Прокат автомобилей

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Прокат автомобилей (аренда транспортных средств) — сдача автомобиля без водителя на определённый период времени (от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет).

История

США

Первый случай проката автомобиля за вознаграждение датирован 1916 годом, когда Джо Саундерс (Joe Saunders), владелец небольшой автомастерской в штате Небраска (США), сдал в прокат один из имеющихся у него автомобилей Форд Т (первая серийная модель автомобиля, известная так же как «Жестянка Лиззи»), предварительно закрепив счётчик пробега у переднего левого колеса. Саундерс почувствовал интерес к подобной услуге и начал развивать это направление своего бизнеса. В 1925 году ему принадлежало уже 25 станций аренды в различных штатах. Стоимость проката автомобиля в компании Саундерса составляла 10 центов за милю. Серьёзно нарушила планы Саундерса Великая депрессия (1929—1933 годы). Бизнес стал нерентабельным, что привелок банкротству компании.

Другая, параллельно развивающаяся с компанией Саундерса компания, была основана Уолтером Якобсом (Walter Jacobs). Её история немного более успешная: незадолго до начала Великой депрессии она была продана таксомоторной компании Yellow Cab (владелец Джон Херц). Впоследствии прокат автомобилей был выделен в отдельное направление и сегодня Hertz — одна из крупнейших автопрокатных компаний мира, имеющая более 5100 пунктов аренды. Ключевой составляющей успеха Hertz была аренда в аэропортах, в расчёте на деловых людей.

После Второй мировой войны начинается подъём экономики, что положительно сказалось и на индустрии проката автомобилей. В 1945—1950 годах создаются такие известные компании, как Avis (основана Уоренном Эйвисом (Warren Avis), пилотом ВВС), National Car Rental (в число её основателей вошёл и уже упомянутый Джо Саундерс), Dollar Trhifty и другие. На сегодня все они — крупнейшие прокатные компании мира, имеющие представительства в сотнях стран.

Европа

В 1912 году Мартином Сикстом была создана первая в Европе компания по прокату автомобилей «Sixt Autofahrten und Selbstfahrer». Компания начинала свою деятельность в Германии всего с тремя автомобилями и остаётся действующей на 2023 год под торговой маркой «Sixt» имея 440 офисов в Германии и 700 в других странах (преимущественно Европы)[1].

В 1948 году появилась швейцарская компания «Sefage» (полное название — сообщество самостоятельных водителей нем. Selbstfahrergenossenschaft), которую часто (и неверно) называют первой или одной из первых в Мире[2].

После Второй мировой войны крупные американские прокатные компании начали предоставлять услуги автопроката за рубежом. Среди них «Europcar» (1949 год) и «Thrifty» (1958 год) действующие в Малой Европе и сегодня[3].

Китай

Услуги автопроката в Китае начали предоставляться в 2010 году на базе общества «CC Clubs». Китайская аренда автомобилей работает только на внутренний рынок т.к. Китай не признаёт международные или любые другие водительские права, кроме китайских. Чтобы арендовать автомобиль в Китае необходимо сначала получить местные водительские права[4][5].

Крупный автопрокат управляется крупными китайскими производствами (SAIC Motor, Lifan Group) и конгломератами (Baoneng Group, Shouqi Group), но в небольших городах это может быть и семейной занятостью. Китайский автопрокат, как правило, располагает собственным автопарком состоящим преимущественно из электроавтомобилей. В 2015 году был запущен один из крупнейших и популярных в Китае сервисов по прокату электроавтомобилей «EvCard» от SAIC Motor. Известно, что уже к 2017 году он нарастил свой автопарк до 6000 автомобилей и создал более 3000 пунктов заказа.

В 2017 году в Китае наибольшей популярностью пользовались «ATzuche» (2014), «Baojia» (2014), «Feezu» (2014), «EvCard» (2015), «KuaiKuai» (2015), «Car2Go» (2015), «GoFun» (2016) и «LeShare» (2016)[6]

На 2023 год в крупных городах Китая существуют пункты международных компаний автопроката «Hertz», «Avis» и «Europcar», но более популярны местные компании, некоторые из которых доступны иностранцам со временными китайскими правами, например CAR Inc. (кит. 神州租车) и eHi Car Service (кит. 一嗨租车)[5]. Список лидеров китайского автопроката постоянно меняется, например в 2021 году был прекращён проект «Panda Yongche» от Lifan Group[7].

СССР

3 апреля 1956 года было издано постановление ЦК КПСС «Об упорядочении использования легковых автомобилей в министерствах, ведомствах, на предприятиях и в учреждениях г. Москве» создавшее предпосылки для возникновения автопроката[8].

Первой в СССР услуги аренды автомобилей начала предоставлять Автобаза №12 в Москве. Это произошло в июле 1956 года, услуга называлась «Прокат автомобиля без шофёра» и в первый год работы клиентам были доступны 80 автомобилей марок «Москвич-407», «Победа» и «Волга»[9].

Никита Хрущёв считал, что аренда автомобилей позволяет снизить их количество в крупных городах в 10-15 раз. Что в свою очередь должно снизить транспортную нагрузку на город и улучшить экологию[10]. В марте 1959 года прокат аналогичный московскому был открыт в Свердловске с автопарком в 20 автомобилей «Волга». В сентябре 1959 года генеральный секретарь заявил выступая на пленуме во Владивостоке:

Легковые автомобили будут использоваться у нас более рационально, чем это делают американцы: у нас будут всё более широко развиваться общие таксомоторные парки, из которых люди будут брать машины для необходимых поездок. Зачем человеку ломать голову над тем, где поставить машину, зачем ему возиться с ней? Такой порядок лучше будет удовлетворять запросы людей, отвечать интересам как общества в целом, так и каждого гражданина в отдельности. [11]

В ноябре 1959 года свердловский парк автопроката был расширен и в нём появились автомобили «Победа» и внедорожники «Козлик». К 1962 году услуга автопроката стала массовой т.к. действовала в 40 городах СССР[9].

Прокат автомобилей в Москве был наиболее свободным, в других городах СССР регламентация аренды автомобилей находилась в ведении местных советов. В общем случае, для получения услуги необходимо было обратиться в местный туристический клуб, где можно было, даже не являясь членом этого клуба взять автомобиль в прокат. Срок аренды мог составлять от нескольких часов до двух месяцев[9].

К концу 60-х годов пункты проката перешли из подчинения местных органов в новообразованное 23 июля 1969 года Министерство автомобильного транспорта РСФСР[12], которое взяло курс в диаметрально противоположном направлении: расширение производственной и технической базы автотранспортных предприятий, развитие автозаводов и создание массового личного автомобиля[13]. Как следствие изношенного прокатного автопарка и финансирования автопроката по остаточному принципу, к концу 70-х годов услуга аренды автомобиля в СССР перестала быть массовой и начала предоставляться только для зарубежных дипломатов[9].

Условия аренды

Условия аренды (проката) различаются практически во всех компаниях. Зачастую требуется достижение арендатором определённого возраста (21—25 лет), наличие как минимум годового стажа вождения, может потребоваться водительское удостоверение международного образца. Требования договора аренды могут включать ограничение по суточному пробегу автомобиля (превышение оплачивается за каждый километр), ограничения по территории эксплуатации (например, многие московские прокатные компании ограничивают зону эксплуатацией Московской областью, а петербургские — Ленинградской) и т. д. Для гарантии выполнения арендатором всех этих требований обычно взимается залог. Штрафными санкциями наказывается сдача невымытой машины, повреждение салона и кузова, нехватка топлива и т. д.

Классификация автомобилей

Крупные компании, предлагающие прокат автомобилей, имея парк в несколько десятков тысяч автомобилей, непрерывно перемещающихся между станциями аренды, не могут публиковать в прайс-листах полный список всех автомобилей, имеющихся в наличии. Поэтому была введена упорядоченная система классификации прокатных автомобилей. В Европе, на Ближнем Востоке и в Африке организацией, стандартизирующей классы прокатных автомобилей, является Association of Car Rental Industry Systems Standards (ACRISS). SIPP коды, определяющие класс и комплектацию конкретного автомобиля, широко используются международными автопрокатными компаниями. При бронировании следует учитывать, что гарантируется только соответствие реального автомобиля данному классу, а не конкретной марке.

Основной характеристикой деления по классам является длина кузова. По европейским стандартам разделение производится на 6 классов: A, B, C, D, E, F.

См. также

Примечания

  1. Sixt AG (англ.). Encyclopedia.com (2020).
  2. Un sognochiamato car sharing (итал.). La Repubblica (6 марта 2012).
  3. История проката автомобилей за рубежом. Weekend Sochi Transport & Travel (9 ноября 2017).
  4. Аренда авто в Китае. Woman advice (2023).
  5. 5,0 5,1 Как взять в аренду автомобиль в Китае?. Бизнес с Китаем (2023).
  6. The top 8 carsharing platforms in China (англ.) (2017).
  7. Chinese Car-Hailing Platform Panda Auto Shuts Amid Debt Crisis at Parent Lifan (англ.). China, Inside Out (1 февраля 2021).
  8. Об упорядочении использования легковых автомобилей в министерствах, ведомствах, на предприятиях и в учреждениях г. Москве. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов (3 апреля 1956).
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Прокатные автомобили в СССР. Портал об оборудовании и автоматизации (5 декабря 2018).
  10. Нам потребуется в 10 или 15 раз меньше машин. Коммерсантъ (12 октября 2015).
  11. Автомобиль - массам. За рулём (1960).
  12. Постановление Совета Министров РСФСР от 23 июля 1969 года № 436. Библиотека нормативно-правовых актов СССР (23 июля 1969).
  13. Трубицын Евгений Георгиевич. Герои страны (2000).

Ссылки