Проспект Калинина (Москва)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Проспект Калинина
Проспект Калинина, 1969 годПроспект Калинина, 1969 год
Общая информация
Страна Россия
Город Москва
Округ ЦАО
Район Арбат
Протяжённость 2,3 км
Метро Филёвская линия Александровский сад
Арбатско-Покровская линия Арбатская
Арбатско-Покровская линия Смоленская
Филёвская линия Арбатская
Филёвская линия Смоленская
55°45′08″ с. ш. 37°35′28″ в. д.HGЯO

Проспéкт Кали́нина (также был известен как Новоарбатский проспект) — магистраль в Центральном административном округе Москвы, существовавшая на территории района Арбат в 1963—1994-х годах. Названа в честь советского революционера Михаила Калинина. Магистраль включала современные улицы Воздвиженку и Новый Арбат[1].

Расположение

Проспект проходил от Троицкой башни Кремля до Калининского моста. Образован из Сапожковской площади у Отводной башни, улицы Калинина, прорубленной магистрали Новый Арбат и части Кутузовского проспекта от Садового кольца до бывшего Новинского переулка[2].

История

Улица Калинина, 1960 год
Вид на Проспект Калинина со стороны Садового кольца, 1978 год

Проектирование

Идея прокладки новой западной улицы возникла в 1935 году в рамках Генерального плана реконструкции Москвы. Необходимость возведения высокоскоростной магистрали появилась по причине строительства Минского шоссе и частыми поездками правительственных кортежей из Кремля до загородных дач, расположенных на Можайском и Рублёво-Успенском шоссе[3].

По предложению председателя исполнительного комитета Моссовета Николая Дыгая первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв объявил летом 1962 года конкурс на лучший проект нового проспекта от улицы Калинина до Садового кольца[4]. Застройка магистрали была поручена архитектору Михаилу Посохину, в работе участвовали Ашот Мндоянц, Глеб Макаревич, Борис Тхор и Шаген Айрапетов. В планировке проспекта и высотных жилых домов также были задействованы архитекторы Игорь Покровский, Юрий Попов, Александр Зайцев, В. Васильев, М. Каплан и инженеры строительного управления «Моспроект-2» — С. Школьников, В. Сно, Василий Николаев, Л. Гохман и А. Ниснеев[5].

Было предложено несколько проектов, учитывающих санитарные нормы проживания, необходимость транспортной разгрузки соседних улиц и подготовку инженерных коммуникаций[6]. Первый макет, не принятый Хрущёвым, предполагал застройку участка от улицы Воровского до Садового кольца продолговатыми шести- или семиэтажными корпусами с расположенными между ними стеклянными торговыми павильонами. По замыслу разработчиков, следовало снести церковь Симеона Столпника и возвести вместо неё здание кинотеатра[4]. Хрущёв также отклонил строительство высоток в духе сталинского ампира и минималистических бетонных небоскрёбов, представленных во втором проекте[7].

30 июля 1962 года окончательный план магистрали был утверждён[3]. По правой стороне улицы предусматривалось возведение пяти жилых домов, нижние этажи которых отводились под различные торговые точки и столовые. В промежутках между зданиями архитекторы предполагали расположить кинотеатр и два крупных магазина. Подобная планировка позволяла сохранить старинные дореволюционные дома от сноса. Предложенная к реставрации церковь Симеона Столпника должна была выделяться на фоне архитектурного ансамбля проспекта. На левой стороне улицы запланировали построить высотные административные здания, объединённые двухэтажным стилобатом. В нём архитекторы собирались разместить крупные торговые объекты[4].

Критика

Калининский проспект — знаковый ансамбль раннего советского модернизма, вызвавший сразу после строительства противоречивую реакцию. Главной причиной критики были агрессивное вмешательство в исторически ценную московскую застройку и проамериканский внешний вид. Однако, с точки зрения технологий, строительство Калининского проспекта стало первым в СССР опытом применения унифицированного каркаса и сборных панелей при строительстве общественных зданий, возводимых по индивидуальным проектам[8].

Строительство

Прокладка новой проезжей части длилась с 1962 по 1963 год. Строительству автомобильной дороги и зданий на проспекте Калинина предшествовал снос старых сооружений, расположенных на месте будущей магистрали. После завершения прокладки нового полотна дороги 19 декабря 1963 года исполком Моссовета присоединил к нему улицу Калинина и Новинский переулок, образовав тем самым проспект Калинина[9].

С 1964 по 1967 год велось возведение жилых домов серии 1МГ-601Ж[4] и многоэтажных административных зданий на участке от улицы Воровского до Новоарбатского моста[10]. В 1969-м завершилось обустройство и состоялось открытие объектов торговли, сервиса и быта. В 1970 году сложившийся ансамбль был дополнен зданием СЭВ, построенным по проекту Посохина и Мндоянца. Оно должно было выполнять функцию связующего звена между Калининским и Кутузовским проспектами[11]. Участок на Арбатской площади Посохин дополнил также зданием Министерства обороны, возведение которого завершилось к концу 1980-х годов[4].

Проспект продолжил трансформацию центра Москвы в многолучевое функциональное пространство[6]. Застройка новоарбатского участка выполнена в духе конструктивизма и функционализма и имеет общие черты с работами французского мастера Ле Корбюзье[12]. Архитектурный ансамбль новоарбатской части магистрали проектировщики описывали следующим образом:

При проектировании комплекса зданий и сооружений много внимания уделялось как композиции ансамбля в целом, так и композиции каждого из его элементов. Магистраль плотно застроена двухэтажными зданиями торгового центра, над которым возвышаются административные и жилые дома. Торговый центр или комплекс торгово-бытового обслуживания располагается по обеим сторонам магистрали и связан подземными переходами под проезжей частью улицы.

На южной стороне магистрали торговый центр и административные здания задуманы как единый архитектурный организм. Четыре 26-этажных административных здания обращены развернутыми фасадами к улице и как бы стоят на двухэтажном цоколе, длина которого 800, а ширина достигает 50 метров. Здесь в первых двух этажах располагаются магазины и кафе. Торговые предприятия объединены общим архитектурным решением, а 18-метровый тротуар, идущий вдоль витрин частично защищен навесом, который защищает пешеходов от непогоды и солнца.

На северной стороне проспекта предприятия торгового центра размещаются в двухэтажных зданиях, расположенных между пятиэтажными домами, но все они, включая кинотеатр, также имеют навес над тротуаром[13].

Реконструкция

Масштабная реконструкция магистрали, включавшая снос ветхих домов от Боровицкой до Арбатской площадей, была намечена на 1970-е годы[14]. В рамках обновления облика проспекта на месте его пересечения с Садовым кольцом Посохин намеревался возвести ещё одно высотное здание-книжку. К концу 1980-х годов архитектор Дмитрий Солопов преобразовал проект в многоэтажный дом Международного центра науки и знаний. Возведение здания не завершили, строительство было окончательно остановлено в 1990-е годы[4].

В 1990 году начальному участку магистрали вернули название Воздвиженка, а проложенную в 1960-х часть переименовали в улицу Новый Арбат. В 1994 году переименование было утверждено повторно[1].

Примечательные здания и сооружения

Проспект на почтовом конверте, выпущенном в честь летней олимпиады в Москве, 1980 год
Калининский мост на почтовой марке СССР, 1980 год
Здание СЭВ и портрет Михаила Посохина на почтовой марке РФ, 2010 год
Проспект на почтовой марке, выпущенной в честь московской олимпиады, 1980 год

По нечётной стороне:

По чётной стороне:

Калининские места

  • Станция метро «Калининская». Названа в 1946 году, в 1990-м переименована в «Александровский сад». В 1946 году в вестибюле станции был установлен бюст Михаила Калинина[31].
  • В доме № 4 Калинин принимал посетителей Верховного Совета СССР, а напротив Пашкова дома располагалось здание, где он проживал[15].
  • У дома № 14 на углу с Большим Кисловским переулком в 1978 году возвели памятник Калинину работы скульптора Бориса Дюжева и архитектора Е. И. Кутырёва, но в 1991 году монумент был демонтирован[31].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Агеева, 2003, с. 207.
  2. Двинский, 1964, с. 57.
  3. 3,0 3,1 Муравьёв, 2013.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Денис Ромодин. Парадный въезд: каким задумывали Новый Арбат в СССР. Российский туризм (14 июля 2016). Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 31 июля 2018 года.
  5. Иконников, 1972, с. 22—23.
  6. 6,0 6,1 Рогачёв, 2014.
  7. Веллер, 2009.
  8. Россия высокая. История высотного строительства России / Ред.-сост. А. Елизарьева. — Екатеринбург: TATLIN, 2014. — С. 180. — ISBN 978-5-222750-21-5.
  9. Сарабьянов, 1979, с. 376.
  10. Гуревич, Желудков, Овсянников, 1968, с. 81.
  11. Яралов, 1979, с. 69.
  12. Дарья Тюкова. Еда и лавочки — обязательное условие любого общественного пространства. Московский Комсомолец (4 июня 2018). Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 10 июля 2018 года.
  13. Татьяна Воронцова. Улица Новый Арбат. Узнай Москву (2017). Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 31 июля 2018 года.
  14. Трофимов, 1976, с. 65.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 Курлат, Соколовский, 1975, с. 96.
  16. Бусева-Давыдова, Длугач, Нащокина, 1997, с. 51.
  17. Жилой дом священнослужителей кремлевских соборов с кельями Крестовоздвиженского монастыря, 2-я пол. XVIII в.. Памятники архитектуры Москвы и области (2016). Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 31 июля 2018 года.
  18. Жилой дом прокурора Синодальной конторы, 1817 г., арх. И.Н. Лизогубов. Памятники архитектуры Москвы и области (2016). Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 31 июля 2018 года.
  19. Бусева-Давыдова, Длугач, Нащокина, 1997, с. 82—83.
  20. 20,0 20,1 20,2 Курлат, Соколовский, 1975, с. 99.
  21. Особняк Э.М. Федотовой, 1900 г., арх. С.Ф. Федотов, с 1923 г. – родильный дом им. Г.Л. Грауэрмана. Памятники архитектуры Москвы и области (2016). Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 31 июля 2018 года.
  22. 22,0 22,1 Курлат, Соколовский, 1975, с. 101.
  23. Бусева-Давыдова, Длугач, Нащокина, 1997, с. 85.
  24. Мошенцева, 2017.
  25. Курлат, Соколовский, 1975, с. 97.
  26. Курлат, Соколовский, 1975, с. 98.
  27. 27,0 27,1 Бусева-Давыдова, Длугач, Нащокина, 1997, с. 84.
  28. Бусева-Давыдова, Длугач, Нащокина, 1997, с. 83.
  29. Курлат, Соколовский, 1975, с. 100.
  30. Курлат, Соколовский, 1975, с. 102.
  31. 31,0 31,1 Вострышев, Шокарев, 2011, с. 340.

Литература

  • Агеева Р. А. Улицы Москвы. Старые и новые названия. — М.: Наука, техника, образование, 2003. — 336 с. — ISBN 5-9900013-1-2.
  • Бусева-Давыдова И., Длугач М., Нащокина М. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
  • Веллер М. Легенды Арбата. — М.: АСТ, 2009. — 320 с. — ISBN 978-5-17-062228-3.
  • Вострышев М. И., Шокарев С. Ю. Вся Москва от А до Я. — М.: Алгоритм, 2011. — 1064 с. — ISBN 9785432000019.
  • Гуревич Д. Е., Желудков В. И., Овсянников К. Л. Москва поднимает этажи. — М.: Профиздат, 1968. — 271 с.
  • Двинский Е. Я. Москва: спутник туриста. — М.: Московский рабочий, 1964. — 654 с.
  • Иконников А. В. Советская архитектура шестидесятых годов. — М.: Стройиздат, 1972. — 318 с.
  • История русского и советского искусства / под ред. Д. В. Сарабьянова. — М.: Высшая школа, 1979. — 383 с.
  • Курлат Ф., Соколовский Ю. С путеводителем по Москве. — М.: Московский рабочий, 1975. — 456 с.
  • Мошенцева П. Кремлевские пациенты, или Как умирали вожди. — М.: Алгоритм, 2017. — 256 с. — ISBN 978-5-906880-85-7.
  • Муравьёв В. Московские улицы. Секреты переименований. — М.: Эксмо, 2013. — 368 с. — ISBN 978-5-4438-0200-8.
  • Рогачёв А. Москва. Великие стройки социализма. — М.: Центрполиграф, 2014. — 480 с. — ISBN 978-5-227-05106-6.
  • Трофимов В. Г. Москва: путеводитель по районам. — М.: Московский рабочий, 1976. — 453 с.
  • Яралов Ю. С. Москва. — М.: Стройиздат, 1979. — 350 с.

В кино

  • «Урок литературы» (1968) 11:00, 18:00, 71:16 — видны строящиеся высотки в окружении кранов.

Ссылки