

В искусстве

  • На вышедшем в 2003 году альбоме Максима Леонидова «Hippopotazm» есть песня, называющаяся «Проспект Обуховской Обороны», которая впоследствии появилась также в 2007 году в его альбоме «Мир для Марии»[20].

Наземный транспорт

Ближайшие станции метро — «Площадь Александра Невского», «Елизаровская», «Ломоносовская», «Пролетарская» и «Рыбацкое».

На проспекте от площади Александра Невского до улицы Грибакиных и от Рыбацкого проспекта до Шлиссельбургского проспекта проложена трамвайная линия (маршруты № 24, 27, 39, 65) — участок от площади Александра Невского примерно до нынешнего Невского завода открыт в 1918 году, от Невского завода до нынешнего Рыбацкого проспекта открыт в 1922 году.

На участке от площади Александра Невского до улицы профессора Качалова проложена троллейбусная линия (маршруты № 14, 16).

На участке от площади Александра Невского до Большого Смоленского проспекта и от улицы Шелгунова до Шлиссельбургского проспекта действует автобусное сообщение (маршруты № 8, 58 и 11, 48, 53, 97, 115, 115А, 117, 189, 327 соответственно).

Примечания

  1. Шерих Д. Ю. Книга рекордов Петербурга. — СПб.: Иванов и Лещинский, 1995. — 244 с. — ISBN 5-86467-015-4.
  2. «Почему так названы» (К. Горбачевич, Е. Хабло, «Лениздат», 1962)
  3. 3,0 3,1 3,2 «Канонер» собрал неохраняемые старинные дома на окраинах Петербурга. «Канонёр» (3 июля 2017). Дата обращения: 5 августа 2021. Архивировано 4 августа 2021 года.
  4. Здания Э. И. Ярмолинского. Дата обращения: 24 декабря 2011. Архивировано 6 января 2012 года.
  5. 5,0 5,1 Кузьмицкий, В. Власти одобрили снос исторического квартала ради нового моста через Неву. «Деловой Петербург» (13 мая 2022). Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 17 мая 2022 года.
  6. ЛенспецСМУ так не приступило к ремонту Карточной фабрики у «Пролетарской». «Канонёр» (10 июня 2015). Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 4 августа 2021 года.
  7. В этом году на месте комбината цветпечати начнут строить жильё. Карповка (11 апреля 2012). Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  8. Иванова, Е. Редевелопмент по картам. «Недвижимость и строительство Петербурга» (12 мая 2021). Дата обращения: 17 мая 2022.
  9. Ершов, И. Карточный автодомик: структуры миллиардера Комолова купили здание-памятник. «Деловой Петербург» (12 мая 2021). Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 17 мая 2022 года.
  10. Лев Берёзкин. Все карты у девелопера. Здание Карточной фабрики отреставрируют. Санкт-Петербургские Ведомости (12 мая 2021). Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 17 мая 2022 года.
  11. Рыбина, Ю. Пустующее здание императорской карточной фабрики приспособят под офисы. «Градозащитный Петербург» (20 декабря 2021). Дата обращения: 17 мая 2022.
  12. Большой Смоленский мост через Неву начнут строить в 2023 году. «Деловой Петербург» (25 декабря 2021). Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 17 мая 2022 года.
  13. Большой Смоленский мост требует жертвы. Самых милых предлагают оттащить в сторону. «Фонтанка» (23 ноября 2021). Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 16 июня 2022 года.
  14. Совет по наследию дал добро на снос восьми старинных зданий в Смоленском. «Канонёр» (24 ноября 2021). Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 17 мая 2022 года.
  15. В Смольном объяснили снос восьми домов на проспекте Обуховской Обороны ради нового моста. 78 (14 мая 2022). Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 15 мая 2022 года.
  16. Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть. «Бумага» (24 ноября 2021). Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 27 апреля 2022 года.
  17. Воробьёва, Ю. В Петербурге представили облик нового моста через Неву. РБК (29 декабря 2021). Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 17 мая 2022 года.
  18. «Утрата исторического облика»: В Смольном объяснили снос восьми старинных домов ради строительства моста. ЗАКС.ру (14 мая 2022). Дата обращения: 17 мая 2022.
  19. Ради моста через Неву порушат историческую застройку Смоленского. «Канонёр» (21 ноября 2014). Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 17 мая 2022 года.
  20. Официальный сайт Максима Леонидова (недоступная ссылка)

Литература

  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 263—264. — 511 с.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 88, 89. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт, 2002. — 353 с. — ISBN 5-7711-0019-6.